В столице Гитлера давали


Кому война, а кому — перформанс

За пару последних декад на российскую столицу — а с ней и на провинцию — обрушилось сразу несколько сортов душевных терзаний, словно кто-то злокозненный размечтался ввергнуть целый город в состояние беспрерывного зубовного скрежета. Скандалы понеслись за скандалами; эпатаж одиночек и последующая истерика тысяч сделались вдруг визитной карточкой общественной жизни Москвы.

Не успела отгреметь история с педофилами из 57-й, как на жителей и гостей столицы налетели выборы под руку с телегонией. Следом ввалились гурьбой голые дети со швабрами для уборки в классе — они надменно взирали на горожан с фоторабот престарелого порнографа, пока выставку не прикрыли, окропив мочой. С той же кичливостью глядели и те, кто выставку посмел разогнать, наплевав на закон, — и тут уж наблюдатель должен был выбрать повод для своих тревог: снятое табу? перспектива «майданного непослушания»?

Кончились обнаженные дети — пошли недозапрещенные аборты с беби-боксами: стоит ли рождаться на свет, если из школ убирают Толстого? Гвалт голосов «за» и «против» стоял такой, что летние страдания с плиткой и ливневкой окрасились в пастельные тона. А едва схлынули младенцы, живые и мертвые, как подоспела экспозиция с фотографиями «героев АТО» в Сахаровском центре. Тоже, в конце концов, чем-то облитыми...

Эта непрерывная возгонка психических атак, от штыков которых впору бежать хоть за корвалолом, хоть за Кориоланом, превращает отечественное информпространство в подобие алхимической реторты. Сразу и не поймешь, что варится, — то ли эти вбросы отвлекают народ от дележа портфелей в «коридорах власти», то ли спешно настраивают людей на рабочий лад в преддверии чего-то реально серьезного — чтоб уж мы ничему не удивлялись. Учитывая резкое обострение международной обстановки — когда лихие американские головы в открытую грозят России терактами и сбитыми самолетами, а родное МЧС успокаивает нацию размерами бомбоубежищ — согражданам уже, действительно, пора бы как-то внутренне собраться, что ли.

И все-таки, даже если допустить, что череда провокаций и «пощечин общественному вкусу» являются своеобразными прививками для населения, чтобы оно встряхнулось, мобилизовалось и впредь не расстраивалось по пустякам, все равно остается открытым вопрос — а нельзя ли полегче? Так ли уж мобилизационны, в самом деле, подростковые гениталии и рожи карателей из батальона «Донбас»? Не лучше ли перестать травмировать людей, а вместо этого еще чуток дооснастить бомбоубежища?

Впрочем, кому война, а кому — перформанс и милый сердцу информповод. История с фотовыставкой Стерджеса показала, что пиар-заряда в таких вот случаях хватает на всех: как на провокаторов, так и на провоцируемых. Организаторы и общественники, уличные бригадиры и прокремлевские публицисты, звезды глэм-оппозиции и псы режима, топ-блогеры и завсегдатаи телевизионных ток-шоу — все попиарились на славу. Каждому досталась минутка всеобщего внимания, ни один не ушел обиженным.

Беда лишь в том, что градус здесь требуется непрерывно повышать — таковы законы жанра. Если и дальше продолжать в том же духе — без освобождающего катарсиса в виде большой войны или экономического рывка, — то ребятам потребуется придумать что-то по-настоящему забористое. Чтоб цепляло и не попускало хотя бы пару недель.

Уж не воскресят ли они Гитлера?

Да, reductio ad Hitlerum в полемическом споре — дело последнее: дальше о чем-либо спорить без толку, и кто первый фюрера помянет, тому глаз вон. Однако драматургия сюжета требует, чтобы вслед за детским порно и пропагандой украинского нацизма под выставочные софиты Москвы выкатилось нечто совсем уж инфернальное.

Представим на минуту, что в один из ненастных октябрьских вечеров где-то в центре Москвы открылась выставка репродукций небезызвестного австрийского художника Адольфа Шикльгрубера. Инициативных у нас море, отыскать картинки в Сети нетрудно, помещение найдется мгновенно.

Ах, как же все будет вкусно!

Несчастный Роскомнадзор, опираясь на мнение теток-экспертов, у которых сегодня еще три пары и лекция, не углядит в экспозиции никакого экстремизма. Да и откуда ему взяться: там сплошь замки и натюрморты, да пара невинных ню...

Зато на выставку немедленно сделает стойку либеральный актив — те, что при иных раскладах отбрасывали бы в зал ажурные тени. Они на раз-два докажут право художника на самореализацию и отстраненность текста от контекста. Их статьи будут широко обсуждать в Нью-Йорке и Хайфе — но только не в Одессе, где кончится свет и вырубят интернет.

Сразу несколько продвинутых блогеров, за бесплатно и так, разродятся лонгридами на темы «Один мой день в Вене», «Адик и Израиль», «Художника обидеть может каждый» и «Русский фашизм в творчестве К. Васильева и П. Рыженко» — все это богатство немедленно всплывет в топе соцсетей.

В ответной контратаке сонм патриотических публицистов сорвет тысячи лайков гневным постом «Хотите выставку? Можем перепоказать в Берлине», психологической пантомимой «Окна Овертона занавешены черным» и лирическим этюдом «Моя 5-летняя дочка рисует лучше (осторожно, трафик!)».

Активисты из молодежных движений, одевшись советскими пехотинцами времен обороны Бреста, вооружившись пулеметами из папье-маше и бутафорской кровью, устроят несколько отважных вылазок в логово акционистов — но их разгонит прибывший наряд.
Непременно возбудятся наши меньшие братья — эти специально прискачут из своих хуторов, чтоб на фоне венского собора кинуть пару «малых зиг». И сфоткаться тайком, пока в зале никого нет и телефон не разрядился. Вину за провокационный жест и негодные батарейки Киев тут же повесит на Путина.

Неповоротливый агитпроп к субботе сварганит сорокапятиминутный фильм «Они поднимают голову», в котором обвинит организаторов в финансировании из Фонда Моники и Билла Клинтон и развенчает мазню за неудачную композицию и блеклые цвета. А чтобы объективность не пострадала, на воскресное ток-шоу пригласят лысого искусствоведа в эсэсовских подтяжках — ведущий отведет ему половину эфирного времени.

Мелкие информагентства — прилипалы к большим СМИ — сделают хорошие деньги на новостях «В Кремле взревели, узнав, что на самом деле изображено на картинах» и «По ночам смотрительницы выставки зажигают факелы (видео)».

Ближе ко второй неделе подтянется официоз: Госдума, ОП РФ и пара усато-безусых пресс-секретарей. Общественники внесут законопроект «О запрете фамилии на букву Г.», угги окажутся шикарны, а рейтинг правительства поднимется на 0,3% благодаря искрометной фразе «источника в розовом»: «У нас свободная страна!» Но тут же рухнет на новостях о посещении неназванным вице-премьером курсов «Рисуем за один день».

В соцсети будет не войти, туры в Браунау-ам-Инн подорожают вдвое, на аукционе «Сотби» лондонский олигарх прикупит личный мольберт фюрера, доску Маннергейма обольют акварельными красками, а блогершу Б-жену задержат прямо на выставке за попытку пририсовать свастику над руинами в Мессине.

И лишь редкий наблюдатель, выпивши с утра пива и не пожелав сходить с ума, вырубит комп и переключит телек на «Мою рыбалку», чтобы дать глазкам отдохнуть на технике ловли сига на горизонтальную блесну...

...Увы, в нынешнем информационном пейзаже хоть ты ядерную бомбу над Москвой взорви — все немедля потечет по налаженному: с фееричными ток-шоу одних и тех же напудренных голов, с жаркими пересудами в соцсетях, с бесконечной жвачкой «за» и «против» и топовыми публикациями про целебность радиации и благотворный эффект ударной волны для хрущевской застройки.

Может, и правда — лишь война изменит все?
 
Автор: Денис Тукмаков
Вернуться назад