Новостной обзор

Криминальная Украина
53
Ситуация на Донбассе за прошедшие сутки
58
Ночная сводка,13 ноября
43
Новороссия сегодня
164
Хроники «школьного перемирия» 12.11. 2018
63

Лента новостей

19:09 13-11-2018
«Яндекс» переступил все границы. Поисковик начал пиарить русофобские издания
19:05 13-11-2018
Большой брат. Почему пользователи Google массово отказываются от услуг поисковика
19:00 13-11-2018
В долгах, как в шелках. Навального не пустили за границу из-за неуплаченных штрафов
17:59 13-11-2018
Это издание «Медуза»: как нацистские гниды прославляют Гитлера
15:38 13-11-2018
Москва нашла консенсус с Веной в шпионском скандале
08:07 13-11-2018
Владимир Путин ужесточил наказание за нарушение миграционного законодательства
23:53 12-11-2018
Facebook распространял призывы к насилию между народами Мьянмы
19:47 12-11-2018
ФБК Навального на грани банкротства? Блогер и его сторонники скатились до попрошайничества
18:26 12-11-2018
"Показатель интеллектуального уровня нации". В РФ стартовал финальный этап конкурса «Великие имена России»
15:53 12-11-2018
Штрафы за клевету и предупреждения, или почему помойную «Новую газету» надо закрыть
13:05 12-11-2018
В Госдуму внесли законопроект о запрете рекламы и пропаганды спайсов в СМИ
07:59 12-11-2018
Трамп обсудил в Париже с Путиным, Меркель и Макроном ДРСМД и Сирию
20:37 11-11-2018
Во славу русофобии: «Новая газета» пиарит форум иноагентов
14:25 11-11-2018
Климкин пригрозил России санкциями за выборы в ЛДНР
14:19 11-11-2018
Меркель обвинили в срыве планов Украины по вступлению в НАТО
Все новости

Предвыборные страсти в Грузии и “призрак революции”

Президент Алиев утвердил соглашение по разработке нового перспективного блока на Каспии

Евро и доллар поведут себя одинаково: курс валют в Молдове на среду

Таможенники закрыли путь “Беломорканалу” в Азербайджан

Родители в отчаянии: в Лиепае катастрофически не хватает мест в детских садах

Архив публикаций

«    Ноябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 



» » В чём секрет советской школы?

В чём секрет советской школы?

«Я абсолютно согласна, что советское образование было одним из лучших. И оно опиралось на российские традиции образования», – сказала Ольга Васильева при вступлении в должность министра образования, выразив господствующий в обществе взгляд. Взгляд состоит в том, что советское образование было замечательно прекрасным, не чета нынешнему. А вот в чём был секрет – никто не объясняет.

Я лично училась в советской школе и в престижном московском вузе в брежневскую пору, вот мне и хочется вспомнить, как было дело.
Как-то особенно учили? Ровно ничего особенного. Были хорошие учителя, а были средние, были плохие. Точно, как сегодня.

Советские педагоги были замечательно образованны? И этого не было. Учительницы начальных классов были выпускницами педучилищ, куда поступали после 8-го класса; в пединституте тогда учились 4 года. Были и укороченные, т.н. учительские, институты, не дававшие высшего образования, но дававшие право преподавать с 5-го по 8-й класс, впрочем, в моё время они сошли на нет.

Учебники были получше нынешних, поскольку их не меняли каждый год и писались они серьёзными учёными и педагогами, а не безвестными импровизаторами, как это бывало в школьную пору моего сына в 90-х.

Советские школы были гораздо беднее нынешних. Сейчас говорят о недопустимости второй смены, а четыре смены – как вам? У нас в Егорьевске в 60-х годах именно так и было. И 42 человека в классе.

Так в чём тогда секрет?
Было несравненно более серьёзное отношение к делу у учеников и у учителей. Антисоветски настроенные мемуаристы пишут: всё там держалось на страхе. Нет! Вернее, не совсем так. Был, скорее, не страх, а ощущение чего-то чрезвычайно важного, ответственного, почти священнодействия. Взрослые ходят на работу, где делают важное, а мы, дети, учимся, чтобы потом работать, и это тоже очень важно и серьёзно. «Ребята с первых школьных дней должны учиться лучше / на радость Родине своей, прекрасной и могучей», – эти слова были в нашей «Родной речи» за второй, кажется, класс, и они выражали подлинное ощущение. Вообще, в жизни (а не только в школе) тогда господствовал тон серьёзности, ответственности, взрослости.

Если б сегодня в какой-нибудь школе завелась такая учительница, как была в нас в первом классе, её б немедленно выгнали из школы, а то и в тюрягу бы закатали по ч.1 ст.156 УК РФ (ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего педагогическим работником образовательной организации, если это деяние соединено с жестоким обращением с ним).

Вот представьте себе: когда мы выучили все буквы, нам велели ежедневно писать весь алфавит – заглавные и строчные буквы – и это после полновесного задания. Писать требовалось каллиграфически, макательной ручкой. Орфографический словарь (длинненькая такая самодельная тетрадочка, в которую мы записывали слова) требовалось учить на-и-зусть! Т.е. мы выучивали наизусть бессмысленную последовательность слов – много страниц. Вызывали к доске декламировать: «Ма-ши-на – А, И» (имелось в виду, что эти буквы вызывают затруднение при письме). И никто не вякал. Родители это дело уважали. Вернее, так: они априори уважали всё происходящее в школе, а в детали не входили.

Размываться этот стиль начал на рубеже 60-х-70-х, а дальше пошло-поехало. Сегодня он замещён тоном прикола, иронии, необязательности, пофигизма. Я лично наблюдала, как происходило это размывание на протяжении моего школьного десятилетия. Вообще, все уродства наших дней были заложены в эпоху брежневского застоя.

К концу моего обучения в вузе утвердилось представление: главное не как учишься, а как в жизни устроишься. Всё зависит от связей, от «толстой волосатой руки», а не от твоих убогих усилий. И всё стало необязательным: красиво писать, учить стихи наизусть, знать даты на память, рисовать контурные карты... Тут кстати пришлось модное словцо «стресс», которым все стали пугать друг друга. Уже невозможно было представить экзамены в каждом классе, как в 50-е годы. В те годы образование было зримым и доступным каждому социальным лифтом. Хорошо учишься в школе — получишь высшее образование — станешь инженером, в перспективе каким-нибудь начальником. В 70-х рядовой инженер зарабатывал меньше рабочего, не говоря уж о работниках сферы обслуживания, продавцах и т.п.
 
Так чего ж напрягаться?
Сегодня никто и не напрягается. Небольшой процент выпускников, ориентированных на лучшие вузы, учится всерьёз, остальные – как придётся.

Сегодня больше всего на свете боятся ребёнка потревожить и чем-нибудь затруднить. Ругать строго запрещено. По нынешней педагогической парадигме — надо постоянно хвалить, поощрять, внедрять в умы "позитив", поднимать самооценку и ни в коем случае не "грузить". Ничем.

Можно ли изменить положение?
Можно. Нужно только твёрдо уяснить: улучшить образование, воздействуя только на образование – нельзя. Когда перед обществом возникнут подлинные задачи, когда по-настоящему, а не разговорно потребуются подлинные знания, школа – подстроится. И сумеет выпустить нужное количество годных к делу людей. Было бы дело...

АКТУАЛЬНО

Добавьте комментарий

  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Войти через
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Наверх