Реформы основных государственных систем – полиции, судопроизводства, медицины, образования – уже приняты. Причем приняты на бумаге так, что на практике их реализация разваливает эти структуры, и вместо обещанного улучшения ведет к вполне логичному коллапсу. Придуманы и навязаны эти реформы в основном «европейскими и американскими партнерами», которым на самом деле и не нужно было, чтобы все это функционировало. Никакой привязки к украинским реалиям все эти законопроекты не имеют и внедрить их так, чтобы они работали на благо населения, попросту невозможно.
Но ручки у «реформаторов» продолжают чесаться и очень
хочется развалить что-нибудь еще. Да и кредиторы в лице МВФ настаивают, что для
возврата долгов нужно наполнять казну. Практически нетронутой государственной
системой, работающей в стране, осталась фискальная. И вот уже грядет в Украине
не просто реформа – «налоговая революция». Опубликованы два проекта серьезных
изменений в налогообложении.
Существующий налог на прибыль предприятий в 18% отменяется, компании могут инвестировать полученный доход в бизнес безо всякой фискальной нагрузки.
Налогом облагается только выведение средств в виде
дивидендов – 15% или иными путями – 20% от суммы. По мнению инициаторов этого
законопроекта, это позволит бизнесу развиваться, снимет «фискальный колпак»
проверок, привлечет толпы инвесторов и в целом поднимет экономику страны в
невиданные ранее выси.
Правда, по дороге к экономическому раю «кормить никто не
обещал». В том смысле, что даже самые оптимистично настроенные эксперты
считают, что плоды эта идея начнет приносить лет через пять, а в течении этого
времени государственный бюджет недополучит такие суммы, что выполнение его не
сможет быть реализовано в расходной части. Не за что будет делать социальные
выплаты, содержать медицину и образование, и так далее. По подсчетам
специалистов, в случае принятия этого законопроекта, бюджет уже в следующем
году не досчитается 30-40 миллиардов гривен.
Большая часть украинского бизнеса на данный момент находится
«в тени», предприниматели научились схемам маскировки прибыли под убыток, и за
2016 год предприятия официально «ушли в минус» на рекордную сумму в 1 триллион
гривен. Напомню, по результатам 2016 года Украина вошла в тройку стран с
максимальным объемом теневой экономики в 45%, после Азербайджана (67%) и
Нигерии (48%).
Пессимистично настроенные специалисты уверены, что лет за
пять бизнес несомненно научится уклоняться от уплаты налога и по новой схеме.
Но законотворцы нацелились на обложение налогом именно выводимых из Украины
ежегодно 10% ВВП, которые уходят в офшоры и на прочие заграничные счета.
Главная задача планируемого налогообложения по этой схеме –
заставить предприятия вкладывать в развитие бизнеса. Теоретически, идея
прогрессивная. Однако эксперт Виктор Скаршевский высказал свои сомнения в
интервью изданию «Страна».
«Нужен целый комплекс
мер, в том числе, принятие новых реально работающих законов. В стране, где не
работают суды и нет гарантии защиты частной собственности замена одного налога
на другой ничего не даст. Ведь зачем бизнесу инвестировать деньги в развитие,
если уже завтра к нему придут рейдеры, власти при помощи прокуратуры, МВД и СБУ
отожмут бизнес, а на стройплощадку нападут радикалы, а потом начнут вымогать
деньги за спокойствие», - отмечает экономист Скаршевский.
Возможно, большинству предпринимателей освобождение от
налогов во имя будущих инвестиций и понравится. Но за чей счет банкет? Как
будут «латать дыру в бюджете»?
Ожидаемо, за счет населения. Во-первых, повышение акцизов на
алкоголь, сигареты и цен на продукты питания. Во-вторых, «временное» повышение
НДС на 2%, которое, разумеется, автоматически повысит цены на все остальное.
Году этак в 2012-13, до войны, граждане вполне могли бы «потянуть» такую
нагрузку. Без обесценивания зарплат и выплат, доллар по 8, коммунальные в разы
ниже. Но не сейчас, когда для большинства людей каждая гривна – вопрос
выживания. Не готовы граждане отдавать последние копейки на благо бизнесменов,
и все тут.
В частности, два из трех поданных в Раду законопроектов по
этому вопросу предлагают стимулировать бдительность граждан финансово, чтобы те
активно «стучали» на физических лиц-предпринимателей (ФЛП).
Законопроект №6757 «О создании условий для детенизации
расчетов в сфере торговли и услуг» предусматривает внесение в Налоговый кодекс
ряда изменений, благодаря которым за «сигнал» о невыданном продавцом чеке
покупателю в награду будет возмещена сумма «нечестной покупки», если она
составляет не менее 50 необлагаемых минимумов, около 850 гривен, из
специального фонда, который будет пополняться за счет увеличенных штрафов. Предлагают
также запустить портал проверки чеков и ужесточение проверок бизнеса. В этом же
законопроекте предлагают решить проблему минимизации налогов путем заключения
договоров с ФЛП вместо трудоустройства этих лиц на предприятие.
Законопроект №7142, снова той же группы депутатов, посвящен
уже самим предпринимателям. Он предлагает внести в Налоговый кодекс ряд
новаций, в частности, ввести обязательную идентификацию в налоговых накладных
покупателя товаров и услуг, которые не является плательщиком НДС (то есть, ФЛПов)
с целью отслеживания движения товаров и уплаты НДС поставщиком. Авторы считают,
что 65% всех зарегистрированных ФЛП не ведут никакого бизнеса.
Список предпринимателей, использующих кассовые аппараты,
хотят заметно расширить, внеся туда и интернет-магазины, и продавцов бытовой
техники, ювелирных изделий, лекарственных средств. А также ФЛП, использующих
торговые точки площадью от 100 м.кв. Совсем мелкий бизнес, МАФы и лотки
предлагается пока не трогать.
Депутат Киевсовета и глава Ассоциации поставщиков розничных
сетей Украины Алексей Дорошенко говорит, что власти готовятся взять в оборот
мелкий бизнес, так как из крупного уже выжали все, что могли, а пополнять
бюджет нужно. «Но если тех же мелких
торговцев заставят массово обзаводится кассовыми аппаратами, это просто убьет
малый бизнес. РРО - это сравнительно большие расходы, необходимость вести
кассовый учет и пр. Большинство предпринимателей просто не разберется во всей
этой кухне, а штрафы за нарушения очень высокие и могут доходить до нескольких
десятков тысяч гривен, что многим мелким торговцам просто не по карману», -
считает Дорошенко.
Все эти дополнительные расходы предпринимателей снова лягут
на плечи обывателей, потребителей подорожавших товаров и услуг, что чревато
новым витком инфляции в стране.
Экономист Григорий Кукуруза отмечает, что «в случае насильственной детенизации и
соответственного повышения налоговой нагрузки (как это предполагают упомянутые
законопроекты) 10-15% предприятий, в которых заняты 1,14 млн. населения могут
просто-напросто прекратить свое существование. При этом, львиная доля закрытий
выпадет на регионы и малые города, где запас рентабельности гораздо ниже уровня
крупных городов. В итоге, - это до 150 тыс. одновременно потерявших работу лиц
или общий рост безработицы в стране на 9%». Плюс - возможен массовый
передел наиболее хлебных рынков.
«Просто оформите пул
жалоб на интересующий вас ресторан, и предложите их отозвать за 20-30% рыночной
стоимости объекта. Или, если вам еще больше хочется сбить цену, - отправьте к
нему пару проверок, фактически блокирующих работу заведения в пиковые моменты продаж.
А потом пользуйтесь на здоровье, отдав долю вашим друзьям из налоговой», -
иронизирует экономист.
«Уровень уклонения от налогов по этой схеме - от 4,2 до 9,5 млрд. грн. или 0,6% запланированных доходов сводного бюджета на 2018 год. Учитывая потенциал потерь в 150 тыс. рабочих мест и прекращение уплаты этими людьми уже каких-либо налогов, стоит задаться вопросом: а стоит ли игра свеч? Или возможно стоит обратить внимание на разработку реформ, мотивирующих людей добровольно уплачивать положенные налоги», - резюмирует эксперт Григорий Кукуруза.
Таким образом, второй путь «налоговой революции» предлагает выжать до нитки мелкий и средний бизнес, но, в конечном итоге, тоже за счет простых обывателей.
Причем, оба этих пути реформ вовсе не противоречат друг
другу и могут быть приняты оба. Отнять преференции у бедных и отдать их
богатым. От мелкого бизнеса – крупному. Бедные платят больше налогов, богатые –
от них освобождаются. Чем не революция?
Наталка Nik