Два великих русских вопроса: Что произошло? Что делать?


1. Что произошло?


Начнём с одного старого анекдота.
Больной на приёме у врача. Доктор осматривает пациента, что-то бормочет себе под нос, хмурится, но потом заметно веселеет.

- Доктор! - тревожно спрашивает больной, - что у меня? Совсем плохо?
- Нет, голубчик, - весело отвечает лекарь, - это совсем не плохо. Это просто п..ц! А п..ц мы не лечим.

В предыдущей теме "Кто виноват?" в процессе обсуждения один из оппонентов задал мне вопрос:
- Неужели вы не видите, что система со скрипом начала работать?

И я ответил, что эта система не может начать работать вообще. Она по определению не работоспособна.

И, прежде, чем доказать это предметно, сделаем небольшое отступление.

Какой бы ни была государственная машина, какой бы суровой ни была власть, как бы требовательно ни исполнялись законы в государстве, люди, которые их нарушают, будут всегда! Это человеческая природа. В Китае расстреливают за торговлю наркотиками и дают за них пожизненное заключение, но всё равно находятся безумные люди, желающие "деньжат по-лёгкому срубить". И получают пулю в затылок.

КНР не виновата! Никто не виноват. Виноваты гены, которые толкают урода на преступление и заставляют его забыть о последствиях. Китай сделал всё, что мог. И, кстати, не только Китай.

В СССР, даже в сталинские времена, когда государственная машина действовала предельно сурово, находились люди, которые пытались её обмануть. Заканчивали они очень плохо и с большим ущербом для здоровья, но всё равно такие случаи изредка повторялись. Кто виноват? СССР? Нет, конечно. Как уже говорилось, такие уроды были всегда и будут всегда. Это - природа человека.

В послесталинское время режим существенно смягчился, за уклонение от исполнения должностных обязанностей или даже за должностное преступление уже не расстреливали, за редким исключением, таких людей просто снимали с работы без права занятия аналогичных должностей впредь. Это было равносильно гражданской смерти чиновника. Он опускался на социальном лифте на самый низ и оставался там до смерти. Пощады не было.

Но всё равно встречались такие, кто играл с системой "в прятки". Опять - гены. Дурная природа. Ничем другим это не объяснить. И хотя такие случаи были редки, они - были! И СССР был тут ни при чём, как и Китай. Государство делало всё, что могло, но изменить природу человека не может никакая власть.

Виновные лишались должностей, партбилетов, садились в тюрьму, исчезали навеки с политического горизонта, а оставшаяся система продолжала работать.

Особо показательные случаи были предметом общенародного обсуждения. Такими были дела секретаря ВС СССР Георгадзе, Первого секретаря Краснодарского Крайкома КПСС Медунова, Первого секретаря УзССР Рашидова. Они вызывали громадный интерес, прежде всего потому, что они были - редкостью! Это были дела сенсационного характера.

И ни я, ни, тем более, люди старшего поколения, заставшие суровые времена И.В. Сталина, не припомним такого, чтобы дела о государственных преступлениях, совершённых государственными же людьми, случались в СССР хотя бы раз в месяц! Такого не было! Повторяю: дела подобного характера были РЕДКОСТЬЮ!

А если бы они случались раз в месяц, то пришлось бы говорить о серьёзном системном сбое. И это стало бы немедленно предметом самого пристального рассмотрения на самом верху партийно-государственного аппарата. Но такого рассмотрения никогда не было, поскольку и не было такой проблемы. Была проблема неэффективного управления, проблема низкой профессиональной подготовки чиновника, проблема бюрократии. Но проблемы массового злоупотребления служебным положением со стороны высших госслужащих в СССР НЕ СЛУЧАЛОСЬ НИКОГДА!

А теперь вернёмся в наши дни.

Меньше 2 месяцев назад, 26 апреля этого года, в поступившем в Совет Федерации докладе генпрокурора РФ Юрия Чайки говорилось следующее:

''МОСКВА, 26 апр — РИА Новости. Более 600 чиновников было привлечено к уголовной ответственности в 2015 году за коррупцию.
"В минувшем году за совершение коррупционных преступлений к уголовной ответственности привлечено 651 должностное лицо органов исполнительной власти федерального уровня, более 1 тысячи должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, свыше 400 должностных лиц органов местного самоуправления", — говорится в докладе.

В докладе отмечается, что сумма средней взятки по статье 290 УК РФ увеличилась до 212 тысяч рублей в 2015 году, в то время как в 2014 года эта сумма составила 139,3 тысячи рублей.

РИА Новости 

Эти цифры означают, что в среднем КАЖДЫЙ ДЕНЬ в течение года в стране открывалось ПЯТЬ новых уголовных дел по статьям о злоупотреблении ВЫСШИМИ госслужащими своими должностными полномочиями! Т.е. сегодня сенсацией, по существу, стала такая ситуация, когда чиновник НЕ СОВЕРШИЛ ПРЕСТУПЛЕНИЯ!

О чём говорят эти цифры?

О том, что система управления государством - мертва, как расстрелянный в КНР драгдилер. Потому что вор, занимающий высокую государственную должность, физически не способен работать на благо общества. Это тот самый случай, когда козёл охраняет в огороде капусту.

Вор занимается тем, что ворует! И не в свободное от работы время, а в основное. А работает он (если он вообще работает!) - во время, свободное от воровства. И такого времени у него очень мало. Именно поэтому так ждут сегодня обычные люди встречи с Президентом или другой возможности обратиться напрямую к Первому лицу страны со своими проблемами. Потому что на местах их НЕКОМУ РЕШАТЬ! Там заняты совсем другими делами! И не только не занимаются своими прямыми обязанностями, но и делают всё для того, чтобы такие обращения простых граждан не дошли до Президента по понятным причинам.

Вот почему люди плачут в эфире и умоляют о помощи!

Всё это говорит о том, что реальной системы госуправления в России - НЕТ!

Интересно здесь то, что когда Юрий Чайка делал свой доклад, он выглядел довольным собой. Как тот самый доктор из анекдота выше. 

Он явно гордился достигнутыми результатами, сути которых он сам не понимал.

Ведь он осудил не 2 000 чиновников. Он осудил саму систему!

И этой самой системы уже даже не эффективного, а, хотя бы, просто работающего госуправления у нас нет тогда, когда мы оказались в блокаде и под таким давлением внешних сил, какого не было со времён Карибского Кризиса.

Почему всё это случилось? И как это исправить? И можно ли это исправить?

Проще говоря - ЧТО ДЕЛАТЬ?

Об этом - в следующей, последней части.


2. Что делать?


А ещё вернее - с чего начать?

Как мы говорили - государственная система управления в России парализована. Сегодня она успешно выполняет только одну функцию - самообогащается. Или, как говорил Салтыков-Щедрин - пьёт и ворует. Это было сказано почти 150 лет назад. Вот туда мы и вернулись.

Повторим ещё раз - воруют при любой системе, даже самой суровой! Но воровство воровству - рознь. Случайное воровство - есть, к сожалению, неизбежное явление в любом обществе. Системное, массовое воровство - признак серьёзной общественной болезни.
Когда видишь цифры, представленные в докладе генпрокурора о количестве чиновников, привлечённых к ответственности за коррупцию и другие угиоловные преступления, то невольно приходишь к мысли, что уголовщина стала системным признаком нынешней российской государственности. И что наш народ целиком состоит из воров и расхитителей. Так ли это?

Нет, конечно! Нормальных, честных, преданных Родине людей в России - миллионы! Но тогда почему столько ворья?

Или система намеренно избирает уголовников из общего числа потенциальных соискателей места госслужащего, оставляя честных людей за бортом?

Тоже нет. Никто намеренно не фильтрует население по принципу "наибольшей испорченности". Наоборот, воров ловят и наказывают, как могут. Но на их место приходят новые и новые. И всё начинается сначала.

Почему это происходит?

Управление - это профессия. Такая же, как профессия инженера, музыканта или слесаря. Ей надо учиться. Нельзя думать, что если вы успешно продали мешок картошки на базаре, то вы способны стать руководителем.

А зачем человек становится музыкантом? Затем, наверное, что он любит музыку! Инженер любит создавать новые механизмы. Слесарь - возиться с железками.

А управленец - работать с людьми! Невозможно быть руководителем и ненавидеть людей. Это значит - не быть управленцем.
Однако, любить людей - это качество не только руководителя. Священники тоже любят людей. И врачи. И учителя. И многие другие.
Любить людей - это свойство натуры человека. Но только для руководителя оно является свойством профессиональным.

Для управленца любить людей означает - помогать им. В этом смысл действий всех руководителей - от Президента до сельского счетовода.

Но помогать людям абстрактно - нельзя! Им можно помочь только в рамках конкретной, реально существующей государственной модели развития.

В контексте официально провозглашённых лозунгов и программ.

И эта программа может быть любой: капиталистической или социалистической.

Но она должна быть КОНСТИТУЦИОНАЛЬНО закреплена!

Если мы строим капитализм - давайте так и скажем открыто! И тогда создадим все остальные атрибуты капиталистического государственного устройства: полностью независимую судебную систему, независимую прессу, настоящую, а не липовую многопартийную парламентскую структуру, ликвидируем монополизм во всех отраслях, уйдём от практики государственного участия в бизнесе и сурово, долгими сроками заключения накажем всех, кто "путает личную шерсть с государственной", провозгласим принцип правовой и административной поддержки малого и среднего бизнеса, пересмотрим налоговое законодательство в сторону стимулирования малого производителя, создадим прецедент уголовного и социального преследования любого чиновника, который "вставляет предпринимателю палки в колёса" и многое другое!

То есть - создадим ИДЕОЛОГИЮ капитализма и подкрепим её соответствующими административными и организационно-пропагандистскими мерами!

И тогда станут понятны направления помощи, которую местный или федеральный чиновник способен и обязан оказать населению в первую очередь! И заодно - в чём его - чиновника - главное профессиональное предназначение! В чём смысл его работы!
Но ничего из того, что перечислено выше, сегодня нет! Или находится на бумаге в зачаточном, бюрократически формальном виде.
Если всё это слишком сложно или недопустимо по иным соображениям - давайте провозгласим главной, магистральной целью создание социального государства!

И тогда КОНСТИТУЦИОНАЛЬНО закрепим совсем другие принципы: Полное подчинение всех госструктур интересам человека, сделаем удовлетворение социальных запросов гражданина - главной задачей государства, пересмотрим с этой целью существующее законодательство, оформим эту цель в виде политической партии, которая будет главенствовать в Парламенте и в Президентских структурах и т.д.!

И тогда станет ясным, что нужно требовать от руководителя и за что наказывать его! А он сам, в свою очередь, поймёт, чем в первую очередь, ему надо заниматься!

Но всего этого тоже нет!

Вместо идеологии капитализма или социализма власть предлагает нам идеологию патриотизма! Идеологию любви к своей стране!
А кто из вас, уважаемые, способен доказать в таком случае, что вор Хорошавин, вор Сердюков или воровка Васильева - не патриоты и не любят Россию? Любят! Всей душой!

Потому что за свои преступления в любой развитой стране они получили бы по 50 лет тюрьмы, а у нас - пару лет условно. Как же им не любить Родину?

Патриотизм - это необходимое и замечательное качество! Без него никакое общество не может развиваться нормально! Но патриотизм не может быть национальной идеей!

Это слишком размытый критерий! В разное время в России были ИСКРЕННИЕ патриоты - социалисты, монархисты, анархисты, националисты, капиталисты и пофигисты!

Все искренне любили и любят Россию! Кто из них - главный? Все? То есть - никто? То есть каждому госчиновнику предложено самостоятельно выбирать себе, каким именно патриотом ему быть?

Тогда что ж удивляться их изворотливости?

Если у меня есть идея собирать мотоциклы, то мнe хватит моего сарая. Если я хочу строить катера, то мне понадобится река и стапеля, если я решил делать самолёты, то я заберу колхозный стадион под ангар.

А что мне делать, если мне предлагают вместо всего этого изобретать технологию изготовления сливочного масла из коровьего помёта?

Вот и отчитываются высшие чиновники-патриоты Президенту в контексте именно так поставленной задачи:
- Владимир Владимирович! Успехи есть! Мазать на хлеб уже можно. А кушать пока - нет! Но мы над этим работаем!
А потом возвращаются к себе и продолжают красть! Потому что сделать сливочное масло из дерьма нельзя! А другой задачи перед ними не поставлено!

Зато у каждого из них есть давно сформированная команда, которая ждёт своего "кормильца", чтобы продолжать "осваивать" бюджет в условиях полного отсутствия других "вводных" из центра.

Воровство и, как следствие, паралич управленческой системы России объясняется именно этим - отсутствием идеологии! Вакуумом, в котором действуют чиновники всех уровнях! Неясностью конечного курса! И, как следствие - НЕВЕРИЕМ в него! Вместо этого - уверенностью, что "завтра всё может в корне поменяться".

Поэтому ничего, кроме воровства, ему не остаётся! Он не знает, к какой цели стремиться, он не знает, за что и когда его снимут. Поэтому надо срочно позаботиться хотя бы о себе и о своих близких.

В этих условиях неясности конечной цели сегодня находятся все: и федеральные и региональные руководители, и сотрудники правоохранительных структур и судов, и представители бизнеса, и работники прессы, и рядовые граждане.

И пока эта неясность не будет преодолена, пока конечная цель не будет сформирована окончательно - система управления не заработает, воровство не прекратится и Россия не оживёт.

Государственная идеология есть у любой развитой страны! И мы не настолько оригинальны, чтобы без неё обойтись!

Зато настолько бестолковы, чтобы не понимать, насколько это важно.

Ехидный Douglas
 
ОтСебятина: абсолютно поддерживаю Дугласа! И кстати, это и есть пример здравой критики! Здравая критика, это когда есть проблема и ты даешь решение этой проблемы, а не просто визжишь "путинслилвсепропало".
А некоторым "братским" народам отнюдь не помешает начать думать глобально, стратегически. И я не про Украину, тут все понятно - государство на лезвии бритвы: или объединившись разобьем фашизм, или развалимся на двадцать батустанов, уровня ЛНР и ДНР.

Вернуться назад