Почти незамеченной прошла процедура подписания Петром Порошенко указа о введении в действие решения Совета национальной безопасности и обороны об управлении государством в условиях чрезвычайной ситуацииКазалось бы, о чем здесь говорить?
В конце концов, ввел же он не само ЧП, а просто одобрил некие параметры управления страной в гипотетической ситуации. Кстати, сама разработанная Министерством обороны и поданная правительством концепция, которую, санкционировал СНБО и подмахнул президент, осталась документом с грифом «секретно».
На сайте Совета безопасности говорится о том, что «реализация положений Концепции… обеспечит объединенное руководство силами безопасности, обороны и защиты в соответствии с принципами и стандартами, принятыми государствами-членами НАТО», но это едва ли добавит понимания, что из себя представляет новый формат функционирования ЧП. Обосновывая необходимость реформы, как уже называют секретный комплекс мер, СНБО указывает на российскую агрессию и боевые действия в Донецкой и Луганской областях.
Этот момент не очень ясен, поскольку война идет уже более трех лет, и за это время тема ЧП не раз обсуждалась, но никаких действий и решений за этим не следовало. То есть в течение всего периода боевых действий украинская власть как-то обходилась без чрезвычайных мер, и вот только сейчас почему-то возникла потребность в связи с ними ввести в действие что-то такое, о чем нельзя рассказывать. Между тем, ситуацию отчасти проясняет публикация в «Украинской правде», корреспонденту которой удалось узнать детали. Деталь, правда, только одна, но весьма существенная.
Следует ли предположить, что вышеуказанная концепция убирает именно этот механизм согласования. Очень похоже, что да, поскольку, как я уже сказал, никаких иных согласований не предусмотрено. Тут, однако, встает закономерный вопрос о том, что президент своим указом вроде бы не может менять положения Конституции, но поскольку речь идет о специфической традиции законотворчества, заложенной поколением нынешних политиков, нам стоит признать наличие не только у президента, но и у депутатов, а также новообразованных политических субъектов — таких, как территориальные батальоны — возможностей игнорировать любые нормы Основного закона.
С другой стороны на Порошенко точит ножи команда радикалов. О своем желании свергнуть президента открыто объявили «Национальный корпус», «Правый сектор», «Свобода»*. Совершенно очевидно, что у кого-то из этих трех конкурирующих политических сил что-то такое может получиться. Когда рванет очередная, заложенная под президентское кресло, бомба, никто не знает, но ясно, что сидеть, сложа руки в этой ситуация — плохая стратегия.
Логика насильственного переворота такова, что он разворачивается быстро и непредсказуемо. Никаких пары дней у Порошенко для того, чтобы дождаться утверждения Верховной Радой указа о введении ЧП, скорее всего не будет. Армию, на которую собственно и возлагается обязанность обеспечивать режим ЧП, нужно будет перебрасывать в столицу и разворачивать там в кратчайшие сроки. Вот, по всей вероятности, и разгадка вчерашнего подписания концепции.
Здесь стоит сказать, что возможность издать указ о применении чрезвычайных мер, совсем не равна способности нынешней украинской власти реально запустить необходимые процессы. Порошенко может объявить любое положение, но готова ли будет армия схлестнуться с радикалами или оппозицией, не совсем понятно. Есть ощущение, что ответа на этот вопрос не придется ждать очень долго.