Новостной обзор

Хроники «хлебного перемирия» 21 июля 2017
0
Хроники «хлебного перемирия» 20 июля 2017
68
Хроники «хлебного перемирия» 19 июля 2017
74
Хроники «хлебного перемирия» 18 июля 2017
63
Хроники «хлебного перемирия» 17 июля 2017
100

Лента новостей

18:16 20-07-2017
Петиция против проспекта Шухевича в Киеве набрала нужное число подписей
18:13 20-07-2017
Литва предложила США развернуть в Прибалтике зенитные комплексы Patriot
18:10 20-07-2017
Прифронтовой Мариуполь решили сделать туристическим центром
16:42 20-07-2017
В Китае в первой половине года за коррупцию наказали 210 тысяч чиновников
16:14 20-07-2017
Полиция задержала саудовского принца по приказу короля
15:30 20-07-2017
При взятии Мосула погибли 40 тысяч мирных жителей, заявили курды
09:20 20-07-2017
Возвращение Крыма впишут в школьную программу
16:11 19-07-2017
В Одессе отменили спектакль с Гришаевой по требованию националистов
14:10 19-07-2017
Китайский легкоатлет обогнал истребитель
13:57 19-07-2017
Депутат Рады заявил, что Wi-Fi появился благодаря Украине
13:33 19-07-2017
В Одессе девушку попытались выкинуть из маршрутки за разговор на украинском
21:59 18-07-2017
Сейсмологи предупредили о сильнейшем землетрясении в Крыму
18:21 18-07-2017
Ляшко потребовал срочно объявить Порошенко импичмент
17:28 18-07-2017
Путин пообещал авиастроителям 60 миллиардов рублей
15:13 18-07-2017
На Украине разворовали свалку радиоактивных отходов
Все новости

Точный прогноз погоды в Тбилиси на неделю с 24 по 31 июля 2017

Грузинскому борцу вручили серебряную медаль Олимпийских игр в Пекине

Бывший и нынешний чиновник в Квемо Картли попались на взятке

Иранская певица с азербайджанскими корнями Гугуш даст концерт в Ереване

Андрей Бобуа назначен военным комиссаром Абхазии

Архив публикаций

«    Июль 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 



» » » Украина: автогаз снова подорожает

Украина: автогаз снова подорожает


Сжиженный газ для автомобилей «исчерпал потенциал к снижению стоимости». Такой вердикт вынес научно-технический центр «Психея» по результатам исследования рынка нефтепродуктов Украины. На конец октября розничная цена сжиженного углеводородного газа (СУГ), используемого в качестве моторного топлива, стабилизировалась на уровне 11,66 грн/л, что составляет 50,76% стоимости 95-го бензина. Еще летом она колебалась в пределах 8,2 грн/л (35-40% цены АИ-95), но, по мнению экспертов, рассчитывать на возврат к былым временам автолюбителям не стоит, скорее наоборот.

Виновата Россия?

Последние три года на Украине наблюдался настоящий бум на рынке углеводородного газа. За последние три года на фоне сжатия рынка нефтепродуктов в целом и падения продаж бензинов на 40% потребление СУГвыросло более чем на треть. Хотя переход на СУГ - удовольствие не из дешевых, переоборудование автомобиля с бензина на газ быстро окупалось. Если средняя стоимость АИ-95 на заправках с июля 2013 по июль 2016 г. скакнула с 11 грн/л до 22,3 грн/л, то цена СУГ за это время увеличилась всего на три гривны (с 5,3 грн/л до 8,3 грн/л).

Дешевая альтернатива просуществовала недолго, с начала июля цена на техническую смесь пропан-бутан (СПБТ) стала расти как на дрожжах. В итоге сроки окупаемости установки газобаллонного оборудования (ГБО) значительно увеличились, а расчеты вложившихся водителей не оправдались.
 
В 20-х числах сентября розничная цена автогаза достигала своего локального пика в 13,1 грн/л, что составляет 58,5% цены АИ-95, после чего стала постепенно откатываться вниз. «Теперь заправляться газом становится неэффективно и совершенно неэкономно: переоборудование, использование газа, несущественно отличается от расходов на использование бензина или дизеля», – комментирует ситуацию член Наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук.

Причина ценовых скачков – дефицит топлива. Пока спрос на углеводородный газ внутри страны постоянно увеличивается, его производство, наоборот, уменьшается. За девять месяцев этого года «Укрнафта» снизила выработку СУГ на 16 %, а «Укргаздобыча» – на 1,6 %, и в будущем из-за исчерпания ресурсной базы тенденция только ухудшится. «Рынок газа развивается быстрее, чем его производство. Соответственно, сырья не хватает, что привело к дефициту и последующему росту цен», - считает финансовый директор сети АЗС KLO Игорь Чернявский. Вдобавок как раз в начале ценового кризиса был внеплановоостановлен Яблоновский ГПЗ, а его продукция снята с биржевых торгов.

Недостаток собственного ресурса восполняют за счет растущих поставок из-за рубежа. Только за первое полугодие 2016-го импорт СУГ на Украину скакнул на 70%, в результате чего доля иностранного газа на рынке увеличилась с 59,3% до 71,3%. До ценового кризиса каждый второй литр сжиженного газа на украинских заправках был российским, а каждый пятый - белорусским. Во время сезонного пика потребления случилась авария на российском Локосовском ГПЗ («Лукойл») и дефицит сырья на Белорусском ГПЗ («Белоруснефть»), что повлияло на поставки на Украину.

Второй фактор сокращения импорта – рост рынка углеводородного газа внутри самой РФ, на удовлетворение нужд которого сориентировали свои мощности «Роснефть», «Сибур» и другие российские производители СУГ. Возникший дефицит украинские компании попытались восполнить за счет поставок из Египта, Италии, Литвы, но цены продолжали неуклонно ползти вверх. Причина неудачи проста:главный источник нестабильности на рынке нефтепродуктов не внешние факторы, а бездарное государственное управление. Именно Киев своими неуклюжими действиями сделал почти все для того, чтобы дешевая альтернатива бензину перестала существовать.

Бревна в собственном глазу

Бороться с проблемами Киев решил традиционным способом – ставкой на криминал. «Если раньше в тени было 30-40% рынка, то сейчас уже половина. И каждый второй литр бензина, а в газе каждый третий или четвертый литр нелегальный», - констатирует президент ассоциации «Объединение операторов нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук. Расчет простой - залить ценовой пожар нелегальным потоком топлива, который по определению дешевле легального. Естественно, о контроле качества и соблюдения нужных пропорций в СПБТ речь не идет. «Те люди, которые не платят налоги, или торгуют бодягой, или торгуют контрабандой… имеют возможность демпинговать на рынке», - поясняет эксперт.

Впрочем, как показывает практика, эффективность таких методов близка к нулю, а главная причина существования нелегальных заправок другая. Схемы неуплаты налогов и пошлин в государственный и местный бюджет позволяют неплохо зарабатывать недобросовестным участникам рынка. По оценкам экспертов, только в Киеве сегодня функционирует от 200 до 400 АГЗС, работающих без необходимой разрешительной документации. «И мы понимаем, почему с этим [теневым] рынком никто не борется… Уговаривать пчел, чтобы они перестали любить мед, - это безнадежное дело», - считает Л. Косянчук.

Если бы рынок был цивилизованным и предсказуемым, легальные игроки могли бы заранее запастись газом и таким способом сгладить ценовые колебания, считает директор спецпроектов НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев. К тому же при высокой зависимости от импортного ресурса свой вклад в хаотизацию рынка СУГ вносит и нестабильность валютного курса. Потому в существующих условиях «компании не будут планировать развитие своего бизнеса, а будут стараться урвать как можно больше. Летом розничная наценка даже у легальных производителей была 50%, а у нелегалов могла быть в несколько раз выше», приводит данные эксперт.

Не способствует снижению цены и существующая структура рынка СУГ. «Проблема этого рынка - это его фактическая монополизация несколькими компаниями, связанных с финансово-промышленной группой "Приват”», - объясняет Г. Рябцев. Факт ценового сговора с «приватовскими» сетями АЗС  косвенно признал глава «Укрнафты» Марк Роллинс. После того как 11 октября Антимонопольный комитет открыл дело о нарушении законодательства о защите конкуренции, он просто пообещал больше так не делать.

Лес рубят – щепки летят

Помимо старых хронических болезней рынка, которые за последнее время только усугубились, свою роль сыграл и субъективный фактор.
Тройной удар по цене сжиженного газа нанесли народные депутаты, внеся изменения в Налоговый кодекс.

С начала 2016 года кратно увеличился «розничный» акциз на продажу СУГ, а общий акциз на сжиженный газ вырос на €7/т (до €57/т). Но главным новшеством стал ввод фактически запретительного налога на ввоз чистых фракций бутана (€228/т). На этом сюрпризы от Верховной рады не закончились. Новая законодательная инициатива с ограничением на покупку валюты импортерами грозила срывом внешних контрактов и, соответственно, дефицитом на рынке СУГ. В ответ трейдеры ушли на черный рынок к «менялам».

Киев не останавливался. В конце июля, в самый разгар ценового кризиса, украинская таможня фактически заблокировала импорт СУГ из РФ, начав массовый отбор проб из ввозимых партий на предмет соответствия заявленной плотности. Газ встал на границе, а и без того высокие цены поползли еще выше. «Например, чтобы отобрать с нашей последней партии, вагоны пришлось гнать с Купянска на ближайшую ГНС, где возможно осуществить отбор.
 
За эту операцию "Укрзализныця” выставила нам счет на 15 тыс. грн. А сколько выставит владелец этой ГНС за свои услуги – еще не известно. За простои вагонов я уже и не говорю», - жалуется один из трейдеров. На следующий день импорт российского СУГразблокировали, а 3 августа вновь притормозили.

Теперь, когда рынок, наконец, успокоился, Киев решил ударить санкциями по украинским водителям.
Если «ограничение на торговые операции» «Башнефти» на Украине просто бессмысленны и едва ли смогут повлиять на рынок (украинские трейдеры будут покупать ресурс на границе), то санкции против российских компаний-перевозчиков СУГ, включая крупнейшую «СГ-транс», чреваты новым витком цен. Дело в том, что перевозчики связаны с производителями долгосрочными контрактами. «”Роснефть” готова грузить ресурс, но только в цистерны «СГ-Транса», а что дальше с ними делать нет понимания», – считает руководитель департамента реализации компании «УПК-Коммерц» Сергей Ермаков. Таким образом, одной своей росписью П. Порошенко создал очередной искусственный дефицит. Впрочем, внутри Украины всегда найдутся желающие поймать рыбку в мутной воде.

На оптовом рынке газ уже подорожал, а значит, в ближайшее время он подорожает и в рознице.

Сегодня газ на брендовых АЗС столицы и Киевской области стоит от 10.99 до 12.60 гривен. Средняя цена по состоянию на данное время составила 11.80 грн. На мелких заправках этот вид топлива сегодня продают по 10.70 - 11.75 гривны.
 
Все по теме: Украина

АКТУАЛЬНО

Добавьте комментарий

  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Войти через
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Наверх