Европа традиционно развивалась по модели внешнеторговой экономики. Из 17,1 трлн. долл. ВВП за 2017 год внешняя торговля формировала 36,7%. Примерно половина объема создавали отношения с США, как ведущим мировым рынком сбыта товаров и услуг.
Еще треть приходится на Китай. Остальное формируется всем прочим миром, включая Россию. Это если считать в деньгах. Если в отдельных товарных группах или по линейке формирования стоимости картина выходит несколько иной, сути дела это не меняет.
С этой же точки зрения Китай выглядит практически зеркальным отражением. Доля торговли в ВВП несколько меньше, лишь 28,8%, но ее важность выше европейской, так как формируется она в подавляющем большинстве благодаря экспорту товаров, а не услуг, которые в экспорте Европы достигают 40%. Главным рынком сбыта экспорта Поднебесной являются США (19%), Гонконг (11%) и Япония (6,6%).
На этом фоне Германия (4,4%) выглядит немногим более важным партнером, чем Южная Корея (3,8%).
Однако активные усилия Трампа "по возврату величия Америке", формируют перед Китаем и Европой одинаковую проблему поиска альтернативных рынков сбыта для компенсации потерь от "закрытия" американских рынков. Выбор вариантов богатством не отличается.
Причем положение Германии, как лидера ЕС, оказывается много хуже китайского. У Поднебесной есть план и деньги на создание нового торгово-экономического пространства в Азии на базе развивающихся стран индийско-тихоокеанского региона, тогда как Евросоюз замкнут лишь на себя и остатки былого величия на рынках Ближнего Востока и Северной Африки, переживающих последствия большой гражданской войны. Инициированной, кстати, все теми же США, хотя европейцы к их разжиганию тоже изрядно приложились.
Таким образом, тенденция к сближению двух геополитических полюсов планеты предопределена не столько субъективными инициативами их лидеров, сколько общей логикой событий. Вашингтон весьма опрометчиво назначил их обоих своими врагами одновременно. Наличие общего противника и одинаковость проблем, знаете ли, имеет тенденцию сближать. Собственно, именно это сейчас и происходит. Другой вопрос, что говорить о каких бы то ни было альянсах и осях пока не приходится даже близко.
Первая причина заключается в принципиальной ненужности Китаю никаких равных союзников в будущем Pax China. С равными нужно договариваться, учитывая их интересы, взгляды и подходы, что обычно доставляет множество хлопот, и уменьшает прибыль.
Вторая вытекает из нынешнего несамостоятельного положения самой Европы. Полвека "плана Маршалла" и четверть века Общей Европы в формате "любой ценой не допустить возвышения Германии" для ЕС не прошли даром. Даже сейчас, когда Трамп, после встречи с Путиным в Хельсинки, официально объявил Европу "свободным призом" в русско-американской конкуренции, немецкая (шире - западноевропейская) правящая элита не может найти в себе сил и смелости для решительного "заравнивания ровными рядами" того разброда и шатания, которым нынешний ЕС является сегодня.
Китаю такое положение дел вполне на руку. Оно позволяет выстраивать отношения с Евросоюзом одновременно и как с ЕС через Брюссель с его Еврокомиссией и Европарламентом, и с каждой страной персонально, тем самым абсолютизируя свое над ней экономическое превосходство.
В результате, официально игра в налаживание международных отношений с лидерами (тут позиция Германии выглядит особенно ярко) Красный дракон с помощью "управления инвестициями" Европу тихим образом раскалывает, по меньшей мере, на три части. Из общего котла очевидным образом вылавливаются: отдельно промышленные предприятия самой Германии, которые китайцы попросту скупают. Отдельно Юго-Восточная Европа, где рынок сбыта меньше, зато велики перспективы формирования источника поставок дешевого продовольствия в Китай.
И Южная Европа (прежде всего Греция и Испания) как главные морские ворота для входящего потока китайских промышленных товаров. Скандинавия, Прибалтика и Польша интересом Поднебесной в значительной степени обделены. Емкость рынка, особенно в Литве, Латвии и Эстонии, почти никакая, источников сырья тоже нет. Из скандинавов интересуют разве что только шведы благодаря их промышленному кластеру и запасам полезных руд.
Сумей Меркель сейчас воспользоваться моментом и решительно перестроить европейский политический ландшафт, шансы начать общаться с Китаем на равных, а значит, формировать хотя бы какую-то равноправную "ось" у нее появиться могли. Но это должна была быть совсем другая Меркель, которую к посту канцлера американцы с британцами (и, кстати сказать, французами тоже) попросту не допустили бы. История с Домиником Стросс-Каном не даст соврать.
Безусловно, пока еще рано делать окончательный вывод насчет безальтернативности варианта китайской колонизации ЕС. Шансы реализовать другие стратегии по-прежнему сохраняются, но вот размер их вероятности начинает постепенно вызывать сомнения. Впрочем, следует учесть и тот факт, что играют немцы с китайцами не на пустом поле. В процессе активное участие принимает много разных сил, включая Россию, США, Турцию, Индию, монархии Залива и ряд крупных независимых транснациональных корпоративных группировок, многие из которых играют в режиме "против всех". Тем самым картина партии значительно усложняется и дополняется самыми разными прочими факторами.