Говорят, что нет границ человеческой глупости. Но авторы этой фразы, наверное, и не подозревали насколько окажутся правы в случае тех заявлений, которые делают некоторые украинские политики. На прошлой неделе министр инфраструктуры Украины Владимир Омельян заявил, что Украина намерена реализовать новый суперпроект – запустить в Иран поезд со своей сельскохозяйственной продукцией!
Да, вы не ослышались. Именно в Иран и именно обычный железнодорожный состав. И плевать, что между странами два моря и несколько государственных границ. И плевать им, что Иран сам является очень крупным экспортером сельскохозяйственной продукции, которую этот поезд должен привезти в страну для продажи. Министр сказал, а значит нужно исполнять, ведь тестовый состав должен пойти уже этим летом.
А кому исполнять то? Логично же, что если речь идет о железной дороге, то основную часть проекта должна реализовывать «Укрзализныця». Но тут случилась незадача. По неслучайному стечению обстоятельств, председателем правления этой организации является польский гражданин Войцех Балчун, который в своё время возглавлял польский аналог РЖД, привел эту компанию к неимоверному успеху и был приглашен в/на Украину повторить успех, чтобы было на чем добираться украинцам в Европу после получения вожделенного безвиза. К слову сказать, Балчун слегка охренел от реального состояния дел в доверенном ему предприятии и спустя полгода работы в ноябре 2016 объявил о техническом дефолте «Укрзализныцы».
«Украина не запустит поезд в Иран, потому что нет путей».
Но у Балчуна давно натянутые отношения с министром Омельяном, поэтому он приводит в своем фейсбуке слова эксперта. Цитирую:
«Этот поезд может дойти только до азербайджано-иранской границы в городе Астара. Железнодорожные перевозки возможны с Батуми только в Астара. До ближайшей иранской железнодорожной станции Рашт - 160 километров. И этот путь еще надо построить. На это может уйти 3-4 года. Если туда прибудет украинская сельскохозяйственная продукция, её придется грузить на автомобили и так везти по территории Ирана».
Кроме того, Балчун заявил, что в самой «Укрзализныце» о таком решении министра Омельяна ничего не знали, с ними не советовались и мнения их не спрашивали. Поэтому Балчун предположил следующий маршрут этого поезда: железнодорожный состав должен выйти из украинского порта в Черное море, войти в грузинские Поти или Батуми, пересечь Грузию и Азербайджан до границы с Ираном до станции Астара. Но дальше, на территории Ирана, ж/д путей нет. Исходя из этого факта и делается вывод, что маршрут работать не будет. Вроде всё логично, но прочитав эти заявления Балчуна Омельян только потер руки и сказал сам себе – ну всё, попался, Балчун!
«Обращаем внимание, что поезд, который уже назвали "невозможным”, является абсолютно реальным, а его маршрут – целостным и удобным. То, что для одних невозможно, для других – вполне достижимо, а для страны – перспективно и экономически целесообразно … Министерство инфраструктуры обращает внимание на то, что ограниченность во владении информацией отдельных представителей руководства Укрзализныцы не может быть основанием для того, чтобы ставить под сомнение результаты двусторонних украинский-иранских договоренностей на высшем уровне”,
По словам министра, поезд из Азербайджана в Иран пойдет не по суше, а снова морем – из порта Баку в порт Анзали. Думаю, что этот железный аргумент отбил у Балчуна какое-либо желание спорить, потому что любой желающий может открыть карту железных дорог Ирана и убедиться, что в порту Анзали так же нет железной дороги. Она еще только строится и когда будет готова не известно. Кстати, в строительстве активно участвует РЖД. А вот карта действующих железных дорог Ирана.
Карта железнодорожной сети Ирана
Но вопросы нового украинского проекта вызывает не только логистика. Давайте вообще подумаем, что Украина может поставлять в Иран? Овощи и фрукты они сами экспортируют. Основной импорт продуктов питания – это мясо и пшеница. Украинские свинина и сало, по понятным причинам, исламской республике Иран не подходит. Остается только зерно, но чем украинский маршрут поставок будет выгодно отличаться от поставок по тому же Каспию из России, где Иран сейчас и закупает злаки? Ничем, скорее даже будет дороже.
И тут любой здравомыслящий человек задаст себе вопрос – а кому вообще надо делать такие заявления?! Ответ будет банальный и простой. Украине это нужно, чтобы демонстративно отказаться от «выгодного» сотрудничества с «главным спонсором терроризма» Ираном за какой-нибудь кредит из рук США. А Ирану это нужно, чтобы надавить на Россию и получить скидку на то самое зерно, которое составляет 40% всего нашего экспорта в Иран, потому что «ну вот украинцы то предлагают дешевле».
А пока некоторые политики «легкого поведения» занимаются популистскими заявлениями и ведут «цэ Эуропу» к экономическому краху, в китайский город Гуанчжоу пришел первый торговый состав из России. «Новый шелковый» путь заработал и в обратном направлении.