Новость о том, что американский конгресс планирует более чем вдвое (с 350 млн долларов до 150 млн) уменьшить военную помощь Украине в текущем финансовом году — это уже второй тревожный звонок для Петра Порошенко за неполный месяц. В первом случае он прозвучал после того, как его широко разрекламированный и якобы уже согласованный на 21 февраля визит к Дональду Трампу так и не состоялся.
На этом фоне усилились разговоры о скором отбытии Петра Алексеевича в одну из приветливых стран, где у него уже обустроено уютное гнездышко и куда уже якобы отправлено из Киева целых два самолета с домашним скарбом первой необходимости.
Ситуация в самой Украине также складывается все более благоприятно для досрочного отбытия Порошенко на заграничное ПМЖ. Во всяком случае, экономическая конфронтация с Донбассом грозит Украине последствиями едва ли не более разрушительными, чем конфронтация военная.
На таком фоне нет причин исключать развитие событий в Киеве по экстраординарному сценарию. Тем более, что некоторые главари тамошнего режима отнюдь не настроены ни на отъезд, ни на поиски компромисса, потому что чувствуют себя в безопасности только в условиях своего пребывания у власти, в обстановке жесткого противостояния, или войны. К их числу можно уверенно отнести такие ключевые фигуры, как председателя «Совета нацбезопасности и обороны Украины» Турчинова, спикера «верховной рады» Парубия и «министра внутренних дел» Авакова.
И хотя последний, как будто, склонен к разрядке ситуации с блокадой Донбасса, остальные члены этой троицы всегда стояли на самых непримиримых позициях. Как, впрочем, и подавляющее большинство депутатов нынешней «рады». Которых хлебом не корми, дай только запретить русский язык, объявить войну России, или, как минимум, порвать с ней все отношения.
Нарастающая дестабилизация действующей украинской власти, явным образом теряющей свои внешние опоры, наряду с деградацией внутренних, несомненно будет стимулировать указанные персонажи к более активным действиям, хотя бы в целях элементарной самозащиты. С Порошенко, или без него – зависит от того, как карта ляжет. Но с учетом нарастающей международной нерукопожатности киевского «кирывника» скорее все-таки без него, чем с ним. Но как именно?
После вполне безобидных шествий в Киеве в третью годовщину «евромайдана», можно уверенно констатировать, что потенциал для так называемой «революции снизу», о неизбежности которой трубят некоторые «предводители команчей», реально равен нулю и ситуация находится под полным контролем властей. А сами эти шествия, скорее всего, инспирированы властной верхушкой для того, чтобы выглядеть более импозантно в глазах Запада на их фоне.
Однако подконтрольность низовых процессов никак не отменяет того, что власть предержащим надо что-то делать, пока они еще владеют ситуацией.
Но что именно?
Подведомственная непримиримым верховная рада может, при определенных условиях и благоприятном отношении Запада, запустить нечто вроде легитимного процесса импичмента Порошенко с последующим объявлением досрочных президентских выборов. Вариант, однако, довольно тухлый, поскольку у Петра ибн Алексеевича вполне достаточно рычагов для того, чтобы не допустить успеха этой затеи.
К тому же, она в любом случае не внесет нового качества в украинскую ситуацию, поскольку, при тамошних политических раскладах, практически все возможные альтернативы Порошенко описываются выражением «еще хуже». Тем более, что относительно умеренные политики в качестве таковых там явно «не пляшут».
Кроме того, не стоит забывать о том, что Украина на третьем году пресловутой «отечественной войны» уже не очень-то похожа на травоядную парламентскую республику, где все политические вопросы решаются путем рутинных процедур и закулисных сделок. В политической системе Украины образовался огромный силовой «флюс» из разного рода вооруженных формирований, которые в условиях войны получили большие полномочия и влияние на институты власти. И сегодня без учета позиции тамошних «ворлордов» никакая верхушечная перетасовка уже невозможна.
Силовые группировки в самом грубом виде можно разделить надвое. Во-первых, это традиционная армия, генералитет которой сохранил, в основном, корпоративную преемственность поколений и политически умеренную ориентацию. Во-вторых, это широкий спектр «детей войны» — в лице всевозможных добробатов, нацбатов и «правосеков». Последние, независимо от степени своей идейности, чувствуют себя самостоятельной силой и вполне готовы отстаивать своё место под солнцем с оружием в руках.
Поэтому в том весьма вероятном случае, когда усилия по чисто косметической модернизации киевского режима зайдут в тупик, акции силовых группировок могут стремительно пойти вверх. Тем более, что этому будет способствовать уже неизбежная общая радикализация украинского общества, ввиду стремительного нарастания социально-экономических проблем.
Однако в случае попытки любой из силовых группировок решить вопрос о власти в свою пользу, другие, вполне вероятно, окажут этому ожесточенное сопротивление. Во всяком случае, противостояние регулярной армии и вооруженных национал-экстремистов, в том числе и с применением оружия уже и сегодня далеко не редкость в зоне так называемой «АТО» .
Таким образом, кто бы не попытался реализовать сценарий очередного военного переворота в Киеве, результатом такого развития событий вполне вероятно станет внутренний вооруженный конфликт с последующим перерастанием в полномасштабную гражданскую войну и в окончательный развал государства. Тем более, что армейская верхушка, являющаяся частью традиционного госаппарата и сохраняющая относительное трезвомыслие, может не согласиться действовать заодно с безбашенными фанатиками или авантюристами, которые своими бескомпромиссными действиями гарантированно и быстро загубят страну.
В целом, как представляется, в ситуации неизбежности принятия радикальных решений, у руководства вооруженных сил, которое за три года войны худо-бедно научилось брать на себя ответственность, имеются предпочтительные шансы на успешную реализацию силового сценария.
Который в дальнейшем может стать основой для реального, а не только декоративного преобразования украинской власти на качественно иных, более цивилизованных основах. Вплоть до того, что новые киевские правители, в целях подавления сопротивления непримиримых радикалов, могут даже пойти на соглашение о силовом взаимодействии с республиками Донбасса ради совместного подавления экстремистов и наведения порядка в стране.
Тем более, что многие военнослужащие нынешних ВСУ уже и сегодня считают ополченцев Донбасса куда меньшим злом, чем своих полностью отмороженных «соратников» из числа правоверных нацистов.