Как и бывает в подобных случаях, для каждой аудитории в этом новостном сообщении есть своя изюминка, создающая нужный эффект восприятия. Для западной аудитории это демонстрация превосходства над «агрессивной», но отсталой Россией.
Для российской публики, в первую очередь скептически настроенной по отношению к властям, это очередной повод заявить о несостоятельности нынешних руководителей государства. Для их оппонентов из пропрезидентского лагеря и консервативных, национально ориентированных сил это весомый удар по самолюбию.
Кроме того, есть еще граждане других стран, сотрудничающих либо подумывающих о сотрудничестве с Россией в военно-технической сфере. Для них основной посыл очевиден. Если столь крупный импортер оружия, как Индия, посчитал бесперспективными разработки ведущих авиастроителей России, то что же говорить об этих и других менее технологичных и, судя по выводам журналистов, безоговорочно устаревших вооружениях с лейблом "Made in Russia"?
Однако безапелляционность подобных новостей наводит на мысль о несколько иной подоплеке, нежели простое информирование о срыве военного контракта.
Изначально данная новость появилась 21 октября на страницах американского издания Defense News. В статье сообщается, что командование индийских ВВС выразило претензии министерству обороны страны в отношении перспектив совместной с Россией разработки истребителя пятого поколения.
По данным не названного Defense News источника, индийские военные считают, что проект FGFA заведомо уступает американскому самолету F-35. В частности, претензии предъявлены к конструкции двигателя, низким показателям стелс-технологий и неоптимальности профиля самолета.
На основании этой негативной оценки представители ВВС якобы рекомендуют индийскому руководству выйти из совместного проекта с Россией.
А теперь рассмотрим ситуацию шире.
Во-первых, западные, индийские и российские СМИ, опубликовавшие данную новость, ссылаются исключительно на Defense News. Ссылок на какие-либо другие источники и тем более на официальные индийские власти не приводится.
Во-вторых, американское издание ссылается на анонимных представителей ВВС Индии, недовольных российским проектом.
Единственным названным лицом является отставной офицер, а ныне эксперт В. Такур (Vijainder K Thakur), который как раз и не поддержал основную мысль статьи, а, напротив, упомянул о положительных аспектах российско-индийского проекта и, в частности, о перспективах установки на будущих самолетах более совершенного двигателя.
Ищи, кому выгодно
Для того, чтобы развеять зарождающиеся сомнения в соответствии изложенной Defense News информации реальной ситуации, обратимся к более ранним сообщениям того же издания на эту тему.
9 августа этого года, то есть всего два месяца назад, Defense News публиковал статью, в которой указывалось, что Индия склоняется продолжить совместный с Россией проект разработки истребителя пятого поколения. В материале приводились слова индийских военных и экспертов, поддерживающих разработку FGFA.
Кстати, среди них был и уже упоминавшийся В. Такур.
Двойное толкование индийской позиции трудно допустить,ведь материал содержал прямую цитату официального представителя минобороны Индии, сообщившего, что специальный комитет под руководством отставного маршала ВВС Индии Симхакутти Вартхамана (Simhakutty Varthaman) рекомендовал МО продолжить проект.
И вот по прошествии столь малого времени оказалось, что мнение индийских военных полностью поменялось. Учитывая, что власти Индии известны достаточной медлительностью в принятии масштабных решений, сложно предположить, что судьба проекта стоимостью в несколько миллиардов долларов меняется столь быстро.
Так что же могло стать причиной появления подобного материала? Осмелюсь предположить, что причина нынешнего ажиотажа вокруг российско-индийского сотрудничества в авиационной сфере не связана с реальными разногласиями партнеров, которые, стоит признать, имели место на протяжении всех 10 лет реализации проекта FGFA. Реальная причина в другом.
Это банальная конкурентная борьба за одного из крупнейших импортеров оружия.
И, надо сказать, в последние несколько лет американцы в этом сильно преуспели. Они уже занимают второе место по поставкам вооружений в Индию.
После недавнего значительного сокращения контракта на поставку Индии французских истребителей Rafale борьба за потенциальный контракт на поставку около 100 самолетов вновь разгорелась не на шутку. Помимо французов активность проявляют шведы, русские и американцы.
Программа индийского премьера Нарендры Моди «Делай в Индии» вынуждает зарубежных производителей делиться секретами.
В этой связи определенное преимущество есть как раз у России, ведь на территории Индии уже производятся танки Т-90 и начинается сборка вертолетов Ка-226Т.
Америка решила ответить симметрично.
Сначала Обама, а теперь и Трамп продвигают индийцам F-16 от Lockheed Martin и F/A-18E/F Super Hornet от Boeing. Причем F-16 должны потеснить российские «МиГ» и «Су» на земле, а Super Hornet – стать основным палубным самолетом для будущего индийского авианосца, проект постройки которого обсуждается в индийском руководстве.
Правда, они не акцентируют особо внимание на том, что завод работал в основном на экспорт и после завершения контракта на поставку самолетов Ираку будет вынужден снизить производство. Вместо того, чтобы решать вопрос с загрузкой предприятия, его владельцы посчитали, что выгоднее его просто продать Индии и получать взамен немалые лицензионные отчисления.
При чем тут FGFA? Конечно, F-16 и F/A-18 не дотягивают до требований самолетов пятого поколения. Но у Штатов в рукаве есть еще один козырь. Это F-35, активно продвигаемый союзникам в Европе и Азии. Понятно, что, несмотря на пафосные заявления о привилегированном партнерстве, о передаче этой технологии Индии речь идти не будет. Однако уже упомянутое развертывание производства F-16 и F/A-18 могло бы скрасить индийское недовольство.
Если ответ на вопрос, кому выгодна подобная статья в Defense News, становится ясен, то стоит подумать, а почему об этом заговорили именно сейчас. Но и тут особых проблем не возникает. 25 октября Дели посетил госсекретарь Тиллерсон.
Более того,США активно демонстрируют, против кого они хотят дружить с Индией.
Выступление Тиллерсона за несколько дней до турне по странам Азии не оставляет сомнений в том, что Вашингтон хочет привлечь Индию в сколачиваемый им в Азии антикитайский блок.
Наступая на больную для Дели мозоль индийско-китайских противоречий, Тиллерсон, фактически отказавшись от дипломатического этикета, открыто озвучил задачу американско-индийского партнерства как противодействие китайской экспансии.
В этой связи наряду с попытками дискредитировать российское оружие стоит ожидать активизации кампании против России как надежного партнера Индии.
Логика тут проста. Россия в последние годы активно сближалась с Китаем, а тот, в свою очередь, укрепляет союз с Пакистаном. Следовательно, необходимо убедить Индию, что Россия играет на стороне двух главных противников Дели.
Подводя итог вышеизложенному, можно с уверенностью сказать, что на наших глазах разворачивается очередная сцена из уже ставшего привычным спектакля под названием «Продвижение американских интересов» всеми доступными средствами.Появление статьи в Defense News не случайно и носит явно заказной характер. Заявление о резком изменении позиции в отношении российско-индийского проекта разработки истребителя пятого поколения, скорее всего, связано не с душевными колебаниями руководства индийских ВВС, а с банальным заказом.
Косвенным подтверждением этого может служить и тот факт, что обе статьи с диаметрально противоположными выводами написал один и тот же автор, использовавший одни и те же слова индийских экспертов сначала со знаком плюс, а через два месяца – со знаком минус.