Не новость, что Украине приказано «избавиться» в срочном порядке от государственной собственности. Кредиторы считают, что государство, у которого нет имущества, легче заработает на возвращение долгов. Странно? Ничуть. Никто и не говорил, что МВФ дает полезные советы, посмотрите на результаты их кредитования других стран, например, Греции.
Не новость и список таких предприятий, подлежащих распродаже. 10 мая 2018 года Кабмин утвердил «новый список», однако объекты в нем все те же, о которых говорилось достаточно давно. Всего в перечне 26 предприятий, 18 из которых – областные и крупные энергокомпании, а также Одесский припортовый завод, «Сумыхимпром», «Азовмаш», «Турбоатом», «Электротяжмаш», Аграрный фонд, Государственная продовольственно-зерновая компания и др.
Продать предприятия рассчитывают до конца года и заявляют, что в результате получат сумму в 21,3 млрд.грн. По словам властей, предприятия приобретут западные инвесторы, вложат туда миллиарды евро и создадут тысячи рабочих мест. Звучит заманчиво. И вроде бы уже и не страну распродают, а наоборот, стремятся к созиданию и процветанию. Ага.
Впрочем, украинские эксперты не соглашаются со столь красивыми мечтами. Настоящей целью экстренной продажи называют предстоящие выборы. Власти совсем не уверены в том, что в следующую каденцию удержатся у власти. А значит, нужно действовать быстро и максимально прибыльно лично для себя, а не для какой-то эфемерной страны. Уж не наговаривают ли на честных и совестливых управителей Украины из зависти?
Новый закон о приватизации четко гласит, что имущество не может быть продано исключительно россиянам. Об «оффшорных» компаниях нет никаких упоминаний, а значит, лица, приближенные к украинскому правительству, смогут лично или опосредованно заполучить себе на прекрасных условиях крупные предприятия.
Интересны ли украинские заводы и энергокомпании западным инвесторам? Несмотря на транслируемое из каждого украинского утюга «Весь мир с нами», инвестиции западного капитала заметно упали за последние годы. Не в последнюю очередь из-за недоверия к киевским властям, а также наблюдая отсутствие гарантий защиты частной собственности, неработающие законы, коррупцию и слабую судебную систему.
Что касается энергокомпаний, поставляющих тепло потребителям – это вообще отдельная история. Какому инвестору нужна головная боль с постоянными субсидиями, массовыми недоплатами нищим населением, судами и прочими прелестями? К тому же, инвестору нужна прибыль, а «введение стимулирующего тарифообразования, RAB-тарифы», толком не работают на практике, так как не утверждена ставка прибыли.
Для ОПЗ и ТЭЦ в первую очередь важен специальный режим поставок газа и угля. Продукция ОПЗ автоматически становится неконкурентной на мировом рынке, если закупать газ «по цене импортного паритета». А для ТЭЦ нужно понимать, по какой цене будет уголь. Если это будет «пенсильванский уголь из Донбасса», то расклад один, а если действительно придется брать импортный – то совсем другие цифры прибыли. Вообще, украинские схемы покупки донецкого угля через посредников, а проведение его по документам, как американского, да еще и с хитрыми «Роттердам-плюсами» - не для слабой нервной системы западных бизнесменов. С этим только местные справляются. Поэтому не надо «ля-ля» про западные капиталы – ежу понятно, кто может купить все эти облтеплоэнерго, чтобы хорошо заработать.
И тут вишенка на торте. Именно с 2018 года государственная собственность приватизируется методом «голландского аукциона». Суть механизма в том, что цена в процессе торгов не увеличивается, а наоборот, снижается. Кто меньше?! При первой попытке продажи цену можно сбить на 25%, при повторных торгах – до 50% от первоначальной. Прекрасно, не правда ли?!
И это еще не все. Для продажи объектов на аукционах будут нанимать иностранных специалистов. Которые, по идее, должны втюхать предприятие потенциальному покупателю по максимальной цене, ибо за это платит продавец. А по факту, в мировой практике эти консультанты вступают в сговор с покупателем, и, в конце концов, имеют свои проценты с обеих сторон сделки. Но оплачивать их услуги государство будет из бюджета. По сути – за то, чтобы его еще и обворовали. Там что, дураки сидят? Нет, конечно. Оплачивать будет бюджет, а пользу с этого иметь конкретные «державные» деятели. Вот и весь секрет фокуса.
К слову, цена Одесского припортового завода, который никак не могут продать, теперь составляет эквивалент 54 млн долларов. Это в 10 раз ниже цены трёхлетней давности. Минус так называемые дисконты – его выкупят «нужные люди» по цене среднего торгового центра в Киеве. А прибыли он может давать 80-100 миллионов долларов в год. Ничего так сделка, годится. К ОПЗ, как говорят эксперты, подбираются покупатели, связанные с соратниками президента Кононенко и Грановский, а также, возможно, и с представителями российского капитала.
По слухам, например, «Центрэнерго» живо интересуется приближенный к президенту Петру Порошенко нардеп от БПП Игорь Кононенко, а также близкий к нему предприниматель Виталий Кропачев. Это те самые товарищи, о которых писали, что они являются тайными бенефециарами вместе с паном президентом от «блокады Донбасса» и покупки угля якобы из Америки. Донбасского, разумеется, угля, но по цене пенсильванского. А «Турбоатом», завязанный на госсзаказах энергокомпаний, приближенные к власти люди смогут превратить в супердоходный бизнес.
Все потенциальные покупатели рассчитывают на покупку госимущества по бросовой цене. Плюс «проценты» нужным людям.
Кроме того, по новым правилам, конкурс покупателей допускается и с одним участником, что еще больше упрощает схемы большого грабежа.
«Налетай, подешевело!». Большая финальная распродажа уже стартует.
Чем правительство планирует прикрыть в медиа-пространстве такой поражающий своими масштабами грабеж? Да хоть и большой войной. Им-то какая разница, хоть до последнего украинца.