28 июля 1794 года около 19-00 по местному времени на парижской площади Революции раздался пронзительный крик - это закричал гражданин Максимилиан Франсуа Мари Исидор де Робеспьер, когда с его простреленной накануне во время ареста нижней челюсти брутально сорвали присохшую окровавленную повязку. Впрочем, ситуайен Робеспьер очень быстро получил необходимую анестезию - через минуту эта челюсть вместе с остальной головой была уже в корзине, идущей в комплекте с известнейшим изобретением мсье Жозефа Игнаса Гильотена.
«Террор есть не что иное, как быстрая, строгая, непреклонная справедливость; следовательно, он является проявлением добродетели, он — не столько особый принцип, сколько вывод из общего принципа демократии, применяемого отечеством в крайней нужде».
Первое, что приходит мне на ум - слова сына турецкоподданного Остапа Ибрагимовича Бендера, сказанные совсем по другому случаю, но прекрасно передающие моё отношение к словам Робеспьера - "Хорошо излагает, собака - учитесь!".
Но даже, если Робеспьер и не был кровожаднее среднестатистического француза или любого другого обитателя планеты Земля, а просто очень-очень хотел, чтобы у него всё получилось, я очень надеюсь, что он успел вспомнить эту свою формулировочку за то время, пока лезвие "вывода из общего принципа демократии" совершало своё свободное падение на его шею.
Потому, что, как фаталист-мистик, я очень уважаю поэтическое правосудие - это реально круто, когда кармический бумеранг, облетевший по широкой (или не очень) дуге чью-то жизнь, возвращается и поражает метателя в грызло.
Однако в данном конкретном случае я бы предпочёл, чтобы "Безумный Макс" благополучно прожил ещё пять лет - до ноября 1799 года, - чтобы стать свидетелем нового переворота, совершённого его давним добрым знакомым, неким Наполеоном Бонапартом. А уж если бы Максимилиан протянул ещё пять годочков и поприсутствовал на коронации того же Наполеона 18 мая 1804 года - я был бы просто счастлив.
Потому, что декапитация для него - это слишком простое решение его проблем с перхотью. Это слишком "быстрая справедливость", которая несправедливо ставит Робеспьера на одну доску (пардон за плохой каламбур) с его жертвами, а также ставит точку там, где нужен вопросительный знак.
Конечно, было бы ещё лучше, если бы этих осчастливливателей человечества можно было как-то идентифицировать в самом раннем детстве и убивать из рогатки (по рекомендации всё того же О.Бендера) до того, как они отнимут жизни у тысяч и тысяч своих земляков. Но поскольку современный уровень педиатрии не позволяет этого, я бы удовольствовался тем, что Максимилиан воочию бы узрел и оценил, к чему привела Францию его прекрасная мечта о Свободе, Равенстве и Братстве.
Потому, что, как правило, после революционного изнасилования, организованного подобными "робеспьерами", мамаша обязательно разрешается от бремени вскормлённым кровью ублюдком, и этот ублюдок сначала приводит мамашу в чувство, а затем творит с ней совсем уж запредельную мерзость.
Стоило ли оно того?
Не знаю.
И знаю, чего это стоило России...
Говорят, история не знает сослагательного наклонения...
Что-то бы точно пошло не так, как оно пошло.
Но кто знает, что именно?
Но я знаю одно - массовые убийства можно предотвратить всегда.
Чтобы кто-то, услышав громкий разговор о вселенской несправедливости и необходимости с ней бороться, вовремя сообразил, что очень скоро этот разговор закончится тем, что сегодняшняя несправедливость покажется всем Потерянным Раем по сравнению с тем, что придёт ей на смену завтра.
Чтобы кто-то, увидев утром бегущего куда-то человека с горящими жаждой жизни глазами и размахивающего натянутой на палку тряпкой с неразборчивой надписью, вовремя сообразил, что к вечеру эту тряпку вобьют ему в глотку, а палку загонят ему в задницу.
Потому, что иного сценария развития событий не может быть - разговоры о справедливости рано или поздно всегда заканчиваются кровью.
Потому, что нет понятия, более противоречивого, чем эта самая справедливость.
И вот поэтому, если вы встретите такого запыхавшегося бегуна, утверждающего, что в данном подлунном мире нет нужных ему свобод, равенств и братств, не спорьте с ним.
Обнимите его за его угнетённые плечи и прогуляйтесь с ним до ближайшей "площади Революции".
Познакомьте его со своими друзьями - и пусть они помогут ему отправиться туда, куда он так хочет попасть - в мир, где торжествует свобода, царит равенство и сияет братство...
Просто повесьте его.