В середине января Украину взбудоражила новость о жителях Новой Каховки Херсонской области. Им пришли коммунальные платёжки с космическими цифрами: за декабрь – 4-5 тысяч гривен (10-12,2 тысяч рублей) за двухкомнатную квартиру
Эта сумма примерно в полтора раза меньше средней зарплаты по стране. В тарифе 70% — газ и электричество, которые подорожали более чем на 30%, зарплата сотрудникам теплокоммунэнерго (ТКЭ) и затраты на ремонт.
В херсонском теплокоммунэнерго заявили, что отапливаемая площадь уменьшается (в связи с переходом домов на индивидуальное/автономное отопление), поэтому расходы разбрасывают на уменьшившееся на 58% количество абонентов и отапливаемую площадь. При этом разработанную программу по переходу на автономное отопление не утвердили депутаты. Городская власть все равно не будет компенсировать людям расходы на коммуналку.
В Новой Каховке и других городах проблема с тарифами тянется с тех пор, как местным властям разрешили самим устанавливать тарифы без согласования с Нацкомиссией по тарифам (НКРЭКУ). Каховская мэрия говорит, что цены на ЖКУ такие высокие, потому что местным предприятиям ТКЭ нужно окупать расходы на подорожавший газ.
«Тариф, установленный НКРЭКУ на некоторых предприятиях, в среднем увеличился на 20%. При подорожании газа на 23,5% тариф должен был вырасти на 15-17%. НКРЭКУ не сильно ошиблась, просто заложив в цену допзатраты предприятий», — пояснил директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАНУ Валентин Землянский.
Отказ Украины от системы централизованного теплоснабжения и переход на автономное обеспечение или явочным порядком, или под руководством местных властей ведет к росту потребления энергоносителей и к увеличению количества ЧС.
«Старые жилые дома не приспособлены к индивидуальному отоплению — газовому или электрическому. Если говорить об электроотоплении, мощность на квартиру составляет 5 кВт, а при количестве нынешних используемых электроприборов даже без бойлера эти 5 кВт расходуются: стиральная машина, утюг, фен, чайник. Каждый прибор — по 2 кВт», — разъяснил эксперт.
Что касается индивидуального газового отопления, здесь проблема в вентиляции. Ведь для самой последней модели газового котла нужен большой воздухообмен во избежание выделения метана. Для взрыва достаточно 4% метана в газовоздушной смеси.
На Украине регулярно происходят взрывы бытового газа, люди умирают от угарного газа. Статистика этих происшествий, уверены аналитики, скрывается.
В Европу, но с украинскими принципами
«Вместо того чтобы заниматься модернизацией и созданием качественной услуги по централизованному теплоснабжению, государство, в том числе и местные власти, бросают людей на произвол судьбы. Никто не хочет связываться с НАК «Нафтогаз». Он вымогает из местных бюджетов деньги для оплаты долгов предприятий коммунэнерго, угрожая срывом отопительного сезона, как это было в октябре-ноябре. Тенденция ожидаемая», — сказал Землянский.
Декларации же властей о сближении с Европой ничего не стоят, так как высокие чиновники все равно не знают или не понимают европейского принципа поставки коммунальных услуг населению и модернизации теплопроизводительных компаний.
Экономический эксперт «Фонда общественной безопасности» Юрий Гаврилечкозаявляет, что во всех европейских странах нулевая рентабельность для поставщиков коммунальных услуг — абсолютно нормальный и популярный ход вещей.
«Рынок организован таким образом: либо ты рискуешь и получаешь большую прибыль, либо не рискуешь, но имеешь стабильный доход от группы клиентов, но и рентабельность услуг предприятия при этом очень низкая. А если за счёт модернизации и инвестиций удалось снизить себестоимость товаров и услуг для рынка ЖКХ, то эта прибыль не облагается налогом», — пояснил эксперт.
Как же модернизировать предприятие без повышения тарифов? Для начала проводится мониторинг системы компании и расчет возможной модернизации. Под нее берется кредит. После модернизации повышается эффективность работы, снижаются операционные затраты, потери, уменьшается себестоимость энергопродукта. За счёт этого высвобождаются средства — получается прибыль и погашается кредит.
«Вынесение на всех оставшихся потребителей операционных затрат и других видов расходов ведёт к повышению стоимости тарифа, а значит — увеличению уровня неплатежей. В результате теплопоставщик не сможет не только оказывать услугу, но и реагировать на аварии. Система изнашивается, её никто не ремонтирует» — так Гаврилечко спрогнозировал дальнейшее развитие коммунального кризиса в Новой Каховке и других городах, где сложилась подобная ситуация.
Поставить на счетчик
Важно отметить, что у каховчан, о которых рассказали в СМИ, в доме стоит общедомовой газовый счетчик. Но должны они заплатить по счетам, как если бы дом был без счетчика — свыше 82 гривен (200 рублей) за кв. метр.
В стране сейчас вводится плата за теплоснабжение по квадратным метрам в отсутствие общедомовых счетчиков. Но это противоречит закону о коммерческом учете тепло- и водоснабжения, согласно которому учет должны вести как раз при наличии этих счетчиков.
«Закон был принят летом 2017 года. В нем сказано, что на протяжении года во всех многоквартирных домах Украины должны быть установлены счетчики за деньги поставщиков коммунальных услуг. В Киеве не хватает 3 тысяч счетчиков при наличии 12 тысяч многоквартирных домов», — сообщил директор аналитико-исследовательского центра «Институт города» Александр Сергиенко.
По его словам, киевским домам без общего счетчика устанавливают тариф в 38 грн/кв. м (93 руб.). А, например, для квартиры в 50 кв. м это почти 2000 грн (4880 руб.). И это только за тепло.
Однако закону о коммерческом учёте тепло- и водоснабжения противоречит и закон о ЖКХ, где сказано, что газовые счётчики должны устанавливать сами жильцы. Но в нем нет ни одного подзаконного акта: как собирать деньги, кому и где платить за счетчик. Единственный выход — исполнить закон о коммерческом учете и установить счетчик за счет ТКЭ.
Без субсидии — взорваться или угореть
«Уровень платежей за ноябрь 2018 года, согласно Госстату, составляет по Украине почти 46,4%. По Киеву — 46,6%. Даже киевляне не выдерживают этих тарифов», — подчеркивает Сергиенко.
По его мнению, судиться государство должно лишь со злостными неплательщиками, ведь на сотни тысяч обычных домохозяйств судов не хватит.
Так, в Киеве самым злостным районом-неплательщиком оказался элитный Печерский район. Эксперт полагает, что собственники квартир выставили недвижимость на продажу и в ожидании покупателя даже не сдают ее в аренду. Накапливаются долги. Хотя хозяева, по мнению эксперта, могли бы оплатить долги за прошлый год и заплатить на года два вперед.
Обычным же гражданам очень сложно получить субсидию. В ноябре 2017 года ее получили 6,6 млн семей, а в ноябре 2018-го — уже 3,3 миллиона. По мнению Сергиенко, люди, имеющие хоть какие-то деньги, будут устанавливать электрические или газовые колонки. А люди победнее будут греться через газовые конфорки (все равно будут платить по норме), ставя на них кирпичи для усиления теплопроводности. Это грозит, опять же, перегрузкой электросетей и взрывами бытового газа.
«Даже живущим в однокомнатных квартирах пенсионерам должны насчитывать субсидию, а по старым правилам коммуналку им обычно пересчитывали. Министр соцполитики Андрей Рева совершил преступление, когда сделал так, что на субсидию нужно подавать заявку каждые шесть месяцев. Это сильно бьёт по таким людям», — говорит Сергиенко.
В который раз эксперты сошлись во мнении, что украинское государство не рассчитало и не собирается анализировать, какие катастрофические последствия вызовет очередное повышение тарифов.