Новостной обзор

Молдавия: главные новости к этому часу: 29 марта 2024
0
Денацификация Украины события дня: 29 марта 2024
0
Новости «Прибалтийских вымиратов»: 29 марта 2024
39
Россия: главные новости к этому часу: 29 марта 2024
44
США, Европа: главные новости к этому часу: 29 марта 2024
46
ИНОСМИ: Утренний обзор: 29 марта 2024
41
Хроника специальной военной операции на утро: 29 марта 2024
52

Лента новостей

17:13 29-03-2024
Испытывающая дефицит электроэнергии Украина хочет построить три ЛЭП в Польшу
16:09 29-03-2024
Туск заявил, что Европа живет в предвоенную эпоху
14:55 29-03-2024
Во Львове заявили, что в ВСУ заберут всех украинцев
14:51 29-03-2024
Хуситы пригрозили Саудовской Аравии военными акциями в случае её помощи США
12:12 29-03-2024
Киев обвинил Telegram в сотрудничестве с ФСБ и Роскомнадзором
12:07 29-03-2024
Постпред Эстонии при НАТО призвал альянс пойти на эскалацию конфликта с Россией на Украине
12:07 29-03-2024
В Варшаве заработала «коалиция» западных стран по поставкам Украине бронетехники
11:34 29-03-2024
«Главное, что свет внутри нас»: украинцев успокаивают на фоне массовых отключений электроэнергии
10:40 29-03-2024
Спецслужбы Франции советуют отменить церемонию открытия Олимпиады в Париже
08:24 29-03-2024
Россия заблокировала принятие резолюции по санкциям в отношении КНДР в Совбезе ООН
07:49 29-03-2024
Зеленский признал, что не все хотят ехать на саммит по Украине из-за России
07:29 29-03-2024
Лавров рассказал о гарантиях безопасности в случае переговоров по Украине
07:14 29-03-2024
Зеленский назвал количество необходимых Киеву комплексов Patriot для прикрытия Украины
21:13 28-03-2024
Посольство Казахстана на Украине обратилось с призывом к согражданам «рассмотреть возможность» покинуть Харьковскую и Одесскую области
20:41 28-03-2024
Румынские наемники заявили о праве на подчинение части юго-западной Украины Бухаресту
18:33 28-03-2024
Крупнейшие ТЭС на Западной Украине надолго выведены из строя в результате ракетных ударов ВС РФ
Все новости

ВосходИнфо » История » «Делать корабли на реке Сяси»

«Делать корабли на реке Сяси»

2 февраля 1702 года русский царь Петр Алексеевич подписал наказ, заложивший основу Балтийского флота.

Официальная история Балтийского флота, как правило, начинается с даты 18 мая (7 мая по старому стилю) 1703 года. Это день первой победы, одержанной балтийскими моряками: в устье Невы они, подойдя на 30 лодках под командованием самого царя Петра I, сумели в жестоком абордажном бою захватить два шведских корабля — галиот «Гедан» и шняву «Астрильд». И с формальной точки зрения такой подход справедлив: ведь это — первый бой русских сил в водах именно Балтийского моря.

Но неформально гораздо справедливее отсчитывать историю Балтийского флота со 2 февраля 1702 года. В этот день (22 января по старому стилю) Петр I издал «Наказ о строении кораблей на реке Сясь», который положил начало строительству кораблей для моряков-балтийцев. Не случайно именно с этого документа начинается фундаментальное 17-томное издание «Материалы для истории русского флота», выпускавшееся Морским министерством России в Санкт-Петербурге в 1865-1904 годах.

В первом томе этого труда собраны все документы, прямо или косвенно касающиеся истории создания и развития Балтийского флота. И начинается все именно с петровского «Наказа», состоящего из 15 пунктов. Он, в частности, гласит:
 
«1. Делать корабли на реке Сяси, которая впала в Ладожское озеро, от Ладоги в 30 верстах или на реке Паше, которая впала в реку Свирь, а Свирь в Ладожское озеро, осмотря место где пристойно, из сосноваго лесу.
 
2. У дела тех кораблей быть из Новгорода стольнику Ивану Юрьеву сыну Татищеву, да с ним из отставных дворян новгородскаго разряда 12 человек, которые понадобятся…
 
3. Плотников к тому делу самых добрых, с Олонца по 50 человек к кораблю, работных людей с лошадьми по 60, пеших по 60, всего по 120 человек к кораблю, взять с Олонца, разложа против переписных книг, потому что к Ладоге ближе Белаозера и Олонца нет. 4. Кузнецов по 20 человек к кораблю, итого 120 человек… 10. Офицеров начальных 6, нижних 6, боцманов 6, шхиперов 6, констапелей 6, матросов немецких по 6, а русских по 12 человек на корабль, пушкарей по скольку доведется без нужды».

Как было принято в то время, «Наказ» написан с множеством подробностей и прямых указаний, которые подтверждают главную мысль: строительство кораблей должно идти быстро и беспрепятственно.
 
Поэтому в том же документе оговаривается: «веревки всякия, парусы, якори, знамена и всякие корабельные военные припасы по росписям, что будет надобно имать из адмиралтейского приказа готовые, потому что купить негде и из-за моря выслать за поздним временем не можно». Так же нужно было поступать и с пушками для вооружения новых кораблей: 9 пункт наказа гласил, что «Пушки и к ним всякие припасы и ружье из адмиралтейского приказа, чтобы было безо всякой нужды».

Два дня спустя, 4 февраля (24 января по старому стилю) 1702 года, Петр I подписывает «Указ стольнику Татищеву о назначении его для управления корабельными работами на р. Сясь, 1702 года января 22». Вот с чего начинается этот указ: «В нынешнем 1702 г. января в 22 день указали мы В.Г. по нашему имянному В.Г. указу, в оборону и на отпор против неприятельских свейских войск, на Ладожское озеро сделать военных 6 кораблей по 18 пушек из новгородскаго приказу, которым быть в полку ближняго нашего окольничаго и воеводы Петра Матвеевича Апраксина с товарищи, а делать те корабли на реке Сяси, которая впала в Ладожское озеро, от Ладоги в 30 верстах или на реке Паше, которая впала в реку Свирь, а Свирь в Ладожское озеро».

Сясьская верфь стала первой военной верфью будущего Балтийского флота. Но, к сожалению, судьба была неблагосклонна к кораблям, которые строились на ней. В мае 1702 года на Сяси были заложены, а в сентябре спущены на воду два первых, безымянных поначалу фрегата, которые позднее получили названия «Фан Сас» (то есть «Сясьский») №1 и №2. Но «Фан Сас» №1 перегнали для достройки на Олонецкую верфь, заложенную в 1703 году поблизости от Сясьской на реке Свирь, только в конце 1703 года. И потому первым ранговым боевым кораблем Балтийского флота стал олонецкий 28-пушечный фрегат «Штандарт», сошедший со стапелей 22 августа 1703 года.

Дальнейшая судьба первых сясьских фрегатов была незавидной. После достройки на Олонецкой верфи они прошли ходовые испытания, которые показали плохую управляемость и остойчивость кораблей, и в 1705 году их превратили в брандеры со звучными названиями «Этна» и «Везувий». Чуть лучше сложилась история заложенных следующими — в самом конце 1702-го и в начале 1703 года — 28-пушечных трехмачтовых фрегатов «Михаил Архангел» и «Иван-город». Их спустили на воду в 1704 и 1705 годах соответственно, а в строю они оставались до 1710 года.

Эти четыре фрегата были единственными крупными кораблями, которые успела построить Сясьская верфь. Кроме них, за четыре года своего существования она передала флоту еще 47 малых судов, в том числе три бригантины и одну галеру. 21 декабря (10 декабря по старому стилю) 1706 года Петр Первый подписал «Указ о перенесении бригантинного строения с сяского устья на Олонецкую верфь».
 
В этом документе прямо говорилось: «Великий Государь указал по имянному своему В.Г. указу на сяском устье бригантинов не строить, а строить их на Олонецкой верфи, и мастеровых людей, которые посланы на то устье к тому строению, послать на вышеупомянутую же верфь; да сверх того построить на той же верфи галеру и галиот прежними и вновь присланными мастерами и мастеровыми и работными людьми».
 
Так была поставлена точка в недолгой, но знаковой судьбе Сясьской верфи — колыбели русского Балтийского флота.

13-11-2017, 12:54
В Таиланд прибыл отряд кораблей Тихоокеанского флота
27-11-2016, 14:35
Грозный авангард флота: три столетия морской пехоты
15-10-2016, 16:37
Россия отправляет в Средиземноморье ...

Добавьте комментарий

  • Смайлы и люди
    Животные и природа
    Еда и напитки
    Активность
    Путешествия и места
    Предметы
    Символы
    Флаги
Войти через
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Наверх