Не исключено, что со временем историки признают, что только что завершившийся июль 2017 года стал роковым для российско-американских отношений и оказал огромное негативное влияние на современное состояние международной безопасности. Две страны, обладающие колоссальными и почти равными ядерными потенциалами, оказались на грани втягивания в жесткую эскалацию противостояния, чреватую завершиться полномасштабным конфликтом с применением силы (Карибский кризис – 2).
Кроме того, российско-американский кризис буквально на глазах усугубляет ситуацию на постсоветском пространстве, ставя с одной стороны перед соседями и союзниками России целый ряд проблем, включая экономических, но с другой стороны, для некоторых стран Восточной Европы, как кажется их руководству, открывает «окно возможностей»…
На грани
Проблема в том, что обозначившаяся крайне негативная тенденция в отношениях между Москвой и Вашингтоном уже набрала определенную инерцию и остановить быстрое ухудшение международной обстановки крайне сложно. В настоящее время между двумя странами осталась только одна «контактная площадка» на уровне российского МИДа и Госсекретаря США, носящая скорее консультационный характер, что и проявилось 6 августа на очередной встрече глав внешнеполитических ведомств двух стран на Филиппинах.
Реальные переговорные «площадки» между США и РФ отсутствуют, их открытие не только предвидится, но и не предполагается, хотя тот же Д. Трамп 3 августа отметил, что «отношения Соединенных штатов и России находятся на самом низком уровне, и это представляет опасность». Иными словами, у сторон есть понимание, что «опасность» существует, но вот механизмы ограничения рисков отсутствуют и создать их пока невозможно.
Последняя капля…
Необходимо напомнить, что в конце декабря 2016 года администрация Б. Обамы арестовала российскую дипломатическую собственность и выслала 35 сотрудников посольства России в Вашингтоне. Российская сторона тянула с ответом почти семь месяцев, но тем не менее, в США оценили высылку 755 американских дипломатов и запрет посольству на использование двух объектов недвижимости на территории Москвы исключительно болезненно.
После подписания 2 августа президентом США закона об антироссийских санкциях («Закон о противодействии противникамСША посредством санкций»), включающего механизм, лишающий президента США возможности отменять санкции против России без разрешения конгресса, в Москве решили, что улучшения отношений между РФ и США ожидать не стоит.
Попутно в России политический истеблишмент и экспертное сообщество почти консолидировано пришли к выводу, что в настоящее время США не представляют из себя договороспособного партнера и вести с ними любые переговоры бесполезно.
Между прочим, данная версия бессмысленности контактов с Вашингтоном обрела популярность в среде российского политического класса еще со времен бомбежки НАТО Югославии (1999 г.), провозглашения независимости Косово и одностороннего выхода США из договора по ПРО (2002 г.), но только сейчас она на глазах становится доминирующей.
Попутно солидное большинство российских экспертов пришли к выводу, что в середине 2017 года внешняя политика Москвы на американском направлении внешней политики РФ столкнулась с проблемой внутреннего характера, отражающего современный раскол американских элит. В итоге, в ядерной супердержаве (США) России не с кем вести переговоры, так как от президента на международной арене уже ничего не зависит, а с конгрессом вести переговоры невозможно. Кроме того, и обсуждать с США не имеет смысла, так как любой диалог подразумевает определенный учет интересов партнеров. Но с августа 2017 года США ждут от РФ односторонних уступок и покорности, что естественно, опять абсолютно невозможно.
Реплика
Запад, видимо учитывая реальный негативный для российской экономики потенциал санкций, говорят только о сдерживании и стагнации российской экономики. В тоже время, восточноевропейские эксперты уже третий год по прежнему выражают оптимизм насчет того, что очередная порция западных санкций именно в этот раз/в этом году/в ближайшее время обязательно «добьет» экономику России. Как следствие в том же Киеве, Тбилиси, да и в Минске очень жду, когда федерация вот-вот начнет разваливаться, Крым вернется в Украину с миллионами кающихся крымчан, а соседи России, уже успешно проев за два десятилетия «наследство» СССР, наконец-то дорвутся до упоительного торга по разделу богатств уже России. Иными словами, мечты Порошенко, Лукашенко, Тимошенко и т.д. наконец-то исполнятся… Проблема в том, что с одной стороны политики и эксперты Украины, Беларуси, Молдовы и стран Прибалтики и дальше десятилетиями могут доказывать и убеждать друг друга в том, что Россия начнет «рушится» не через два года, а уже буквально через шесть месяцев, но с другой стороны, «Васька слушает, да ест», не особо обращая внимание на «экспертный энтузиазм» по периметру России.
Что это?
Необходимо учитывать, что принятый конгрессом и подписанный президентом США закон с одной стороны кодифицирует санкции уже принятые администрацией Б. Обамы, а с другой стороны создает условия для новых санкций, которые может принять Д. Трамп в секторах российской экономики, которые в основном уже были определены еще в 2014 году. Иными словами, закон по санкциям носит «оболочный» характер, создавая условия для того, чтобы исполнительная власть «углубила» санкции против России. Иными словами, стоит подождать и посмотреть, как закон будет реализовываться.
Не стоит забывать и то, что закон, как любое юридическое или политическое событие, несёт в себе, как негативное, так и позитивное начало. В частности, спецификой закона является его всеохватывающий характер, т.е. он выходит из рамок двусторонних отношений «США – Россия», а распространяет свою юрисдикцию, прежде всего, на Европу, что уже вызвало возражение у германского бизнеса, который в свою очередь обвиняет Вашингтон в нечестной конкуренции на европейском энергетическом рынке.
Необходимо отметить, что это далеко не первый случай, когда США придают своему законодательству глобальный характер. В частности, своеобразной традицией стали претензии американских судов различного уровня на исполнение их вердиктов в зарубежных странах.
Но в тоже время, во всем этом законодательной экспансии есть и определенный позитив. Не является тайной, что санкционный закон нацелен на те сектора российской экономики, которые могут оказаться конкурентом американскому экспорту в Европу. Это, прежде всего, относится к российскому трубопроводному газу, а также продукции металлургической промышленности. Посредством закона сделана попытка блокировать строительство газопровода «Северный поток-2», что практически мгновенно сняло многолетние претензии к России в использовании «Газпрома» в качестве «политического оружия». Сейчас уже понятно, кто в настоящее время использует собственный сланцевый газ в качестве реального политического инструмента. По словам премьера России Д. Медведева, в данном случае под видом санкций против «России была объявлена полноценная торговая война»
В российском истеблишменте и экспертном сообществе существует консенсус вокруг понимания того, что экономическая война РФ была бы объявлена в любом случае, независимо от поводов и причин, которые были использованы Западом.
Причины санкций
Необходимо обратить внимание на официальную мотивацию санкционного закона. На первом месте оказывается «кибервмешательство» в президентские выборы в США. Этот момент исключительно важен, так как с одной стороны, нет ни одного вердикта ни одного американского суда, куда был бы подан иск в отношении непризнания итогов президентских выборов 2016 года по причине российской кибератаки. С другой стороны, Д. Трамп, подписав 2 августа санкционный закон, фактически поставил под вопрос собственную электоральную победу в ноябре 2016 г.
Любопытно, что вина России за «аннексию Крыма», «агрессию против Украины» и даже за существование Приднестровья в законе просто перечисляются, что говорит о том, что для американского истеблишмента вопрос о легитимности собственной власти в Белом доме всё-таки приоритетный. Однако, необходимо заметить, что политические элиты и экспертное сообщество Киева твердо уверены, что Вашингтон «наказывает» Москву исключительно из-за Украины.
При этом коллеги из украинского экспертного сообщества при личных встречах и экспертных контактах всеми силами уклоняются от вопросов в отношении того, что ни один из украинских судов (!) не принял иск об агрессии России против Украины, как и то, что до сегодняшнего дня ни в один из международных судов Украина так и не подала иск против России за «аннексию» Крыма. Между прочим, ни один из украинских судов или судов ЕС так и не признал ополченцев «террористами»…
Реплика
Интересно то, что в последнее время постепенно в ряде российских политических и экспертных групп все более популярной становится идея реального ввода российских войск в Донбасс. Логика в данном случае вполне прямолинейная – если Россию наказывают за «агрессию» против Украины и вводят против неё санкции, то надо использовать то, за что уже «заплачено». Иными словами, учитывая, что РФ и так «обложена» санкциями за «оккупацию» Донбасса, то имеет смысл заменить на позициях ДНР и ЛНР ополченцев кадровыми частями российской армии с Т-90 и современной артиллерией, авиацией всех видов, «Искандерами», вертолетами поддержки, боевыми дронами при поддержке РСМД и Черноморского флота. Безусловно, в случае подобной ротации со стороны позиций ВСУ в сторону кварталов Донецка или Горловки не то, что пуля - комар не вылетит…
С другой стороны, понятно, что Россия не пойдет на столь демонстративное обострение ситуации на Юго-Востоке Украины.
Ответ России
Как уже отмечалось выше, Россия, протянув почти семь месяцев, всё-таки ответила США в рамках дипломатических отношений, что не исключает жесткой реакции Вашингтона. Автор этих строк уверен, что размен не состоится (декабрь на июль) и США обязательно ответят, что вполне вписывается в их стремление быть «высшей судебной инстанцией» на планете и «наказывать» непокорных.
Непосредственно на экономические санкции Россия отвечать не будет. Об этом на прошлой неделе заявил В. Путин. Это связано не только с тем, что в условиях высокой взаимозависимости экономик крайне сложно выделить возможности для ответных санкций, чтобы они не получить экономический «бумеранг» по собственной экономике, но и нежеланием российского руководства втягиваться в противостояние.
Последствия для России
Необходимо учесть, что пока никаких новых экономических санкций в отношении России не введено. В тоже время нельзя не отметить, что санкции создают в целом негативный фон для инвестиций в российскую экономику. Снижение инвестиционной привлекательности является самым главным негативным эффектом для российской экономики.
Ряд проектов, включая газопровод «Северный поток-2», могут быть несколько заторможены, но остановить их вряд ли получится. Несмотря на надежды Киева, что и после 2019 года российский газ будет и дальше идти транзитом через Украину, сомнительно, чтобы через два года «агрессор» продолжил полноценно использовать украинскую газотранспортную систему.
Справка
Роль энергоносителей в экспорте России в первом полугодии 2017 года составил 48,3%. По другим оценкам, сейчас около 60% экспорта из России носит несырьевой характер. Сюда необходимо включить продукцию металлургии (около 10%), химии (5-5,5%), машиностроения (4-5%), военно-технической продукции (5%), продовольствия (4,6-5%).
Что дальше?
В конце прошлой неделе наметились определенные позитивные тенденции в российско-американских отношениях. Несколько неожиданно РФ, КНР и США вполне согласовано сыграли против ядерно-ракетной программы КНДР на «поле» СБ ООН, хотя постоянный представитель России в ООН предостерег Вашингтон, что возможности санкционного давления на Пхеньян «исчерпаны», чем «прозрачно» намекнул, что США в дальнейшем не смогут больше натравливать на Северную Корею Пекин и Москву.
Не стоит забывать, что больше месяца сохраняется соглашение между России, США и Иорданией по деэскалации ситуации в Сирии… Есть еще несколько направлений, где контакты между двумя ядерными супердержавами сохраняются… Этого не много, но всё равно лучше, чем война…
Но особый интерес представляет реакция на санкционный закон США против России в странах постсоветского пространства, включая в Беларуси.
Кому война, а кому мать родна (русская пословица)
Судя по косвенным признакам, сообщения мировых информационных агентств о том, что в США принят новый антироссийский санкционный закон, вызвали волну оптимизма в белорусском руководстве. Возможно, что со временем по теме «обновленных» санкций против партнера по строительству Союзного государства последуют и публичные заявления представителей белорусского руководства, но уже первая реакция официальных белорусских СМИ (с 40 минуты) была сфокусирована вокруг будущих преимуществ и выгод, которые должна извлечь Беларусь из очередного обострения отношений России с Западом. Естественно, из Минска до сегодняшнего дня не прозвучало ни одного слова в поддержку «союзника» …
Судя по косвенным признакам, сообщения мировых информационных агентств о том, что в США принят новый антироссийский санкционный закон, вызвали волну оптимизма в белорусском руководстве. Возможно, что со временем по теме «обновленных» санкций против партнера по строительству Союзного государства последуют и публичные заявления представителей белорусского руководства, но уже первая реакция официальных белорусских СМИ (с 40 минуты) была сфокусирована вокруг будущих преимуществ и выгод, которые должна извлечь Беларусь из очередного обострения отношений России с Западом. Естественно, из Минска до сегодняшнего дня не прозвучало ни одного слова в поддержку «союзника» …
Первая реакция
Нет секрета в том, что для аналитика имеет особое значение фиксирование первой реакции системы на то или иное значимое событие или внешний процесс. Дело в том, что даже если власти уже имеют наготове сценарий реагирования на ожидаемое действия на международной арене, но, тем не менее, первые отзывы, как правило, сигнализируют о глубинных инстинктах руководства страны, всплеске надежд или разочарованиях властей и, как правило, отражают реальные настроения истеблишмента.
В частности, на белорусском телевидении (6 августа 2017 г.) с одной стороны, говорилось, что Беларусь в условиях противостояния Запада и Востока, не склоняясь ни в одну из сторон противостояния, должна быть «осторожна». Иными словами, политический рецепт для Беларуси в создавшихся международных условиях уже выработан и вполне конкретен: республика в условиях эскалации противостояния между Западом и России должна уклониться от союзнических обязательств в отношении Москвы.
В принципе, данный рецепт, оперативно озвученный в белорусском медиапространстве, не является новым словом белорусской внешней политики, так как речь идет о действиях, проводимой официальным Минском последние два десятка лет.
С другой стороны, на том же белорусском телевидении отмечалось, что Беларусь и впредь может не только использовать санкции для поставок на российский рынок товаров из Европы, но и наращивать их. Для примера, в сюжете канала «Беларусь 24» от 6 августа были упомянуты лекарственные средства, которые, поменяв европейские упаковки на белорусские, в ближайшее время дополнят список контрабанды, поступающей на российский рынок.
Необходимо отметить, что в данном случае мы сталкиваемся с важной для современной Беларуси политической «формулой» - на санкциях против России необходимо наживаться, не считаясь с политическими последствиями, так как Москве будет не до выяснения отношений с «союзником». На обывательском уровне такую политику называют «делать под шумок». Но в любом случае, для белорусского истеблишмента антироссийские санкции подразумевают «легкие деньги», от которых власти не в силах отказаться.
Солидарности не ждали
Справедливости ради надо отметить, что в Москве не ждали какой-либо политической солидарности от Беларуси, чей президент всего две недели назад вернулся из Киева. В принципе, для руководства России и российского экспертного сообщества позиция белорусских властей по отношению к российской внешней политике не вызывает удивления. В современной России лишь некоторые депутаты ГосДумы, да отдельные телеведущие федеральных телеканалов в большей степени по инерции продолжают публично говорить о российско-белорусском «союзничестве». Руководство России старается вообще не вспоминать о Беларуси, если только не идет речь об очередном саммите, на котором президенту России или российскому премьер-министру приходится сидеть с А. Лукашенко за одним столом. В принципе, Беларуси в российском медиапространстве практически нет.
Реплика
Стоит отметить, что, судя по косвенным признакам, белорусские власти учитывают, что «белорусская тема» в России, скажем так, «неактуальна». Несмотря на то, что под ширмой Союзного государства белорусские власти имеют в России целый ряд печатных и электронных СМИ, их уровень невысок и носит в большей степени рекламный характер. Никакого влияния на российское медиапространство данные «рупоры Лукашенко» не имеют.
Кроме того, несмотря на то, что А. Лукашенко твердо уверен в своей популярности среди россиян, для белорусских властей все-таки не является секретом, что имя белорусского президента в России всё чаще увязывают с крайне негативными персонажами из российской истории. Понятно, что эти тенденции, ставшие очевидными в период последнего и самого тяжелого российско-белорусского кризиса 2016 – весны 2017 года, продолжают вызывать беспокойство официального Минска.
Реакция из Минска последовало. В 2017 году в российском медиапространстве постепенно «всплыл» целый Интернет-архипелаг пробелорусских сайтов, порталов, постояннодействующих «круглых столов» и экспертных клубов. В составе актива данных виртуальных «площадок» можно обнаружить одних и тех же «экспертов» и «мыслителей» (т.н. «белорусских философов»), которые давно и хорошо известны специалистам по современной Беларуси.
«Белорусские философы», чей состав периодически пополняется, не первый год активно отстаивают и одновременно пытаются навязать российской общественности и политическому классу в РФ иждивенческую версию российско-белорусской интеграции, подменяющей реальные интеграционные процессы между двумя не чужими друг другу странами и народами. Иными словами, «белорусские философы» навязывают России безусловную обязанность за счет российских ресурсов поддерживать и сохранять политический режим А. Лукашенко, пряча и маскируя примитивный белорусский авторитаризм за спиной белорусского народа и белорусского национального государства.
Однако, невиданная за последние два десятилетия активности белорусского государства в российском информационном поле пока не переломила негативную («украинскую») для официального Минска тенденцию. С одной стороны, уровень предлагаемой «белорусскими философами» политической публицистики и аналитики остается неубедительным, так как авторам приходится заниматься апологетикой политики А. Лукашенко по отношению к России. По этой причине, вновь созданные Интернет-ресурсы в какой-то степени больше интересны для белорусского Интернет-пространства, а не российского, где у них оказалась крайне ограниченная аудитория.
Видимо, в Минске это учитывают и попытаются закрепиться прежде всего на российском телевизионном рынке, что для А. Лукашенко критически важно в условиях начинающейся в России президентской кампании…
С другой стороны, на эффективность белорусской пропаганды в России разрушительно действуют периодически всплывающие в российском медиапространстве упоминания о реальном отношении Минска к Крыму, Южной Осетии и Абхазии, визитах А. Лукашенко в Киев и т.д. В итоге, даже несведущему в мировой политике человеку, независимо от его гражданства, понятно, что белорусский президент упорно пытается «усидеть на двух стульях».
Стратегия
Анализируя отношение официального Минска к эскалации противостояния между Россией и Западом, включая, прежде всего, США, необходимо учитывать два фактора, которые являются ключевыми для формирования любого шага белорусского руководства на международной арене.
Прежде всего, в основе любых решений А. Лукашенко лежит задача сохранения власти в руках ныне правящей быстро оформляющейся династии. Во-вторых, Минск всегда будет стараться уклониться от того, чтобы оказаться в одном с Россией геополитическом «окопе».
В данном случае, не углубляясь в нюансы политики балансирования, которую после зимнего «провала» 2016-2017 гг., белорусские власти, попытаются в новых международных условиях возобновить в полном масштабе, стоит обратить внимание на восприятие А. Лукашенко мировой политики.
Мировоззрение белорусского президента ничем не отличается от устоявшихся мнений основной массы белорусского политического класса, который, в свою очередь, видит в США и Евросоюзе политического и экономического гегемона, обладающего огромным экономическим и военным потенциалами, неисчерпаемыми финансовыми ресурсами, новейшими технологиями и склонного к решительному применению любых средств для достижения своих целей на мировой арене. Как неоднократно отмечал автор этих строк, исходя из огромной разницы в экономических и военно-стратегических возможностях, белорусский истеблишмент, как, впрочем, и украинский, твердо уверен, что Россия проиграет противостояние с Западом, пойдет на глобальные уступки или вообще начнет «крошиться» на микроскопические квазигосударства. А. Лукашенко не только уверен, но и нетерпеливо ждет исполнения столь апокалипсического сценария…
Реплика
Справедливости ради стоит отметить, что столь масштабные надежды стран Восточной Европы на то, что США обязательно «продавят» Россию и заставят Москву уступить, как-то блекнут на фоне бесплодной и бессмысленной перепалки между Вашингтоном и Пхеньяном. Современные США не в силах решить проблему ядерно-ракетной программы крохотной Северной Кореи. Что уж говорить о России…
Успеть к «обеду»!
Учитывая мнение белорусского президента о том, что Москва обречена покориться Западу, вся политика официального Минска в отношении России носит стремительный, почти «пожарный» характер: максимально быстро и в наибольших объемах «выбить» и «выкачать» из РФ ресурсы (нефть, кредиты и т.д.), максимально закрепиться на российском рынке, не допустить российский бизнес на белорусский рынок, уклониться от выполнения любых союзных обязательств и т.д... Белорусские власти очень торопятся.
В тоже время, в Минске считают, что если Россия начнет «разваливаться» по примеру СССР, то это позволит республике уйти от возврата кредитов, белорусским предприятиям поможет стать монополистами на российском рынке, а белорусское руководство выступит в роли «пятой прозападной колонны» перед Западом, который, в свою очередь, будет Минску благодарен. Данные надежды А. Лукашенко и В. Макея носят, так сказать «стратегический» характер, но у белорусских властей есть и более конкретные цели и задачи.
Тактика
В условиях, когда президент США, опираясь на принятый закон, будет вынужден углублять санкции против России (что, тем не менее, пока не факт), у белорусских властей открывается своеобразное «окно возможностей», позволяющее решить как текущие проблемы, так и среднесрочные задачи.
Прежде всего, в Минске уверены, что Москве нечем ответить Вашингтону и последствия санкций для российской экономики будут разрушительны. Так, во всяком случае, хочется В. Макею, Ст. Засю, А. Гуре, Л. Анаьич, Г. Давыдько, В. Семашко и др. лицам из ближнего и дальнего окружения А. Лукашенко. При этом, как уже отмечалось выше, в среде белорусского истеблишмента присутствует твёрдое мнение, что Москве сейчас «не до нас» и у А. Лукашенко возможности для безнаказанных антироссийских маневров увеличиваются на порядок.
Но в тоже время, нельзя не признать, что российско-американский кризис открывает огромные возможности для курса, который сформировал и проводит в жизнь белорусский МИД. Во всяком случае, сейчас украинскому вектору белорусской внешней политики, скорее всего, ничего не угрожает, если только сам Киев, с топливной поддержкой Минска, не развяжет в сентябре очередную военную операцию по ликвидации самопровозглашенных республик в Донбассе.
Более того, эскалация напряженности между Западом и Россией, формально создает возможность для возвращения к самой желаемой и одновременно самой фантастической идеи А. Лукашенко - Беларусь должна стать естественным посредником («шлюзом») между Москвой и Вашингтоном/Брюсселем.
Реплика
«Утки» об особой значимости А. Лукашенко во внешней и даже внутренней политике России периодически забрасываются в белорусское и даже российское медиапространство. В 2013 году был осуществлен информационный вброс о том, что В. Путин, не имея возможности совладать с российскими олигархами, попросил А. Лукашенко арестовать генерального директора «Уралкалия» А. Баумгертнера. Потом, почти каждый года, с завидной периодичностью появлялись «утечки» о том, что А. Лукашенко выполняет очередное «поручение» президента России. Последним примером данной «утиной политики» явилось заявление самого А. Лукашенко от 20 июля 2017 г. в Киеве, где белорусский президент уверял, что только «выполняет поручения» теперь уже «двух президентов».
Безусловно, необходимо быть исключительно наивным человеком, ничего не знающим о реальных отношениях между Москвой и Минском, чтобы представить себе доверительные отношения (!) между В. Путиным и А. Лукашенко. С тем же успехом можно утверждать, что на Луне есть биологическая жизнь.
Деньги
Главный дивиденд Минска в эскалации российско-американского кризиса – возможность, используя статус «последнего союзника», нарастить давление на Москву с целью получения не только новых кредитов, но и скорейшего запуска единого рынка энергоносителей в рамках ЕАЭС. Получения статуса официального посредника на европейском энергетической рынке – давняя цель А. Лукашенко, к которой он идет многие годы. Санкции Запада, как считают в белорусском руководстве, помогут Минску сделать из России энергетическую колонию.
Кроме того, белорусские власти учитывают, что в настоящее время прямые инвестиции в Россию - страну, находящуюся под санкциями, будут затруднены. В этом плане считается, что санкции против Москвы резко увеличивают инвестиционную привлекательность Беларуси, имеющей открытый доступ на российский рынок. Инвестиции, предназначенные для России, должны, по идее, осесть в Беларуси…
В пропагандистском плане у А. Лукашенко появляется возможность, прикрываясь антироссийскими санкциями, сваливать вину за те или иные проблемы в белорусской экономике на Россию и несговорчивый Кремль.
Попутно, начали проявляться и другие, почти фантастические надежды. Кто-то заговорил о полноценном посольстве США в Минске, которое «заменит посольство США в Москве, кто-то стал уверять, что газопровод «Северный поток – 2» «США построить не дадут» и возможна реанимация проекта «Ямал-Европа – 2» и т.д.
Реальность может быть иной
В среде белорусского истеблишмента нашлось место и негативным ожиданиям в отношении последствий новой антироссийской санкционной волны. В частности, в Минске не исключают, что в случае ухудшения экономической ситуации в России из-за санкций, Москва резко сократит экономическую поддержку «верному союзнику». Иными словами, Россия может вообще прекратить экономически поддерживать Беларусь, если Минск не примет однозначного геополитического решения. Иными словами, в создавшейся международной ситуации Москва в весьма жестком формате может потребовать от А. Лукашенко срочно и однозначно «определиться». Ведь России терять сейчас нечего…