«Газопровод „Северный поток" набирает обороты. Даже с учетом польского противодействия недавнему решению Европейской комиссии о 90% загрузке газопровода Opal, перспективы ветки в обход Украины вполне материальные. Что же делал в это время „Нафтогаз"?
Повышал тарифы на транспортировку без малейшего шанса на их реальное получение. Закупал российский газ у европейцев дороже, чем можно было договориться с „Газпромом". И глумился над российской компанией в прессе. Подобная политика отпугнула не только „Газпром". Европе нужен газ и стабильность, а ее политики зависят от своих избирателей. И для них коммунальное хозяйство куда ближе, чем украино-российский конфликт», — написал политик.
За его словами стоят вполне конкретные факты. По данным «Нафтогаза», в декабре прошлого года транзит через Украину сократился на 19% из-за увеличения поставок по «Северному потоку» в немецкий газопровод Opal на 41% (ранее Еврокомиссия приняла решение о расширении доступа российской компании к этой магистрали). А 6 января «Газпром» установил новый исторический рекорд по экспорту газа в дальнее зарубежье за сутки.
В Киеве заявили, что этот факт противоречит утверждению европейцев о том, что расширение доступа к Opal не приведет к сокращению украинского транзита. Но очевидно, что европейцы, несмотря на заявления о необходимости сохранять транзит через Украину, предпочитают, прежде всего, заботиться о собственных интересах и стабильных поставках.
В 2015 году Украина, по словам председателя «Нафтогаза» Андрея Коболева, получала от транзита газа доходы в районе двух миллиардов долларов. Сейчас эта сумма сократилась и, по оценкам Арбузова, составляет около миллиарда. Однако если транзитные потоки будут направлены в обход Украины не только через два «Северных потока», но и через «Турецкий поток», газотранспортная система «незалежной» станет не просто ненужной, но и убыточной. Придется тратить миллионы на поддержание ее в надлежащем состоянии и закупать газ по реверсу значительно дороже с учетом его дополнительной транспортировки. Кроме того, возможен дефицит энергоносителей в пиковые моменты.
Эта перспектива с каждым днем становится для Украины все реальней. 6 марта 2017 года должен пройти аукцион на новые сухопутные мощности на территории Германии, в том числе для приема газа с новой морской магистрали «Северный поток-2». Уже подано восемь заявок с просьбой обеспечить поставки газа вплоть до 2041 года. Как считает экс-депутат Верховной Рады Василий Волга, это фактически означает конец транзитного статуса Украины.
Напомним, что транзитный контракт между Украиной и «Газпромом» истекает уже в 2019 году, и что будет после этой даты пока не ясно. В «Нафтогазе» надеются, что к этому времени удастся создать некое совместное предприятие с европейцами для обслуживания украинской ГТС, но, похоже, те не слишком хотят инвестировать в пустую трубу.
Член наблюдательного совета украинского Института энергетических стратегий Юрий Корольчук считает, что Украина уже проиграла битву за статус транзитера и теперь может выбирать только между плохим и очень плохим сценарием.
— Ряд политиков и экспертов пытаются закрывать глаза на реальную ситуацию с украинской ГТС. Они смотрят вперед с оптимизмом и говорят, что все будет хорошо. Но если ориентироваться на факты, становится понятно, что такая позиция не выдерживает никакой критики. И даже эти оптимисты в последнее время начинают признавать, что Украина не будет вечно играть роль главного транзитера российского газа в Европу.
Собственно, переломный момент уже наступил. Уже сейчас через территорию страны проходит менее 50% всего российского газа в Европу. Работает газопровод «Ямал-Европа» через Белоруссию, «Северный поток», строятся «Северный поток-2» и «Турецкий поток».
За почти три года у власти руководство Украины, несмотря на разговоры, не сделало ничего, чтобы улучшить ситуацию. Напротив, политика «Нафтогаза», правительств Яценюка и Гройсмана только усугубила проблемы. Глава «Нафтогаза» Андрей Коболев говорит о том, что стоимость украинской ГТС упадет в пять раз, если будут реализованы все российские проекты. Но она уже сейчас не является привлекательным активом, и за последние три года ее ценность упала еще сильнее.
— Как обстоят дела с российским транзитом через Украину сейчас?
— Осенью «Газпром» немного увеличил транзит через Украину, но это было следствием ремонта «Северного потока» и газопровода через Белоруссию и Польшу, а также увеличения объемов закупки газа Европой. Кроме того, не забывайте, что часть того газа, который прошел транзитом через Украину, потом к ней же и вернулась в виде реверса.
В целом же нужно ориентироваться на цифры двух прошлых лет, то есть объемы транзита в районе 50−60 миллиардов кубометров газа. Это реальный потолок украинской ГТС сегодня. Раньше максимум доходил и до 120 миллиардов кубометров, так что сокращение существенное. Но даже это неплохие объемы, на которых страна каждый год зарабатывает примерно два миллиарда долларов.
Когда заработает «Северный поток-2», уйдут еще как минимум 30 миллиардов кубов, и Украина останется максимум с половиной нынешнего транзита. А это уже риски для ГТС Украины в целом, не только в плане транзита, но и как системы, которая обеспечивает газом население страны. Киеву придется нести большие затраты на переоборудование внутренней системы газообеспечения.
— Почему?
Украине придется закрыть два из трех магистральных направлений. Кто-то скажет, что труба будет стоять и ржаветь, кто-то, что она просто законсервирована. Но факт в том, что будет работать только одна условная труба. И с этой единственной линии, по которой будет в Европу поставляться российский газ, нам придется протянуть интерконнекторы по всей стране, и переоборудовать работу внутренней системы ГТС. Во сколько это обойдется, не знает никто, по приблизительным данным где-то в районе двух-трех миллиардов долларов.
— Что Киеву нужно сделать, чтобы этого избежать?
— Нужно получить гарантии поставщика, то есть России, что он будет поставлять газ в Европу в определенных объемах. Но в нынешних политических условиях я не представляю, что об этом удастся договориться. А после строительства «Северного потока-2» и «Турецкого потока» об увеличение транзита через Украину можно будет забыть. И 30−40 миллиардов кубометров — это максимум, на что мы сможем рассчитывать.
— Что будет после истечения транзитного контракта?
— Если Россия не захочет продлевать транзитный контракт, который истекает в 2019 году, у Украины есть еще один вариант. И к нему, насколько я понимаю, склоняются в Киеве. Это создание совместного предприятия с американскими, европейскими, но только не с российскими компаниями. В этом случае возможно сотрудничество с Россией по поставкам энергоносителей. Газ формально будет идти по украинским трубам, но соглашение об этом подпишет не Киев, а уже другой, например, европейский партнер. Правда, для Украины такой вариант тоже не слишком выгоден.
— Почему, это ведь лучше, чем ничего?
— Потому, что этот европейский партнер не сможет выкупить ГТС — это запрещено по закону, и будет выступать только в качестве арендатора. А это значит, что ему невыгодно вкладывать средства в модернизацию и даже банальный ремонт ГТС. Все это ляжет на плечи все того же «Укртрансгаза», вплоть до закупки технического газа, и большой вопрос, насколько это будет окупаться для Украины.
Но сейчас все идет к тому, что потребитель и поставщик газа договорятся напрямую, минуя передаточное звено в виде Украины. Получается, мы вообще не будем принимать участие в определении будущего собственной ГТС. Украина перестала быть субъектом, а стала объектом этих переговоров, и позиция властей во многом тому виной.
Что касается будущего, многое зависит от объемов потребления газа Европой. Если они начнут его сокращать, все объемы могут быть направлены через альтернативные газопроводы, и это самый печальный для Украины сценарий. Но он тоже может быть реализован.
Насколько я знаю, последние два года и Минэнерго, и «Нафтогаз» рассылали письма всем европейским правительствам и компаниям с предложениями о совместном проекте с украинской ГТС, но ответа не получали.
— С чем это связано?
— А это очень легко объяснить. Потому что первый вопрос, который волнует эти компании: «А что скажет сам поставщик газа, Россия?» Украина на этот вопрос ответить не может. Поэтому в лучшем случае они договорятся непосредственно с «Газпромом» в обход Украины.
2019 год уже совсем близко, думаю, тогда мы все равно продлим транзитный контракт, пусть и при европейском посредничестве. Но транзит постоянно будет сокращаться.
И через 5−7 лет, когда новые проекты выйдут на полную мощность, он упадет до минимума. А нулевой сценарий, когда транзит через Украину прекратится вовсе, возможен уже к 2030 году.