Пророчество о русских

Эта статья не для тех, кто ищет облегчённого увеселяющего чтения. Я очень не люблю писать простые статьи на простые темы - новости с полей, пусть даже это поля сражений, памфлеты, накачанные взвинченной истеричностью агитки. Простота потому хуже воровства, что крадёт не деньги, а ум. А потому я уважаю чужие способности думать, как бы хрупки порой они ни были. И всем жанрам предпочитаю размышление. 

Пророчество о русских


Писать о простом легко, но скучно. Я не нахожу, чем тут можно поделиться с другими. Мне нравятся вопросы парадоксальные, противоречивые, даже провокационные - они   будят мысль, взрывают, ставят в тупик, требуют напряжения для поиска выхода. Неочевидность выводов - главная их ценность. И мне радостно, когда этим можно поделиться с теми, кому это тоже нравится. Интеллектуальная провокация - очень развивающая и обучающая технология, если смотреть на неё чисто утилитарно. Если не утилитарно, то это доставляет ещё и эстетическое наслаждение - всякому, кто способен чувствовать эстетику. Для них я и пишу. Пусть их будет немного, но тем ценнее мне их общество. 

Предлагаемый ниже текст вызывает не просто удивление - он шокирует. Невозможно ТАК угадать будущее, но тем не менее вот вам доказательство того, что это возможно. Я даже сначала не нашёл, что можно выделить жирным курсивом: нужно выделять весь текст, а это убивает акцент. Весь этот текст - сплошной акцент.  Не спешите, читая его, вчувствуйтесь в каждое слово. Покатайте его, как леденец во рту. Читайте вдумчиво, не торопясь. Услышьте внутри себя все возникающие мысли, все аналогии с нынешним временем. И вы испытаете то, что испытывает нашедший клад кладоискатель. 

Для создания... новой психической структуры и нового человека русский коммунизм сделал огромное усилие. Психологически он сделал больше завоеваний, чем экономически. Появилось новое поколение молодёжи, которое... понимает задачу экономического развития не как личный интерес, а как служение. В России это легче было сделать, чем в странах Запада, где буржуазная психология и капиталистическая цивилизация пустили глубокие корни... Возможно даже, что буржуазность в России появится именно после коммунистической революции. Русский народ никогда не был буржуазным, он не имел буржуазных предрассудков и не поклонялся буржуазным добродетелям и нормам. Но опасность обуржуазивания очень сильна в советской России. На энтузиазм коммунистической молодёжи к социалистическому строительству пошла религиозная энергия русского народа. Если эта религиозная энергия иссякнет, то иссякнет и энтузиазм и появится шкурничество, вполне возможное и при коммунизме. 

(Николай Бердяев, книга "Истоки и смысл русского коммунизма", 1937 год. ). 

Не хочу портить впечатление разжёвыванием выводов - кто дочитал до этого места, способен это сделать сам. И получить всё удовольствие от возникших мыслей. 

P.S.
Бердяев всегда конфликтовал с либералами. Либеральные философы всегда западники. По их мнению, история России есть сплошной путь на Запад. Путь трагический и прерывистый, но постоянно возобновляемый после этих перерывов. И вот именно советский период сделал для развития западничества больше, чем любой другой, сделал, не стремясь к этому, именно строя свой социализм. Дело в том, что СССР стал активно заниматься просветительством, то есть распространением культуры не вглубь, а вширь. Число инженеров превысило число колхозников.
 
А это сказалось на таком аспекте мышления, как РАЦИОНАЛИЗМ сознания: человеку, изучавшему детали машин или сопромат, трудно втолковать идеологию "Москва - Третий Рим" или авторитетность старца Филофея. Этот рационализм сознания инженеров и трактуется либералами как вестернизация. Коммунизм понимается ими как вестернизация России. Это - главный итог большевизма, и потому вырастание буржуазной среды из коммунистического уклада совершенно органично. Возник тип человека, равнодушного к идеологии, воспринимающего её как разновидность мифа. А у техника отсутствует мифологичность мышления, прежде всего потому, что техник не нуждается в ТРАКТОВКАХ, он живёт бинарной логикой математики - более простой, примитивной, но потому понятной формой толкования мира. Для этой логики не требуется культура.
 
Достаточно просвещения. Развитие просвещения в СССР сопровождалось упадком культуры. Культура - удел гуманитариев. Культура тяготеет к сложности и всячески третирует простоту как примитивизацию. Технический прогресс в этом не нуждается. Упадок культуры есть следствие технического прогресса. И это есть главная почва для неизбежности краха коммунизма из себя самого и перерождения его в буржуазный уклад. Такой вот парадоксальный взгляд, и он соблазняет своей кажущейся логичностью и провокационной парадоксальностью. Опровергнуть это можно, но для этого требуется культура, более высокая, чем бытовое сознание обывателя. Но тем интереснее это опровергать. 

Так ли рационализм технического мышления неизбежно влечёт кризис способности понимать важность идеологии, то есть разновидности консолидирующего мифа? Не есть ли стремление скомпрометировать мифологичность сознания - его неотъемлемую черту, приводящую к способности толковать и обобщать - не есть ли это стремление подорвать связность мышления у людей, назначенных в жертву глобализации? Ведь крах СССР произошёл не в силу технологического кризиса, а именно в силу кризиса идейного. То есть была разрушена способность связного понимания своей истории. И без понимания общей судьбы население малой и большой России не сможет стать народом. А понять общую судьбу в трагических изломах истории можно только поняв, что национальная идеология - не иллюзия, а насущная потребность. Без этого у народа нет будущего. Так ли несовместимы национальная идеология и технический прогресс? Нет ли в этой догме минной закладки апологетики глобализма? 

Но либералы, разрушив религиозный и советский мифы, ЛГАЛИ, ЧТО БОРОЛИСЬ С МИФОЛОГИЧНОСТЬЮ СОЗНАНИЯ как с пережитком. Они насадили миф о рынке, для которого не нужна никакая национальная идеология, а всеобщий достаток есть лучший путь к сближению этносов. И приводят в пример США, где ни один этнос не стремиться вернуться на историческую Родину. Ни итальянцы, ни африканцы, ни русские, ни евреи. Все они чувствуют себя американцами. Но сами либералы признают, что Россия - не Америка. Россия имеет историю.
 
И именно ИСТОРИЯ, по мнению либералов, есть главная беда России. История мешает России в её пути на Запад - то есть на пути к прогрессу. Именно так прогресс понимают либералы. Для них прогресс есть вестернизация, слияние с Западом. И им удалось очень многих заразить этой убеждённостью. Конфликт славянофилов с западниками стержневой темой проходит через историю России и определяет её судьбу.
Но Бердяев считает иначе. 

 
Рyсский народ по своей дyшевной стрyктyре - народ восточный. Россия — христианский Bосток, который в течение двyх столетий подверrался сильномy влиянию Запада и в своем верхнем кyльтyрном слое ассимилировал все западные идеи... Противоречивость рyсской дyши определялась сложностью рyсской исторической сyдьбы, столкновением и противоборством в ней восточного и западноrо элемента. Дyша рyсскоrо народа была формирована православной церковью, она полyчила чисто религиознyю формацию. И эта религиозная формация сохранилась и до нашего времени, до рyсских нигилистов и коммyнистов. Hо в дyше рyсского народа остался сильный природный элемент, связанный с необъятностью рyсской земли, с безrраничностью рyсской равнины. Hеобъятность рyсской земли, отсyтствие границ и пределов выразились в строении рyсской дyши.
 
Пейзаж рyсской дyши соответствyет пейзажy рyсской земли, та же безrраничность, бесформенность, yстремленность в бесконечность, широта. Hа Западе тесно, все оrраничено, все оформлено и распределено по категориям, все благоприятствyет образованию и развитию цивилизации — и строение земли, и строение дyши. Mожно было бы сказать, что рyсский народ пал жертвой необъятности своей земли, своей природной стихийности. Емy нелегко давалось оформление, дар формы y рyсских людей не велик. 


Религиозная формация рyсской дyши выработала некоторые yстойчивые свойства: догматизм, аскетизм, способность нести страдания и жертвы во имя своей веры, какова бы она ни была, yстремленность к трансцендентномy, которое относится то к вечности, к иномy мирy, то к бyдyщемy, к этомy мирy. Религиозная энергия рyсской дyши обладает способностью переключаться и направляться к целям, которые не являются yже религиозными, например, к социальным целям. B силy религиозно-догматического склада своей дyши рyсские всеrда ортодоксы или еретики, раскольники, они апокалиптики или нигилисты. Рyсские  - ортодоксы и апокалиптики и тогда, когда они в ХVII веке были раскольниками-старообрядцами, и тоrда, когда в ХIХ веке они стали революционерами, нигилистами, коммyнистами. Стрyктyра дyши остается та же, рyсские интеллигенты-революционеры yнаследовали ее от раскольников ХVII века. И всегда главным остается исповедание какой-либо ортодоксальной веры, всегда этим определяется принадлежность к рyсскомy народy.
 

Пророчества Бердяева в свете этого конфликта славянофилов и западников дают колоссальную почву для размышлений и выводов, какими бы парадоксами они ни выглядели. К примеру, не эту ли черту русской национальной души нашей молодёжи интуитивно нащупал и эксплуатирует Навальный, выводя на митинги против коррупции студентов? Не эта ли черта сквозит в бастующих дальнобойщиках? Не есть ли это то самое проявление религиозности русской души, направленной на социальные цели? И не игнорирование ли этой русской черты души проводит к идейному поражению всех попыток власти игнорировать или сбить волну нынешних протестов? Ведь они имеют дело со старым архетипом национального сознания, но не учитывают этого.
 
Они апеллируют к буржуазному элементу сознания - тяге к комфорту и покою, но разве такова душа русских? Русская душа антибуржуазна. И потому власти, апеллируя к буржуазности и рациональности, проигрывают. Русская душа не рациональна, она латентно религиозна. Даже если борется за атеизм. 

В этом и состоит сила Бердяева как мыслителя - он видит связи там, где их не видит никто. Не случайно Бердяева не любили ни коммунисты, ни либералы. Потому что в итоге прав оказался именно он. 

Александр Халдей


Вернуться назад