Одесса: евреи, которых мы потеряли


Всегда казалось, что евреи и Одесса – это неделимое целое. Если навскидку, то в любом кругу общения, в любом срезе одесского общества всегда присутствовало процентов десять евреев. Впрочем, у старшего поколения так и осталось. Примерно. Хотя, после 1991 уехало евреев безумно много.

В общем, одесситы, не привыкшие делить людей по национальному принципу, никогда не выделяли евреев в отдельную группу. Они ею и не были никогда. Мы никогда к ним не присматривались, как к отдельному явлению во всём многообразии одесского сообщества. И только теперь, с появлением такого феномена, как gыdobanderovtsы, мы внезапно заинтересовались, «а что там у евреев?».

Заинтересовался и я. Мне стало интересно, как еврей может восхвалять времена оккупации Одессы 1941-44 годов, к примеру. Как может использовать в быту нацистское приветствие? Впрочем, я сейчас не об этом даже.

Знаете, к какому неожиданному выводу я пришёл?

Больше нет евреев, как составной части Одесского сообщества. С удивлением я обнаружил, что среди моих друзей и знакомых нет евреев, моложе моего возраста. Если учесть мою склонность находить друзей во всех поколениях, от 15 до 85+, то это выглядит странно. Можно было бы предположить, что по какой-то причине евреи сторонятся именно меня, но ведь, так или иначе, я должен был с ними сталкиваться по работе. Всё-таки, телевидение считается лежбищем этой национальной группы.

Однако, нет…..

И вдруг я понял, почему так.

Уже два десятка лет в Одессе работают еврейские культурные центры и общеобразовательные школы. Они очень хорошо финансируются из бюджета Израиля и всяких еврейских фондов. Посещать эти школы и центры просто выгодно, в конце концов. Всё это прекрасно и великолепно, но за 20 лет мы получили ситуацию, когда евреи учатся обособленно, развлекаются обособленно и приобретают друзей среди себя.

Я вспомнил детей своих знакомых евреев. Никто из них не дружит с русскими детьми. Это естественно, дружба у детей возникает во время учёбы, во время посещения спортивных секций, во время праздников. Всё это на протяжении 25 лет для евреев происходит отдельно от других одесситов.

Таким образом, мы, действительно, получили «евреев в диаспоре». Если раньше они были частью нашего сообщества, то теперь они сообщество в сообществе.

Поэтому, пытаться понять, что у них происходит внутри очень трудно. Более того, этот замечательный феномен – gыdobanderovtsы – демонстрирует именно старшее поколение. То есть, евреи, ассимилированные в одесское сообщество. Те из них, кто пытается выжить и быть в тренде.

Для еврейской же молодёжи и Одесса, и бывшая Украина, и всё постсоветское пространство, – не более, чем внешний фактор, который надо минимизировать. Они живут в своём Мире. Он полон уюта и комфорта. Более того, им кажется, что этот Мир и есть Одесса. Впрочем, они быстро уезжают в Израиль за бесплатным и качественным высшим, и, как правило, не возвращаются.



В общем, был бы я Говорухиным, кино бы снял – «Евреи, которых мы потеряли».

Поэтому, воспринимать феномен «gыdobanderovtsы», как нечто овладевшее целой нацией – не правильно. Это крайне редкое явление. Просто нацистам очень выгодно легализовать свою повестку именно посредством евреев. Евреев показательных, известных именно, как евреи. Ведь если еврей выкрикивает «героям слава» и хвалит оккупантов, то остальным сам Бог велел.

Поэтому, правильно было бы сказать, что одесским евреям глубоко плевать, что там у нас в Одессе происходит. У них есть своя Одесса, в которой мы – окружающая среда.

Это не хорошо или плохо. Это так.

Валентин Филиппов
Вернуться назад