Почему глава «Киевского патриархата» не получит томос, кого могут избрать предстоятелем новой «церкви» и к каким последствиям на Украине это приведёт, рассказал известный киевский православный публицист Дмитрий Скворцов
Процесс предоставления Константинопольским патриархатом церковной автокефалии Украине фактически запущен, однако никто не может пока ответить на вопрос, кому именно дадут пресловутый «томос».
Парадокс заключается в том, что каноническая Украинская православная церковь (УПЦ) об автокефалии не просила. Поэтому необходимую нынешней украинской власти «независимую церковь», вполне возможно, придётся создавать «с нуля». В любом случае, последствия для страны могут быть трагическими, считает православный публицист Дмитрий Скворцов.
— Глава «Киевского патриархата» Филарет заявил, что состоится «объединительный собор», в котором примут участие, в том числе, 10 иерархов канонической Украинской православной церкви. И на этом соборе изберут предстоятеля новой «церкви», который и получит томос от Константинопольского патриарха Варфоломея. Неужели в УПЦ действительно много сторонников такого сценария?
— Среди канонического епископата сторонников такого сценария, может, и больше десяти. Предыдущий предстоятель УПЦ (МП) Владимир Сабодан с подачи своего личного секретаря Драбынко в последнее десятилетие своей жизни чуть ли не треть ныне действующего епископата поставил на кафедры, исходя из чувств идейной, моральной и, скажем так, гендерной близости Саши-любимчика.
Да и зачем Фанару давать кому-то на Украине какой-то там томос об автокефалии, если можно замутить свой собственный экзархат? Мол, непризнанной нецерковной структуре мы дать томос не можем хотя бы потому, что нас не поддержит всё мировое православие. А резона из-за вас — самозванцев ссориться с остальными поместными церквами у нас, как вы сами понимаете, нет. Поэтому давайте так — объявим экзархат, а потом дадим вам томос.
Но украинские попы прекрасно понимают, что значит греческое «потом». Поэтому даже те двое (а не десять) епископов УПЦ (МП) — вышеупомянутый Драбынко и митрополит Черкасский Софроний — не спешат признаваться в том. Потому что боятся остаться у разбитого корыта. Всё-таки лучше оставаться в однозначно канонической практически самостоятельной структуре, чем в экзархате более чем сомнительной каноничности с непонятным будущим.
- Кого могут избрать предстоятелем новой «церкви»? Советник главы МВД Украины Станислав Речинский написал у себя в Facebook, что Пётр Порошенко не поддержит кандидатуру Филарета, но может поддержать кандидатуру винницкого митрополита УПЦ Симеона…
— Если речь идёт об украинских кандидатах на главу «Единой поместной православной украинской церкви» (ЕППУЦ) или экзархата, то это, конечно, Симеон. Он давно уже протеже Порошенко, а на прошлой неделе заручился поддержкой и в США. Но Фанар хотел бы видеть во главе экзархата своего человека. Скорее всего, Игоря Гэчу — выходца из украинской диаспоры в США, «крещёного» в непризнанной «церкви» гитлеровского коллаборациониста, племянника Петлюры Мстислава Скрыпника.
- Если томос всё же будет предоставлен (хоть пока не вполне понятно — кому), то какими будут последствия?
- Судя по всему, в Украинской православной церкви готовятся к худшему. Наместники Киево-Печерской лавры и Почаевской лавры уже выступили с заявлениями о том, что возможен захват монастырей. Насколько реальна эта угроза?
- Десятки храмов по всей стране уже захвачены, и процесс продолжается. Православные активисты подвергаются гонениям… Чего же ожидать после томоса?
— Укрепления в вере и очищения Церкви от тех, «кто был с нами, но не был наш». Для верующих главное — спасение души. А катакомбная церковь всегда давала наибольшее число святых.
- Сама власть инспирировала религиозный кризис. Зачем Порошенко нужна еще одна война?
Во-вторых, любой форс-мажор это повод к военному положению и продлению собственной власти, вернее, возможности высосать последние уже соки из Украины перед тем, как после трудов праведных окончательно осесть на испанских виллах.
- Пока кровь не пролилась ещё — возможен ли компромисс с Константинополем? Или надо искать другой выход из ситуации — Всеправославный собор?
— Компромисс вряд ли возможен, потому что коготок Варфоломея слишком увяз в исполнении заказа того же Госдепа. Своими папскими амбициями, заявленными на сентябрьском синаксисе в Стамбуле, он отрезал себе пути назад — в каноническое православие.
В лучшем случае нас ждёт прекращение богослужебного общения между Москвой и Фанаром и его невозобновление на протяжении жизни Варфоломея. Ещё в лучшем — объявление Московским патриархатом неканоничности т.н. Константинопольского патриархата.