«Энергетическая независимость» Киева и надежды на Европу оказались пшиком. Оператор украинской газотранспортной системы «Укртрансгаз» предупредил госорганы страны о реальной опасности возникновения чрезвычайной ситуации государственного масштаба.
Проблема — в критическом дефиците газа в подземных хранилищах компании.
Как сообщается на сайте компании, в хранилищах сейчас находится 152 млн. кубометров топлива, тогда как для обеспечения месячной потребности государства необходимо 240 млн. кубометров. При этом на весь летний период (с июня по август) для собственных нужд и поддержания работы ГТС «Укртрансгазу» требуется 720 млн. кубов.
Оператор объясняет сложности долгами по предыдущим контрактам. Партнеры просто отказываются поставлять топливо до полного погашения задолженностей, из-за чего компания не смогла провести двенадцать тендеров на закупку газа.
Собственно, на данные момент долг этот составляет более четырех миллиардов гривен (или около 10 млрд. рублей).
Стоит отметить, что это уже второе подобного предупреждение. На прошлой неделе от украинского оператора уже звучали заявления о том, что остатков сырья хватит только до 24 июня. Однако до сих пор нет никаких подтверждений тому, что соответствующие органы восприняли это предупреждение серьезно.
Но, возможно, «Укртрансгаз» играет какую-то свою игру и ситуация вовсе не столь драматична?
— Вся эта ситуация вызревала не один день, но теперь она стала развиваться по формуле «снежного кома». И тут как бы несколько пластов проблем.
Во-первых, есть проблема с НКРЕКП. На Украине это орган, который регулирует, в том числе, тарифы и ценообразование. Но недавно Конституционный суд признал само создание этой структуры экс-президентом Порошенко незаконным, поскольку он при этом вышел за пределы своих полномочий.
Правда, за пять лет своего существования эта комиссия через свою ценовую и тарифную политику привела, так скажем, к определенным убыткам и другим проблемам большинство газораспределительных компаний. Что, в свою очередь, стало причиной того, что «Укртрансгаз» сейчас отчасти находится в преддефолтном состоянии.
При этом мы видим, что со стороны руководства «Нафтогаза» и со стороны на правительства постоянно звучат пространные заявления, что ситуация под контролем. И что нет ничего страшного, если Украина не продлит истекающий в конце года контракт с «Газпромом» на транзит газа.
Хотя «Укртрансгаз» является как раз той компанией, которая должна участвовать в переговорном процессе по поводу будущего украинского транзита.
А поскольку сейчас она находится в таком, фактически преддефолтном, состоянии, то это в еще больше мере усложняет ее перспективы на будущее. То есть, встает вполне конкретный вопрос: что будет с ГТС Украины не только на следующей неделе, а когда контракт с «Газпромом» на транзит газа перестанет действовать?
Потому что произойдет это уже через шесть месяцев, а нового договора нет.
— Надо полагать, ждут манны небесной… Но есть ведь еще одна проблема — будущая зима. Казалось бы, летом, когда газовые цены на биржах все-таки ниже, было бы логично озаботиться закачкой хранилищ к будущим холодам. Только никто что-то в Киеве не беспокоится, как люди переживут зиму…
— У нас цена газа для населения, это, на самом деле, политический вопрос сейчас. Потому что если бы были прямые контракты с «Газпромом», то это значительно снизило бы ценовую нагрузку на потребителей.
— Собственно, Алексей Миллер ранее говорил о возможности поставлять Украине газ напрямую, что позволит на четверть снизить его стоимость для населения… Где тут политика?
— Действительно, тема эта обсуждалась недавно на встрече главы «Газпрома» с Медведчуком и Бойко, которая прошла на полях Петербургского экономического форума. И, в принципе, есть алгоритмы для реализации этого предложения, только теперь это нужно перевести из политической плоскости в экономическую — т.е. должно быть государственное решение. Потому что Медведчук и Бойко, они все-таки из стана оппозиции и не представляли власть в данном случае.
Однако в «Нафтогазе» эти предложения проигнорировали. Более того, отреагировали даже агрессивно, заявив, что сейчас они покупают газ в Европе дешевле, чем «Газпром» предлагает «со скидкой», потому продолжат и дальше заполнять хранилища через европейские хабы.
Вопрос в том, где «Нафтогаз» собирается брать на это деньги?
Они позиционируют себя, как очень прибыльная государственная компания, при этом ждут, что газовые поставки оплатит правительство — якобы в кабмине обещали выделить около миллиарда долларов на это.
Но есть еще ситуация с неплатежами. Если не ошибаюсь, каждый месяц неплатежи по коммунальным услугам увеличиваются на 8 млрд. гривен. То есть, грубо говоря, там более 60 млрд. гривен уже накопилось долгов. И вот если рассматривать ситуацию с газом, то, скажем, отсутствие того же прямого контракта, может привести к тому, что отопительный сезон либо будет сорван, либо цены для населения снова взлетят.
Поэтому, получается, что тарифный вопрос, это один из самых важных вопросов, которым правительство непременно должно заниматься уже сейчас. Тем более что быстро — вот так с бухты-барахты — этот вопрос не решишь.
А кабмин занимается чем угодно — пиаром, политическими играми, выборами… Всей этой конъюнктурой, а не тем, что в ближайший месяц станет одним из самых актуальнейших вопросов.
Мы видим еще, что со стороны команды Зеленского есть явное желание как-то дальше взаимодействовать с Международным валютным фондом, а это, в свою очередь, будет означать, что команда нового президента, видимо, готовы пойти на какие-то, скажем так, компромиссы с этой организацией по поводу цены на газ. И, скорей всего, она даже в нынешних границах не сохранится.
Но для населения это уже сейчас непосильная ноша. Потому должны быть просто радикальные политические решения в контексте понижения этой цены.
— Украине в этом году еще придется платить по кредитам — 16 млрд. долларов, если не ошибаюсь. То есть, расходы предстоят существенные. А еще нужно обеспечить страну газом, и, собственно, подумать о судьбе самой трубы — станет ли она «металлоломом» после 1 января 2020 года…
— Стоимость украинской газотранспортной системы, по разным оценкам, от нескольких десятков, до нескольких сотен миллиардов долларов. Ничего подобного сейчас Украина, конечно, не смогла бы сама построить. К тому же, благодаря транзиту она пополняет бюджет на сумму до трех миллиардов долларов ежегодно. Это больше, чем все кредиты МВФ, которые страна получила за последние полтора года.
— Но если они хотят получать эти деньги, почему не заинтересованы в том, чтобы ГТС сохранить?
Ну да, юридически — по документам — они покупают у европейских компаний. Но де-факто это те же самые молекулы — российские.
При этом они вокруг этого устроили какой-то немыслимый пиар по поводу своей так называемой «энергетической независимости».
Это такая дымовая завеса. А под ней, я не исключаю, может скрываться интерес в целом привести к срыву контракта с «Газпромом», в том числе, подыгрывая, таким образом, идеям о сжиженном американском газе, который можно было бы как-то реверсно продавать на Украину.
Не факт, конечно, что Америка обеспечит нас такого рода газом через СПГ — терминалы в Польше или через Балканы.
Во-вторых, он намного дороже. Значительно дороже.
И, более того, все равно возникает вопрос: а, что с газотранспортной системой?
Ведь кроме украинских потребителей, есть еще европейские страны, перед которыми у Украины есть определенные обязательства.