Мэр Николаева Александр Сенкевич
высказал мнение, что «Судостроительный
завод имени 61 коммунара» нужно снести «под ноль», а на его месте построить
развлекательный центр.
«Я не очень верю в возрождение судостроения в том формате, в котором
оно было, без государственной поддержки, гарантий, официальных экономических
зон. Сам завод, мне кажется, нужно снести «под ноль» и построить там классный
жилой комплекс, парковую зону, креативное пространство, сделать какой-то
торгово-развлекательный центр. Во-первых, потому что он в самом центре города,
и я не хотел бы, чтобы крупногабаритные машины здесь ездили», - заявил
Александр Сенкевич.
«Я могу пролоббировать вопрос выделения земли, прийти к депутатам и
сказать: «У нас будет строиться судостроительный завод». Но никто не придет. По
одной простой причине, потому что, прежде, чем задавать вопрос «Как?», нужно
задавать вопрос «Зачем?». Зачем
инвестору заходить в Украину, в Николаев? Если дешевле это сделать в Польше.
Если говорить о судостроении, то Николаев неконкурентоспособен. Мы можем долго
страдать, вспоминать наше героическое судостроительное прошлое», - отметил
городской голова.
С одной стороны мэр Николаева,
безусловно, прав. Инвесторы Украину обходят стороной и даже те, кто успели
вступить в неё до «революции гидности» теперь не знают, как спасти свои инвестиции.
С другой стороны Александр
Сенкевич своим заявлением полностью опровергает всю риторику и идеологию
«революции гидности» и Евромайдана. Значит, в Польше строить корабли дешевле,
чем в стране, в которой уровень зарплат в разы меньше, есть избыточные
электрогенерирующие мощности и собственное производство корабельной стали?
Здесь нужно уточнить – было
избыточное производство дешёвой электроэнергии до оккупации «революционерами».
Теперь, после потери Украиной Донбасса с его энергоресурсами, в виду критического
старения украинских АЭС, вопрос цены и стабильности поставок электроэнергии для
промышленного производства находится под большим вопросом.
Вот так вот простыми словами мэр Николаева в нескольких предложениях прояснил николаевской молодёжи её перспективы в стране и в городе. И перспективы самой украинской державы и место Николаева в ней. Никаких перспектив.
Рекреационная зона на месте бывших передовых производство и предприятий.
И «элитное» жильё на месте завода
в центре города.
Потому что надежды на государственную поддержку экономики или привлечение инвесторов больше нет. В Польшу инвестировать выгоднее.
Даже в материало и энергоёмкой области с большим количеством
неквалифицированного труда – судостроении, которое было вынесено из Европы в
развивающиеся страны, Украина оказалась неконкурентоспособна.
Жилье и развлекательные центры,
по большому счёту, в Николаеве строить есть где. Буквально на другом берегу
реки в районе Темвод пустуют огромные пространства – строй не хочу.
А вот вид развалин завода, с
которого и началась история Николаева, на котором была построена добрая доля
военного флота России и СССР, действительно очень хорошо иллюстрирует судьбу
Николаева в «независимой Украине». Особенно хорошо историю украинской «державы»
демонстрирует ржавый крейсер, носивший название несостоявшегося государства, так
и простоявший недостроенным все 25 лет «независимости» Украины.
Вот только за счёт чего будущая
николаевская и украинская «элита» рассчитывает покупать жилье в домах,
построенных на месте предприятий, и
развлекаться рядом с ними – не понятно.
Поэтому с такой лёгкостью и
расстаются с заводами.
Тем не менее, они настояли на
строительстве объекта именно на территории ЧСЗ. При этом много лет преодолевали
проблемы с транспортировкой своих грузов непосредственно по территории завода. Потому
что непременным условием иностранных инвесторов строительства порта было
лишение ЧСЗ возможности строить крупнотонажные корабли. Навсегда.
Теперь речь идёт об уничтожении
без возможности восстановления ещё одного из градообразующих в прошлом завода.
Не потому, что в городе не хватает земли под строительство «элитного жилья». А
потому что вид этих о многом напоминающих руин в центре Николаева действительно
сильно раздражает современных украинских правителей. И потому что привели их
иностранные заказчики к власти именно с целью полного уничтожения построенных
Россией промышленных центров. Без возможности восстановления.
При этом городскому голове даже в
голову не приходит, что объём крупнотоннажного автомобильного транспорта
ежедневно направляющегося через весь город к причалам «Нибулона» и другим
зерноперегрузочным терминалам Николаева
не сравним, ни в коей мере, с автомобильным обеспечением деятельности
судостроительных заводов. И ущерб, который зерновозы наносят городским
магистралям и мостам, никак не
компенсируется даже налогами, которые получает город от их деятельности.
Город Николаев создавался и
развивался как урбанистический центр, обслуживающий интересы крупных
промышленных оборонных предприятий. И как все города, лишившиеся
градообразующих производств, потерял смысл своего существования. Потому что
население, лишившееся заработка и городские власти, потерявшие налоги, не в
состоянии более обслуживать и поддерживать городскую инфраструктуру. Начиная от
капитального ремонта домов, заканчивая поддержанием в нормальном состоянии
дорог и городских сетей.
Бывшую столицу российского и
советского судостроения Украина уничтожала долго, поэтапно.
В Мариуполе, с закрытием
«Металлургического комбината имени Ильича», причиной которого также стала
потеря российского рынка, из-за политически обусловленной позиции украинских
властей, несколько тысяч человек окажется на улице. В связи с инициированной Украиной блокадой Донбасса на грани остановки
и уничтожения металлургические предприятия Днепродзержинска, Кривого Рога. На
этой неделе перекрывали дорогу машиностроители в Сумах, требуя выплатить
многомесячную задолженность по зарплате.
И получается это у них превосходно.
Вот только мэра Николаева и глав
других украинских городов, мечтающих увидеть на месте промышленных центров
элитное жилье и развлекательные центры, скорее всего, ждёт разочарование.
Трудоспособное, востребованное в
других местах население их покинуло, а то, что осталось, отнюдь не располагает
к размещению в местах его обитания элитного жилья или развлекательных центров.