Уже на следующий день на официальном сайте МВФ появилось подтверждение того, что фонд достиг предварительного соглашения с Украиной о 18-месячной программе на пять миллиардов долларов вместо восьми миллиардов согласно программе EFF. И остался лишь технический вопрос — утверждение соответствующего решения руководством МВФ.
Но, несмотря на обязательство украинской стороны не предавать огласке текст документа до утверждения его руководством фонда, основные его положения утекли в Сеть почти сразу. А 1 июня стали доступны и сами документы.
Как и ожидалось, в них содержатся новые и новые обязательства Украины перед МВФ, которые нужно выполнить для получения двух следующих траншей. Если же осилить их выполнение Украина не сумеет, то принятие законов о рынке земли и о фактическом выведении Национального банка из правового поля Украины будет стоить западным кредиторам всего 1,9 миллиарда долларов. И не в форме платежа, а в виде краткосрочного кредита. Потому как дальнейших траншей может и не быть.
Во-первых, Национальный банк обязался в ближайшие месяцы утвердить план работы с проблемными активами государственных банков и ужесточить процедуру урегулирования задолженности связанных лиц путем изменения ряда законов.
Дело в том, что на сегодня почти половина кредитов украинских банков являются неработающими. Причем львиная их доля приходится на государственные банки. А у Приватбанка таковых почти 80% от всех кредитных активов, что одновременно составляет половину всех проблемных кредитов в банковской системе. И, само собой, большая их часть выдавалась связанным с Приватбанком лицам (компаниям Игоря Коломойского и его партнеров).
То есть запретом на возврат Приватбанка бывшим владельцам дело не ограничилось — в фонде требуют продолжить преследование Коломойского за ранее выведенные им из банка деньги.
В последнее время на Украине в целях уменьшения доли неработающих кредитов практиковалась их продажа с дисконтом в 90%, а то и 95%. То ли по внутриамериканским политическим мотивам в контексте противостояния республиканцев и демократов, то ли еще почему, но в случае с Игорем Валерьевичем МВФ такая практика не устраивает. В рамках выполнения этих обязательств президенту Зеленскому предстоит выбирать, переходить ли свой Рубикон и приступать к откровенной войне с приведшим его к власти олигархом или ограничиться получением первого транша.
Имеется, конечно, соблазн нужные законы принять, но фактически их не исполнять. Но вряд ли Игорю Коломойскому понравится висеть на крючке у своего протеже. Это с одной стороны. А с другой — наверняка и фонд в случае принятия изменений найдет способ простимулировать украинское руководство к действию.
Во-вторых, МВФ требует изменить процедуру отбора членов Высшего совета правосудия — коллегиального независимого (что в данных обстоятельствах звучит нелепо) конституционного органа, который вносит представление о назначении и освобождении судей от должности. В общем — руководит всем судейским корпусом и контролирует всю судебную систему.
Суть пожеланий фонда — передать процедуру отбора членов Высшего совета в руки неких "независимых международных экспертов". А говоря проще — отдать полный операционный контроль над судебной системой Украины в руки иностранных кураторов так, как это было совсем недавно сделано с Национальным банком. Сказано же было на Майдане — тут хозяин украинец. Понятно, чем выполнение этого пункта светит любому представителю украинских элит…
В-третьих, Украине придется поменять некоторые правила на газовом рынке.
Прежде всего привести устав "Нефтегаза" "в соответствие с нормами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)", в реальности — полностью и окончательно передать самый серьезный государственный актив в управление "западных партнеров". В принципе, они им управляют уже сейчас через наблюдательный совет, состоящий из их же представителей.
Однако в прошлом году у правительства Гройсмана вдруг проявились фантомные боли и оно приняло постановление, согласно которому получило право назначать руководителя и членов правления "Нефтегаза" без согласования с наблюдательным советом. Правом этим, правда, ни Гройсман, ни его преемники воспользоваться не рискнули, но осадок-то остался.
Кроме того, уже в нынешнем году украинский кабмин запустил руки в карманы "Нефтегаза", обязав монополиста перечислить 95% чистой прибыли в бюджет. А ведь этот "доильный аппарат", высасывающий соки со всей экономики, явно выстраивался не для подобных целей. После изменений в уставе наблюдательный совет, как реальный руководитель, будет сам определять, сколько стоит отстегнуть номинальному владельцу, каковым пока еще выступает государство Украина.
В фискальной части проекта меморандума Украина обязуется до конца действия программы не принимать либеральные налоговые законы, не вводить налоговые льготы и преференции по пошлинам — то есть ничего, что бы стимулировало внутреннее производство. А заодно обязуется провести анекдотичную реформу самих налоговой и таможенной служб, не позднее 1 января 2021 года объединив их в единые юридические лица в Киеве.
Явно зная о масштабах коррупции в украинских налоговых и таможенных органах, МВФ не требует какого-то наведения порядка. Скорее всего, потому, что эта коррупция никак не мешает западным компаниям — они работают под "крышей" своих посольств. А как там местные чиновники разводят аборигенов — проблемы индейцев шерифа не волнуют.
Из прочего особо "прекрасного" стоит упомянуть обязательства:
— продолжить проведение медицинской реформы "имени Супрун", а также образовательной реформы по ее образу и подобию;
— повысить цены на газ для населения уже 1 июля путем окончательного отказа от социальных цен, аналогично повысятся и тарифы на отопление — с нового отопительного сезона;
— продолжить приватизацию;
— предоставить право контролируемому Западом Национальному антикоррупционному бюро самостоятельно проводить "прослушку" — снятие информации с каналов ее передачи, что сейчас де-юре делает только СБУ.
Последнее требование особенно прекрасно смотрится в контексте формальных целей и задач МВФ.
Оценивая весь этот набор требований в целом, можно сделать вывод: если у украинских элит инстинкт самосохранения остался хотя бы в зачаточном состоянии и они еще могут влиять на принятие решений в стране, то сотрудничество в рамках новой линии должно ограничиться единственным траншем.
Хотя без комплексного решения проблемы долга (например, путем переговоров о его реструктуризации) это все равно будет лишь отсрочкой закрепления колониального статуса — экономическая несостоятельность не позволит Украине надолго выпасть из орбиты МВФ.