В наше сумасшедшее время – эпоху денег, олигархов, гламура и «звёздности» об этом как-то некогда думать. С экранов телевизоров из динамиков радиоприёмников звучит то, что, наверное, и соответствует духу и ритму нашего времени: «не заморачивайся», «не парься» и т. п.
Для современного человека телевизор – это абсолютный и непререкаемый авторитет. И если перефразировать вождя мирового пролетариата с учётом реалий 21-го века, можно сказать, что для нас «важнейшим из искусств» является TV. А чему нас с Вами и наших детей учит телевидение? Для этого достаточно полистать телепрограмму: основу составляют криминальные сериалы, насаждающие как норму жизни безжалостность и равнодушие к тому, что происходит рядом.
В выражениях этого молодёжного сленга, активно распространяемого телевидением, (русским языком всё это назвать, ну просто язык не поворачивается) довольно часто присутствует частица «не». Так что же так яростно отрицает наше подрастающее поколение, взяв за основу жизни образы с телеэкрана? Прежде всего, то, что всегда считалось основополагающими ценностями: доброта, помощь тем, кто оказался в трудной ситуации, уважение к себе и окружающим нас людям. Об этом же говорят все мировые религии. А часто ли мы, выйдя из храма, в повседневной жизни поступаем, так как нас тому учат?
Наверное, именно сейчас мы подошли к некоей черте, чтобы ответить на вопрос: в каком обществе мы хотим жить через 10, 20 лет? Что будет приоритетным тогда: жажда наживы любой ценой или сострадание, наше культурное наследие или герои сериала «Бригада»? И самое главное: останутся к тому времени русские, не по национальности, а по-настоящему русские, русские по духу и совести люди?
Опять на язык попала эта совесть. Так что же это такое - совесть? В толковом словаре Ожегова совесть трактуется так: «Чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом». Наверное, большинству из нас эта формулировка покажется не совсем понятной. Для начала выделим для себя, что совесть сопряжена с ответственностью, причём нравственной.
Так перед кем же человек несёт ответственность? Нравственный человек – в первую очередь перед собой. Являясь частью общества, он не потерпит безнравственных поступков ни в отношении себя, ни в отношении прочих членов общества. Безнравственный – только перед обществом, так как он лишён внутренних духовных качеств и зачастую попирает общепринятые этические нормы. А если человек безнравственен, да и общество на его «кренделя» смотрит сквозь пальцы, то это порождает не только чувство безответственности но дурной пример для подражания, и таким образом общество деградирует. Конечно, это общество может использовать все самые последние достижения науки и техники, но при отсутствии нравственности, духовности оно будет колоссом на глиняных ногах и рухнет при малейшем внешнем воздействии.
В том же словаре Ожегова «нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами».
Стремлений праздных суета
Но бедным быть всегда не сладко.
В современном обществе преобладает внешняя сторона жизни: блеск и роскошь, желание быть успешным, богатым и знаменитым, зачастую любой ценой. В общем «бери от жизни всё». Но прежде чем что-то получить нужно что-то отдать, а тому кому много дано с того много и спросится. Не знаю многим ли известен тот факт, что русские цари в 16 – 18 веках раздавали милостыню заключенным, причём не богатым и обеспеченным, а как бы сказали сейчас «самым малообеспеченным слоям населения».
Из учебника отечественной истории всем известно, что Москва стала центром Северо-Восточной Руси благодаря активному привлечению людских ресурсов, поддержке и развитию ремесленников. Что стоит за этой общей формулировкой? В те времена Москва была деревянной, и поэтому очень частыми были пожары, причём выгорал весь город дотла. Так, одной из мер пострадавшему населению практиковалась безвозмездное выделение строительных материалов погорельцам, и это в 14 - 16 веках!
А сейчас, преобладают ли в нашем обществе, в каждом из нас духовные, нравственные и интеллектуальные интересы над материальными? Думаю, что ответ на этот вопрос проиллюстрирует то как сейчас называют интеллектуалов – «ботаниками», «ботанами», «ботами». Согласитесь – это малоуважительные прозвища. Очень часто можно услышать как молодежь высмеивает людей читающих. Мне самому 35 лет и меня еще можно отнести к молодым людям, но я человек читающий, а любовь и уважение к книге у меня привиты с детства, и именно эти качества я стараюсь передать своим детям.
И тут сам собой напрашивается вопрос: а русские ли мы люди? А если русские – то куда девалась наша духовность? Интересный вопрос, на который нет однозначного ответа.
Меня ужасает ситуация сложившаяся в нашем государстве на сегодняшний день: книги по истории, культуре, поэзия выходят тиражами в 1 – 3 тысячи экземпляров, а криминальные романы, псевдоисторические рассказы приправленные клубничкой, а зачастую и откровенной пошлостью – тиражами в сотни тысяч экземпляров и вглянцевых обложках. В своё время Лев Николаевич Гумилёв сказал что «интеллигентность человека прямо пропорциональна знанию им истории».
Кстати, на Западе такая «литература» печатается на дешёвой бумаге, книжечками карманного формата стоит не дорого и зовётся «чтиво» - прочитал и выбросить не жалко.
И где же во всём этом просматривается свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными?
На этот вопрос каждый должен для себя ответить честно с чувством нравственной ответственности не только перед современным обществом, но и будущими поколениями русских людей, по совести – то есть откровенно.