Американцев за живое задело то, что их «верный союзник», который так много им обязан, вовсю укрепляет обороноспособность главного на сегодня американского экономического и геополитического оппонента.
Киев и Пекин дружат давно. Тут достаточно вспомнить продажу Китаю вместе со всеми чертежами недостроенного авианосца «Варяг» («Лаонин»), который стал прототипом китайских авианосцев первой национальной серии «Шаньдун».
Именно поэтому никто особо не удивился, когда в начале 2000-х украинское предприятие «Мотор Сич» начало разработку нового (модернизацию старого) двигателя для китайского перспективного учебно-боевого самолета L-15, который благодаря именно его характеристикам стал безусловным лидером по критерию цена-качество в этом сегменте рынка.
Да и вообще самолет получился очень удачным и востребованным на мировом рынке.
В 2011 году компания Hongdu заключила с запорожцами контракт на поставку 250 двигателей АИ-222-25Ф с поставкой к 2015 году. В 2013 году стало известно, что все работы по новому двигателю были частью еще более грандиозного соглашения от 2001 года, по которому «Мотор Сич» не только разрабатывал для китайцев новый силовой агрегат, но и должна была в случае успеха поставить им 1920 новых двигателей и обеспечить ремонт еще 3840 единиц.Весь контракт на сумму 5,7 млрд. долларов был рассчитан до 2041 года.
И все было у «Мотор Сичи» хорошо, если бы не грянул майдан. Мало того, что он разрушил многие планы по перевооружению украинского вертолетного и авиапарка, но он еще и поставил под угрозу выполнение предприятием своих обязательств в отношении исторического китайского контракта, без денег от которого предприятие Богуслаева в условиях разрыва связей с Москвой просто не могло выжить.
К тому же одно из ключевых производств (лопаток для двигателей) в 2014 году оказалось на неподконтрольной Киеву территории.
В общем, проблемы для компании «Мотор Сич» были. Но они были и вполне решаемы. Тем более в разрезе внешеполитического курса предыдущей администрации Белого Дома. Барак Обама очень дорожил отношениями с Пекином. Он надеялся, что как и 40 лет назад он сможет использовать КНР для давления на Россию и при помощи жадности китайских товарищей решить наконец-то раз и навсегда «русскую проблему» для представляемого им англо-саксонского мира.
Но в 2016 году в этом раскладе случилась осечка. Белый Дом неожиданно для многих «оккупировал» Дональд Трамп, который видел именно в быстро поднимающемся Китае, а не в России, главного оппонента для Америки. Именно поэтому логичное и с экономической точки зрения совершенно правильное решение перенести производство украинских двигателей в Китай (в сентябре 2017-го) было встречено американской администрацией с явным непониманием. И Киеву дали понять, ч то любое военно-техническое сотрудничество с Поднебесной теперь интерпретируется в Вашингтоне, как предательство:
«Украинцы берут деньги американских налогоплательщиков и в то же время наносят удар в спину Военно-морским силам США».
Именно так оценил сотрудничество Киева и Пекина бывший советник комитета сената США по международным отношениям Уильям Триплетт.
И он во многом прав. Китайцы и американцы не испытывают иллюзий. Они понимают, что впереди их ждет схватка не на жизнь, а на смерть.
Но американская пресса пока еще начала бить украинцев по-настоящему. Уверен, что очень скоро в СМИ всплывут и другие прегрешения украинских вассалов, например, то самое налаживание выпуска в Китае украинских двигателей и самое главное…
передача им технологий по изготовлению важнейшего узла данного агрегата, лопаток для газотурбинных двигателей, которыми в мире на сегодня по настоящему обладало ограниченное число стран (у КНР с этим до сих пор проблемы).
Именно это на сегодня не позволяет Китаю создать для своих военных самолетов надежный двигатель. И украинская помощь им сегодня в этом вопросе ой как нужна. А это уже много более страшное преступление перед Штатами, нежели просто торговля готовыми изделиями.
Да, обидно получается. Сотни миллионов долларов США дают Киеву на оборону. Миллиарды долларов вкладывают в ее экономику (чтобы не загнулась), а тут такой нож в спину. Хотя чему удивляться. Ведь Киев и раньше не особо отличался щепетильностью в подобных вопросах. Например, во время «кольчужного» скандала, когда Украина, якобы в обход санкций, поставила Ираку несколько станций пассивного обнаружения воздушных целей «Кольчуга». Это могло здорово навредить Штатам в будущем и вызвало настоящую истерию в американском истеблишменте.
И вот прошло еще почти двадцать лет и Киев вновь подложил американцам ту же самую военно-техническую свинью в виде передачи критически важных технологий их главному противнику.
И тут я полностью согласен с репликой Олега Ляшко, который в ответ на претензии американцев сказал:
«Если американцы не хотят, чтобы мы продавали китайцам, пусть сами покупают наши авиадвигатели! Нам запрещают и китайцам продавать, и сами не покупают, в итоге альтернатива для «Мотор Сич» одна — банкротство предприятия и тысячи новых высококвалифицированных, но безработных украинцев».
Только поздно главный радикал Украины вспомнил об украинской промышленности и украинских рабочих. Раньше надо было думать, когда он и ему подобные ратовали за ассоциацию с ЕС. Именно в этом документе и были прописаны нормы, которые гарантировано уничтожали украинскую технологичную промышленность и превращали ее в обычный аграрно-сырьевой придаток.