После долгих и демонстративных уговоров со стороны сторонников и однопартийцев Эрдоган заявил о том, что в стране пройдут досрочные выборы президента и парламента. На них нынешний глава государства и его партия идут в паре с националистами, возглавляемыми Девлетом Бахчели. Надеясь получить большинство в парламенте и Эрдогана на посту президента — с уже совершенно иными полномочиями, чем сейчас.
Сам Эрдоган объясняет спешку стремлением как можно быстрее активировать конституционные изменения (которые должны вступить в силу как раз после следующих президентских выборов).
И, как абсолютно верно отмечает вице-премьер Бекир Боздаг, с 24 июня в Турции начинается новая эра. Эра суперпрезидентской республики, этакого неосултаната. Который, по мнению Эрдогана, будет куда более эффективной формой правления для движения Турции вперед, к статусу лидера всего Ближнего Востока. И эту новую Турцию, естественно, будет возглавлять сам Эрдоган на протяжении последующих десяти лет (все предыдущие избрания обнулены, и он имеет право находиться у власти два срока).
Оппозиция со спешкой не согласна — она хочет еще полтора года пожить в условиях многопартийного государства с работающей системой сдержек и противовесов. Поэтому противники Эрдогана и пытаются дискредитировать мотивы его решения. По словам представителя республиканцев — главной оппозиционной партии — Бюлента Тезкана, досрочные выборы являются доказательством "дефективности" нынешнего турецкого правительства.
Собственно, именно эти успехи и являются реальной причиной досрочных выборов.
К тому же противники (которые готовились к выборам через полтора года) сейчас находятся, мягко говоря, не в лучших кондициях. Дело даже не в том, что в Турции еще как минимум несколько месяцев будет действовать режим ЧП (введенный после неудачной попытки военного переворота летом 2016 года). Дело в самих партиях.
Лидер республиканцев Кемаль Кылычдароглу заявил об отказе баллотироваться еще в прошлом году. Конечно, сейчас он может передумать (все-таки хозяин своего слова), однако партия неизбежно должна пройти через внутренний кастинг, который, конечно же, не добавит ей единства. Это уже не говоря о том, что симпатизанты партии тоже попали под идущие в стране чистки.
Так, по словам министра обороны Нуреттина Чаныклы, в армии выявлено еще около трех тысяч высокопоставленных офицеров (которые как раз и являются носителями республиканского духа Ататюрка), принадлежащих к движению Гюлена. Скоро начнется их удаление из Вооруженных сил — вполне возможно, с последующим отправлением в места не столь отдаленные.
У них, по сути, одна и та же платформа — смесь консерватизма с исламизмом, то есть они бы соревновались за голоса избирателей не на идеологическом, на личностном фронте. И в той борьбе часть избирателей вполне могла бы сделать выбор на основании желания элементарного обновления власти (все-таки от Эрдогана уже немного устали). Да, пусть эта часть была бы небольшая — однако "хорошисты" отгрызли бы у "справедливых" значительную часть электората.
Коллективный Запад, безусловно, недоволен поспешностью турецкого руководства. Для ЕС и США эрдогановская Турция — смесь национализма, исламизма, пантюркизма, упора на суверенитет, исламского популизма и, наконец, антизападного поведения — абсолютно неприемлема. Не сумев убрать Эрдогана через переворот, не сумев поставить его в стойло давлением и санкциями (так, американцы сейчас намерены наказывать его за покупку С-400), они решили убрать его через выборы и стали раскручивать противников нынешнего премьера — ту же Хорошую партию.
Однако раскрутка требует времени, которого Эрдоган их сейчас лишил. Поэтому Запад призывает всю оппозицию объединиться хотя бы на президентских выборах вокруг Мераль Акшенер.
Что же касается Москвы, то тут позиция противоречивая. С одной стороны, Россия рассматривает Эрдогана как предсказуемого партнера и хочет продолжать с ним работу. Эта предсказуемость, очевидно, увеличится в тот момент, когда Эрдоган выиграет выборы и получит новые полномочия как президент. Кроме того, ему больше не нужно будет уделять такое внимание популизму среди турецкого электората, а значит, Москве и Анкаре будет проще договориться и по вопросу Африна, и по вопросу послевоенной судьбы Сирии.
С другой стороны, Россию не может не беспокоить тот микс исламизма и национализма, который Эрдоган делает основой своей внешней политики. Некоторые российские теоретики-геополитики утверждают, что это турецкий вариант евразийского проекта и что Анкару вообще нужно втягивать в Евразийский союз.
Перевоспитать Турцию не получится — пантюркизм есть суть внешнеполитической идеологии Реджепа Эрдогана. У России тут нет другого варианта действий, кроме противодействия ей в данном вопросе и очерчивания красных линий.