Новостной обзор

Хроника специальной военной операции на утро: 28 марта 2024
41
Самые актуальные новости Белоруссии на утро: 28 марта 2024
24
Самые актуальные новости Казахстана на утро: 28 марта 2024
29
Николаев: Дайджест за 27.03.2024 от николаевских граждан
47
Новости новых субъектов РФ: 27 марта 2024
62
Главные события ближнего зарубежья: 27 марта 2024
53
Молдавия: главные новости к этому часу: 27 марта 2024
69

Лента новостей

08:29 28-03-2024
Подоляк заявил о стагнации ВСУ по всей линии фронта
07:33 28-03-2024
США предложили выкупить для ВСУ весь флот вертолетов Ми-17 у Колумбии «за круглую сумму»
07:27 28-03-2024
Президент в разговоре с лётчиками цифрами объяснил, что Россия не собирается нападать на НАТО
20:55 27-03-2024
В кулуарах Белого дома все чаще говорят о грядущей нелегитимности Зеленского
18:20 27-03-2024
Экс-глава сербской разведки рассказал о сути угрозы Белграду со стороны Запада
18:04 27-03-2024
Макрон разгневал американцев заявлениями о введении войск на Украину
17:01 27-03-2024
В Армении назвали решенным вопрос о выводе российских пограничников из аэропорта Звартноц
16:56 27-03-2024
Украина начинает экспорт биогаза в ЕС
16:05 27-03-2024
Во Франции готовятся к реквизициям на нужды Минобороны
15:22 27-03-2024
Рост госдолга США способен вызвать крах правительства и доллара
14:59 27-03-2024
Оппозиционные силы накаляют ситуацию в Венгрии
11:03 27-03-2024
Прирост разведанных запасов золота в России в 2023 году значительно превысил показатели его добычи
10:43 27-03-2024
Нерешаемая проблема: лидеры Европы осознали необходимость жесткой силы – FT
08:06 27-03-2024
Вучич предупредил сербов об угрозе национальной безопасности страны
07:28 27-03-2024
В Киеве раскрыли, что решил Запад по судьбе Зеленского
07:13 27-03-2024
Россиян призвали взвешивать риски при планировании поездок за границу
Все новости

ВосходИнфо » Аналитика / Прогнозы » Политика и Геополитика » Два пути украинской «налоговой революции»

Два пути украинской «налоговой революции»

Два пути украинской «налоговой революции»


Реформы основных государственных систем – полиции, судопроизводства, медицины, образования – уже приняты. Причем приняты на бумаге так, что на практике их реализация разваливает эти структуры, и вместо обещанного улучшения ведет к вполне логичному коллапсу. Придуманы и навязаны эти реформы в основном «европейскими и американскими партнерами», которым на самом деле и не нужно было, чтобы все это функционировало. Никакой привязки к украинским реалиям все эти законопроекты не имеют и внедрить их так, чтобы они работали на благо населения, попросту невозможно.
Но ручки у «реформаторов» продолжают чесаться и очень хочется развалить что-нибудь еще. Да и кредиторы в лице МВФ настаивают, что для возврата долгов нужно наполнять казну. Практически нетронутой государственной системой, работающей в стране, осталась фискальная. И вот уже грядет в Украине не просто реформа – «налоговая революция». Опубликованы два проекта серьезных изменений в налогообложении.

Первый путь, по которому могут пустить украинский бизнес «законотворцы» - это разработанный Минфином законопроект о налоге на выведенный капитал, одобренный на днях Кабмином.
Существующий налог на прибыль предприятий в 18% отменяется, компании могут инвестировать полученный доход в бизнес безо всякой фискальной нагрузки.
Налогом облагается только выведение средств в виде дивидендов – 15% или иными путями – 20% от суммы. По мнению инициаторов этого законопроекта, это позволит бизнесу развиваться, снимет «фискальный колпак» проверок, привлечет толпы инвесторов и в целом поднимет экономику страны в невиданные ранее выси.

Правда, по дороге к экономическому раю «кормить никто не обещал». В том смысле, что даже самые оптимистично настроенные эксперты считают, что плоды эта идея начнет приносить лет через пять, а в течении этого времени государственный бюджет недополучит такие суммы, что выполнение его не сможет быть реализовано в расходной части. Не за что будет делать социальные выплаты, содержать медицину и образование, и так далее. По подсчетам специалистов, в случае принятия этого законопроекта, бюджет уже в следующем году не досчитается 30-40 миллиардов гривен.

Большая часть украинского бизнеса на данный момент находится «в тени», предприниматели научились схемам маскировки прибыли под убыток, и за 2016 год предприятия официально «ушли в минус» на рекордную сумму в 1 триллион гривен. Напомню, по результатам 2016 года Украина вошла в тройку стран с максимальным объемом теневой экономики в 45%, после Азербайджана (67%) и Нигерии (48%).

Пессимистично настроенные специалисты уверены, что лет за пять бизнес несомненно научится уклоняться от уплаты налога и по новой схеме. Но законотворцы нацелились на обложение налогом именно выводимых из Украины ежегодно 10% ВВП, которые уходят в офшоры и на прочие заграничные счета.

Некоторые насчитали как минимум 5 миллиардов долларов, которые можно будет «детенизировать» уже в следующем году. Любопытно, что президент Порошенко решительно воспротивился введению такого закона с 2018 года и согласился только с 2019. У пана гаранта, мабуть, какие-то свои планы на выведение средств в будущем году, и 20% налога туда никак не вписываются? 
Главная задача планируемого налогообложения по этой схеме – заставить предприятия вкладывать в развитие бизнеса. Теоретически, идея прогрессивная. Однако эксперт Виктор Скаршевский высказал свои сомнения в интервью изданию «Страна».

Он считает, что одной налоговой новации слишком мало, чтобы заставить предпринимателей проголосовать за украинскую экономику своими деньгами.
«Нужен целый комплекс мер, в том числе, принятие новых реально работающих законов. В стране, где не работают суды и нет гарантии защиты частной собственности замена одного налога на другой ничего не даст. Ведь зачем бизнесу инвестировать деньги в развитие, если уже завтра к нему придут рейдеры, власти при помощи прокуратуры, МВД и СБУ отожмут бизнес, а на стройплощадку нападут радикалы, а потом начнут вымогать деньги за спокойствие», - отмечает экономист Скаршевский.

Возможно, большинству предпринимателей освобождение от налогов во имя будущих инвестиций и понравится. Но за чей счет банкет? Как будут «латать дыру в бюджете»?

Ожидаемо, за счет населения. Во-первых, повышение акцизов на алкоголь, сигареты и цен на продукты питания. Во-вторых, «временное» повышение НДС на 2%, которое, разумеется, автоматически повысит цены на все остальное. Году этак в 2012-13, до войны, граждане вполне могли бы «потянуть» такую нагрузку. Без обесценивания зарплат и выплат, доллар по 8, коммунальные в разы ниже. Но не сейчас, когда для большинства людей каждая гривна – вопрос выживания. Не готовы граждане отдавать последние копейки на благо бизнесменов, и все тут.

Другой путь «налоговой революции» затрагивает мелкий и средний бизнес. Министерство финансов считает, что минимизация налогообложения, используемая предпринимателями в рамках закона, это жадность и нежелание делиться с государством. По Киеву уже разместили наружную рекламу, которая анонсирует законопроекты, предлагающие значительно урезать преференции малого бизнеса и ужесточить фискальный контроль в этой сфере. Документы уже поданы в Верховную Раду и могут быть рассмотрены уже в ближайшее время.
В частности, два из трех поданных в Раду законопроектов по этому вопросу предлагают стимулировать бдительность граждан финансово, чтобы те активно «стучали» на физических лиц-предпринимателей (ФЛП).

Законопроект №6757 «О создании условий для детенизации расчетов в сфере торговли и услуг» предусматривает внесение в Налоговый кодекс ряда изменений, благодаря которым за «сигнал» о невыданном продавцом чеке покупателю в награду будет возмещена сумма «нечестной покупки», если она составляет не менее 50 необлагаемых минимумов, около 850 гривен, из специального фонда, который будет пополняться за счет увеличенных штрафов. Предлагают также запустить портал проверки чеков и ужесточение проверок бизнеса. В этом же законопроекте предлагают решить проблему минимизации налогов путем заключения договоров с ФЛП вместо трудоустройства этих лиц на предприятие.

Законопроект №6759, зарегистрированный в Верховной Раде этой же группой авторов, предлагает внести норму в Бюджетный кодекс Украины и прописать, что штрафы с предпринимателей за нарушение работы с кассовыми аппаратами, будут зачисляться в местные бюджеты, а уже оттуда выплачиваться в качестве вознаграждения бдительным покупателям.
Законопроект №7142, снова той же группы депутатов, посвящен уже самим предпринимателям. Он предлагает внести в Налоговый кодекс ряд новаций, в частности, ввести обязательную идентификацию в налоговых накладных покупателя товаров и услуг, которые не является плательщиком НДС (то есть, ФЛПов) с целью отслеживания движения товаров и уплаты НДС поставщиком. Авторы считают, что 65% всех зарегистрированных ФЛП не ведут никакого бизнеса.

Учитывали ли авторы в своих расчетах информацию о том, что с 1 января 2017 года число предпринимателей резко сократилось на 454 тысяч человек? Из них вели деятельность и платили налоги 85,8 тысяч человек. Сейчас количество ФЛП в Украине составляет около 1,65 млн. человек.
Список предпринимателей, использующих кассовые аппараты, хотят заметно расширить, внеся туда и интернет-магазины, и продавцов бытовой техники, ювелирных изделий, лекарственных средств. А также ФЛП, использующих торговые точки площадью от 100 м.кв. Совсем мелкий бизнес, МАФы и лотки предлагается пока не трогать.

Депутат Киевсовета и глава Ассоциации поставщиков розничных сетей Украины Алексей Дорошенко говорит, что власти готовятся взять в оборот мелкий бизнес, так как из крупного уже выжали все, что могли, а пополнять бюджет нужно. «Но если тех же мелких торговцев заставят массово обзаводится кассовыми аппаратами, это просто убьет малый бизнес. РРО - это сравнительно большие расходы, необходимость вести кассовый учет и пр. Большинство предпринимателей просто не разберется во всей этой кухне, а штрафы за нарушения очень высокие и могут доходить до нескольких десятков тысяч гривен, что многим мелким торговцам просто не по карману», - считает Дорошенко.

Глава Ассоциации защиты предпринимательства Сергей Доротич подсчитал, что переход на кассовые аппараты только в первый год будет стоить среднестатистической мелкой фирме 100 тыс. грн. Плюс найм дополнительных специалистов, в частности, для ведения бухгалтерского учета и аудита с учетом кассового аппарата.
Все эти дополнительные расходы предпринимателей снова лягут на плечи обывателей, потребителей подорожавших товаров и услуг, что чревато новым витком инфляции в стране.

Экономист Григорий Кукуруза отмечает, что «в случае насильственной детенизации и соответственного повышения налоговой нагрузки (как это предполагают упомянутые законопроекты) 10-15% предприятий, в которых заняты 1,14 млн. населения могут просто-напросто прекратить свое существование. При этом, львиная доля закрытий выпадет на регионы и малые города, где запас рентабельности гораздо ниже уровня крупных городов. В итоге, - это до 150 тыс. одновременно потерявших работу лиц или общий рост безработицы в стране на 9%». Плюс - возможен массовый передел наиболее хлебных рынков.
«Просто оформите пул жалоб на интересующий вас ресторан, и предложите их отозвать за 20-30% рыночной стоимости объекта. Или, если вам еще больше хочется сбить цену, - отправьте к нему пару проверок, фактически блокирующих работу заведения в пиковые моменты продаж. А потом пользуйтесь на здоровье, отдав долю вашим друзьям из налоговой», - иронизирует экономист.

Опасаются также очередного «налогового майдана». «Как показывает практика, эта группа предпринимателей довольно активно отстаивает свои права. Даже Азаров в своей время обжегся, пытаясь перевести единоналожников на общую систему налогообложения, не удалось это и Арсению Яценюку. А сейчас, когда дело у большинства предпринимателей и так идет туго, их протесты могут быть еще более массовыми», - уверен глава Ассоциации поставщиков розничных сетей Украины Алексей Дорошенко.
«Уровень уклонения от налогов по этой схеме - от 4,2 до 9,5 млрд. грн. или 0,6% запланированных доходов сводного бюджета на 2018 год. Учитывая потенциал потерь в 150 тыс. рабочих мест и прекращение уплаты этими людьми уже каких-либо налогов, стоит задаться вопросом: а стоит ли игра свеч? Или возможно стоит обратить внимание на разработку реформ, мотивирующих людей добровольно уплачивать положенные налоги», - резюмирует эксперт Григорий Кукуруза.
 
Таким образом, второй путь «налоговой революции» предлагает выжать до нитки мелкий и средний бизнес, но, в конечном итоге, тоже за счет простых обывателей.
Причем, оба этих пути реформ вовсе не противоречат друг другу и могут быть приняты оба. Отнять преференции у бедных и отдать их богатым. От мелкого бизнеса – крупному. Бедные платят больше налогов, богатые – от них освобождаются. Чем не революция?

И то, и другое приведет к увеличению безработицы, новому крутому витку инфляции и окончательному обнищанию широких масс. Пламенный привет «евромайдану», стоявшему «за все хорошее против всего плохого». Волшебного чаю больше не нальют, а «похмельный синдром» ударил по всем, даже по тем, чья «хата была скраю»…
 
Наталка Nik
11-05-2017, 07:49
Налоговая реформа сулит Латвии банкротство и нищету
28-09-2017, 13:26
США возьмут под контроль сбор налогов на Украине
30-09-2016, 19:52
Обещанного улучшения работы полиции надо ждать три года (А. Аваков)

Добавьте комментарий

  • Смайлы и люди
    Животные и природа
    Еда и напитки
    Активность
    Путешествия и места
    Предметы
    Символы
    Флаги
Войти через
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Наверх