Ребенка воспринимали как животное и даже кормили сырым мясом. Но хотя неординарная внешность и навлекла беду на мальчика, она же спасла его от участи других рабов. В 1547 году невольника преподнесли как подарок французскому королю Генриху II. Тогда ребенку было около десяти лет.
К счастью для раба, за звериным обликом монарх увидел человека и решился на эксперимент. Мальчика освободили из клетки, кормили нормальной едой и главное — воспитывали и учили. Ему дали имя Петрус Гонсалвус. Вскоре он поразил весь двор, овладев несколькими языками и научными знаниями.
Петрус и Катрин Гонсалвусы // Йорис Хуфнагель, 1575-1580 гг. // Washington, National Gallery of Art
Учтивый и способный чужеземец стал настоящим любимцем короля. К нему хорошо относились и даже подыскали супругу. Известно, что ее звали Катрин и, судя по сохранившимся портретам, она была весьма красивой. У них родилось около семи детей, четверо из которых унаследовали аномальные отцовские черты.
Петрус Гонсалвус провел 42 года при дворе. После смерти правителя о гуанче и его близких заботилась королевская вдова Екатерина Медичи. Но когда ее не стало, семья Гонсалвусов потеряла защиту и была вынуждена искать покровителей среди других знатных родов. В конце концов их следы затерялись в истории.
В Петрусе и членах его семьи богачи видели чудеса природы, диковинки и считали престижным держать волосатых людей при себе. Художники охотно писали их портреты. Большой поклонник искусства Фердинанд II, правитель Передней Австрии и Тироля заполучил серию картин с Гонсалвусами для своей кунсткамеры в замке Амбрас. Эти портреты сохранились до наших дней.
Портреты Петруса и его дочери Маддалены // неизвестный художник, около 1580 г. // Kunsthistorisches Museum Wien
Наука того времени ничего не знала о мутациях. Но современные ученые объясняют феномен Гонсалвусов редким генетическим заболеванием — гипертрихозом, которое вызывает избыточный рост волос. В истории описаны десятки подобных случаев. Но «лесной человек» с острова Тенерифе стал первым из них.
Как считают фольклористы, Петрус и Катрин были прототипами главных героев «Красавицы и чудовища». Прямых доказательств этому нет, но сходство сказочного сюжета с историческими событиями очевидно. Кроме того, на старинных иллюстрациях чудовище тоже страдает от избытка волос, что косвенно указывает на связь с Гонсалвусом.