Либералы заметно приободрились, расслабились и... заговорили. Политик Владимир Милов, например, договорился до того, что попросил заткнуться защитников расстрелянного в 1993 году Белого дома и убраться из страны. Глава Сбербанка Герман Греф и вовсе предрек России гражданскую войну. Журналист-документалист, автор "Агитации и пропаганды" Константин Семин в интервью Накануне.RU объясняет исторический парадокс - именно примирительная риторика а-ля Жириновский ведет обычно к дезорганизации и развалу.
Вопрос: Владимир Жириновский призывает примириться с "ельцинскими", тем временем Герман Греф угрожает России гражданской войной, а Сергей Кириенко устраивается в Администрации президента, что происходит?
Обернется ли это каким-то новым гражданским противостоянием? Если грефы продолжат управлять экономикой, если грефы и прочие наследники ельцинизма продолжат глумиться над народом, продолжат политику десоветизации, то, действительно, их обоняние не подводит, - пружина в какой-то момент может не выдержать и распрямиться им прямо в лоб.
Никакое примирение с ельцинизмом, что бы ни фантазировал Жириновский, невозможно. Кроме того, ельцинизм ведь никуда не делся. Наш экономический курс – производная от ельцинизма, его продолжение. В этом смысле 90-е не закончились. Когда нас зовут примиряться с ельцинизмом, это значит, что нас зовут примириться с неолиберализмом, с грефовщиной, с улюкаевщиной, а также с антисоветской пропагандой, которая неизменно сопровождает все это.
Демонтаж народного памятника Сталину, о котором сегодня говорят и пишут все – еще одно подтверждение того, что давление в обществе нарастает. Но наш имущий класс, наша буржуазия при этом действует крайне неосмотрительно. Впрочем, точно так же она действовала и 100 лет назад, не взирая ни на какие рациональные оценки, предупреждения, которые звучали отовсюду – буржуазия продолжала и продолжает преследовать свои сугубо классовые и корыстные интересы. Для этих людей любое упоминание о Сталине – есть напоминание о неправильной, грабительской приватизации, предательстве советского проекта, забыть которое не могут ни у нас, ни за границей. В представлении буржуазии образ Сталина должен быть выкорчеван из народного сознания, а Ленин должен быть захоронен.
Вопрос: А сама идея заменить память о советском проекте белогвардейскими мифами, белыми перчатками и французской булкой, романтикой офицерства и обаянием аристократии имеет право на жизнь, это реально сделать?
Константин Семин: На какой-то срок, конечно, получится. Можно даже воспитать поколение детей, которые будут считать, что Великую Отечественную войну выиграл Николай с порядковым номером два. Вопрос в том, насколько это поколение будет многочисленно. А самое главное – как долго людей получится этим дурить. Мне очень нравится одна поговорка, что можно обманывать часть народа все время, и весь народ некоторое время, но нельзя обманывать весь народ постоянно. Точно так же и здесь – эти люди, которым в голову вбили идеалы примирения между ворами и жертвами воров, на каком-то этапе тоже начнут соображать, мыслить.
Рано или поздно обманутые предъявят свой счет к тем, кто их дурил, кто толкнул их в пропасть деградации. Невозможно жирной исторической штукатуркой, музейной патокой замазать трещины, прошедшие по всему нашему обществу. Массовая пропаганда антисоветских ценностей лишь усилит возвратное движение маятника на следующем историческом витке. Не надо забывать, что историческая, мировоззренческая модель, которая раньше преподавалась в советской школе, взялась не из воздуха. Когда говорится, что история развивается по спирали - это же не фигура речи, это действительно так.
Заходя на следующий виток исторической спирали, подняв ногу, можно же ненароком, особенно если не оглядываться назад, опустить ее на такие же острые исторические грабли.
Вопрос: Давайте вернемся к Жириновскому. Вот он говорит: "Мы должны подписать акт исторического примирения, закрыть страницу вражды. Одна страна, одно отечество, и всех реабилитировать - и белых, и красных, и может быть, даже ельцинских, чтобы они не стонали, не рычали". Красиво же звучит, заманчиво?
Константин Семин: Это соответствует власовской, националистической, околофашистской доктрине, которую Жириновский на протяжении многих-многих лет проповедует. Есть такое понятие, как общественный договор, и есть другое понятие – корпоративизм, на котором строили свою доктрину в 30-е годы XX века фашисты. Суть очень проста – бандит и жертва бандита должны примириться в нации или вере. Униженные должны осознать свою общность с теми, кто их угнетает, а потом и полюбить их. Нигде и никогда эта концепция не работала долго. Она может работать какое-то время, но, как правило, она разбивается в тот момент, когда общество проверяется на прочность внешними вызовами, самый серьезный из них – война.
Когда в обществе нет справедливости, а единственная нитка, с помощью которой общество сшито – то самое примирение и вера в абстрактную общую почву языка и истории, она рвется моментально. Никакой Жириновский своими старческими зубами эту нитку не удержит. Ничего удивительного. Все уже было. Вот точно такие же призывы, как призыв Жириновского с трибуны Госдумы, звучали в России перед Первой мировой войной.
Вопрос: Многим все равно будет непонятно, почему общество должно расползаться, такая ведь удобная и приятная идея - все примирились и сплотились перед внешними вызовами?
Константин Семин: Эта ткань начнет рваться тогда, когда страна вступит в полосу серьезных испытаний. Мы семимильными шагами к этому приближаемся. И не мы сами по себе, не в одиночестве. Очевидно, что глобальный экономический кризис толкает крупнейшие империалистические государства к вооруженному конфликту. По нам будет нанесен двойной удар – очень вероятно военное противостояние с Западом, дополненное новым ударом экономического кризиса. Когда общество оказывается между молотом и этой наковальней, оно проходит испытание на прочность.
Советское общество, устроенное на принципиально иных основаниях – выдержало, и советский народ победил в войне, отстоял свой проект, свой уникальный путь развития, а Царская Россия однажды уже попробовала на себе, насколько велико значение для униженного народа тех самых скреп и примирительных принципов, на которые надеется Жириновский. Сначала получили Цусиму, а потом - кровавую дезорганизацию в Первой мировой войне. Жириновский хочет попробовать это еще раз? Никто не может ему помешать, но лишь пока не может...