Оказалось, например, что США и Канада отказывают украинцам в визах в три раза чаще, чем россиянам. Даже лицам без гражданства американские дипломаты отказывали в визах реже, чем гражданам Украины - 32,63% и 34,03% соответственно. Показатель отказов в канадской визе такой же – 34%.
Канада и США безвиз с Украиной не вводили, но известно, что получить американскую или канадскую визу гражданам стран-союзниц номинально легче, чем остальным. Оказалось, что Украины это не касается.
С Европой тоже не всё просто. Великобритания, например, не только отказалась вводить для Украины безвиз, но массово отказывает гражданам Украины в визах. Доходит до того, что назойливым украинским мигрантам визу все-таки дают (её стоимость €111), но с таким сроком действия, чтобы они не успели ею воспользоваться. Заместитель министра финансов Украины 2015-2016 гг. Алёна Макеева трижды просила британскую визу (дважды до безвиза, один раз после его введения). И трижды получала паспорт тогда, когда самолёт запланированного рейса уже улетел.
Заметим, что Лондон принципиально не размещает в своём диппредставительстве в Киеве оборудование для печати виз. Британскую визу в украинские паспорта ставят в посольстве Великобритании в Варшаве. Срочное оформление визы обойдётся в €500.
Украинская пресса называет такие действия Лондона неприемлемыми, особливо горячие головы призывают ввести ответные визы для британцев (официально безвиз с Украиной для британцев прекратится с выходом Лондона из ЕС 30 марта 2019 г., потребуется новое соглашение). Но вряд ли Порошенко накануне президентских выборов в марте 2019 г. захочет злить британцев.
По требованию ЕС Украина взялась за проведение реформ с целью доказать, что она не представляет для Запада миграционной угрозы. Звучит странно, если вспомнить, что практически вся евромайданная молодёжь связывала для себя майдан с надеждой поскорей уехать на Запад.
И что мы видим через год?
Почти за год после либерализации визового режима граждане Украины совершили 19,5 млн. поездок в Европу, из которых 517 тысяч раз по безвизу, что составляет 2,65%. Если перевести на число граждан, посещавших страны ЕС, то получится, что либерализацией визового режима воспользовалось 50-70 тысяч человек, то есть около 0,1-0,2% жителей Украины.
Большинство украинских путешественников предпочитают не рисковать деньгами и планами и обращаются за визой в нужную им «безвизовую» страну.
Проще всего украинцам по безвизу выехать в Польшу, где на ротационной основе трудятся более 1,3 млн. их сограждан. Но и здесь их вскоре ожидают изменения. Варшава отказалась от первоначальной идеи создать госагентство по трудоустройству украинцев, создав госучреждение по трудоустройству для всех иностранцев.
А в мае Польшу посетила делегация Министерства занятости и трудовых отношений Узбекистана. Договорились об отправке в Польшу первой партии узбекских строителей в количества 3 тыс. человек в дополнение к 1200 узбекским работникам, уже находящимся там. В дальнейшем польские власти готовы увеличить квоты не только для Узбекистана, но и для граждан Армении, Грузии, Азербайджана, Таджикистана, Молдавии, Белоруссии, России. Польские работодатели заинтересованы в приезде работников из Индии, Бангладеш, Непала, Вьетнама.
Причиной таких изменений в составе иностранной рабочей силы польские работодатели называют меньшую требовательность представителей стран Азии к оплате и условиям проживания, их пониженную мобильность (не имея таких юридических послаблений, как работники с Украины, они редко уходят к другому работодателю) и истощение демографических ресурсов Украины. В будущем надеяться на восполнение нехватки рабочих рук только за счёт Украины не стоит, уверяют польские предприниматели.
Безвиз помогает выживать гражданам Украины, позволяя выезжать на сезонные заработки в Польшу, Словакию, Чехию, Румынию, Венгрию, Литву, Эстонию. К структурным изменениям в украинской экономике и стабилизации социальной сферы он не привёл, да и не мог привести. Для этого нужны совсем другие меры.