Каждый раз читая законопроекты, которые регистрирует Верховная Рада Украины, я изумляюсь – неужели они это проголосуют? Разве они не видят чудовищность и дикость законов, по которым предлагают жить своему народу? Стоп, не предлагают – требуют!
И каждый раз я задаю один и тот же вопрос: панове, неужели никто из вас не удосужился изучить варварские подробности ваших «реформ»? Но очевидно, задаю его в пустоту…
Помочь разобрать его детально попросила начальника юротдела Аппарата Уполномоченного по права человека в ДНР Елену Андру.
В чем разница между военным и особым положениями. Суть и детали законопроекта, его субъекты и объекты и что он предлагает обычным Гражданам Украины.
Военное или особое положение
ВП это правовой режим в государстве или на определенной территории, который вводится при особых обстоятельствах, которыми могут стать массовые беспорядки.
Особое положение» — это собирательное понятие, включающее в себя различные режимы, опосредующие экстремальную ситуацию «регионального бедствия», диктующую необходимость применения особых мер, по жестокости и объему правоограничений.
В истории известны случаи, когда ВП вводилось в мирное время. Такая практика применялась в США 1962 и 1968 гг.ВП вводилось в определенных штатах для вооруженного подавления забастовок, а также расовых волнений
В правовом поле Украины применяется два термина «Особое положение» и «военное положение»
Порядок введения в государстве Украина военного положения определен Законом «О правовом режиме военного времени» 12.05.2015.
Военное положение– это особый правовой режим, вводимый в Украине или в отдельных ее местностях в случае военной агрессии или угрозы нападения, опасности для государственной независимости и предоставляющий соответствующим органам государственной власти, военному командованию и органам местного самоуправления полномочий необходимых для предотвращения угрозы, а также временное ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений. Срок ведения военного положения может продлеваться указом президента на любой срок. Вводится указом Президента по предложению СНБО, утверждается ВРУ.
– территория, на которой вводится ВП и срок, на который оно вводится;
– исчерпывающий перечень конституционных – прав и свобод, которые временно будут ограничены в связи с введением ВП с указанием срока;
– позиция о праве государства принудительного отчуждения имущества , находящегося в частной собственности;
– введение комендантского часа;
– запрет деятельности политических партий и общественных организаций;
– регулирование работы издательств и телерадиокомпаний;
–интернироваие (принудительное отселение) граждан государства, которое угрожает нападением либо осуществляет агрессию против Украины.
Особенный период предусмотрен Законом «Об обороне Украины», 1992г., и наступает с момента объявления решения о мобилизации либо с момента введения военного положения в Украине либо в отдельных ее местностях и охватывает время мобилизации и охватывает период объявления ВП и частично период после окончания военных действий.
Т.е. особенный период действует только во время и сразу после военного положения.
Запомнили? Поехали дальше.
Идейный вдохновитель законопроекта – заместитель главы украинской делегации в ТКГ Алексей Резников, который в теории должен работать над выполнением Минских соглашений. Законопроект внесен в Раду кабинетом министров Украины в лице премьер-министра Шмыгаля.
В полномочия Генерального штаба ВСУ входит
– принятие решения об интернировании;
– сбор, сопровождение и охрана, содержание военнопленных и интернированных лиц
– выявление граждан государства, которое угрожает нападением, и уведомлять об этом Генеральный штаб Украины
Задачи органов местного самоуправления и местных администраций
–определение места, для принудительного поселения интернированных лиц, организация и осуществление мероприятий по их содержанию, т..е их обяжут строить такие лагеря
– организация внешних отношений с государствами и международными организациями относительно возвращения военнопленных и интернированных лиц (обмен пленных)
– перевозка (без использования автомобильного транспорта) военнопленных и интернированных лиц – т.е. только специализированным ж\д транспортом или пешком, а также предоставления им услуг почтовой связи. (тут сразувспомнила теплушки и колонны пленных времен Гитлеровской оккупации).
– обеспечение перевозки железнодорожным транспортом интернированных и военнопленных лиц специально подготовленными для этого ж\д вагонами.
– сбор, сопровождение военнопленных из лагерей оперативных командований, охрана и содержание в тыловых лагерях для военнопленных
– охрана общественного порядка в местах интернирования.
– доставка интернированных лиц к местам интернирования;
– розыск, интернированных лиц, самовольно покинувших места интернирования;
– сбор информации относительно интернированных лиц в любом государственном органе или любой организации;
– право требовать предъявить документы, удостоверяющих личность, в случае если лицо имеет внешние признаки с интернированным лицом, находящемся в розыске;
– нацполиция имеет право останавливать транспортные средства , в случае если есть информация, свидетельствующая о том, что водитель или пассажир являются интернированными лицами.
Учитывая тот факт, что, по украинскому законодательству, Российская Федерация является государством – агрессором для Украины, попадать под действие закона должны не только жители ДНР и ЛНР, но и любое лицо по признакам:
- имеющее гражданство РФ,
- определенное СБУ, как неблагонадежное, угрожающее государственным интересам Украины.
Т.е. любой человек, пребывая на территории Украины, может быть определен в лагерь, если СБУ решит, что он чем-либо угрожает государству. При этом, критериев этой самой угрозы в законопроекте не прописано вообще, кроме упоминания «целостности страны. . То есть, потенциально любой человек может что-то в будущем сделать, что будет интерпретировано как «угроза».
Отсутствие четких критериев и порядка применения закона об интернировании повлечет за собой массовое нарушений прав человека на территории Украины, а отсутствие закрепленных оснований для интернирования и отсутствие в законопроекте ссылки на судебное урегулирование вопроса интернирования сделает невозможным его судебное обжалованиие.
Следовательно, кроме как на нормы международного права интернированному лицу не на что будет опереться, чтобы защитить свои права. В силу того, что украинские суда неохотно применяют в своей практике нормы международного права, остается единственный путь – обращение в ЕСПЧ, где дела рассматриваются десятилетиями.
Задержания могут происходить, даже несмотря на то, что украинский закон о гражданстве не признает за украинскими подданными других гражданств.
Кроме того, закон об интернировании решает еще один важный вопрос. Теперь неугодных граждан не нужно судить
Теперь же достаточно обвинить человека в наличии российского гражданства (доказывать это, к слову, совсем не обязательно). Это дает возможность его задержать и отправить на принудительное проживание к черту на кулички. Без суда, без доказательств, но в рамках закона.
Массовые задержания неугодных без суда и следствия, доставка задержанных в специализированных вагонах (теплушках) или пешком к месту содержания за колючей проволокой, бессрочное размещение их в концлагерях без возможности защитить свои права в судах