В последнее время радикальные украинские политики заговорили о возвращении своей стране статуса ядерной державы. После почти 20 лет отказа от ядерного оружия и полного разрушения научно-технического потенциала такие заявления политических деятелей звучат комично, но вместе с тем могут нести серьезную опасность в будущем
На днях снова прозвучала эта мысль. Народный депутат, бывший комбат «Азова» Андрей Билецкий уверен, что Украине пора прекратить играть в «Минск-2» и начать шантажировать Запад возвращением ядерного статуса.
«Мы сдали ядерное оружие в обмен на гарантии защиты, но подписанты Будапештского меморандума не спешат выполнять свои обязательства. Значит, мы должны вернуть ядерный статус Украине. Сама мысль об этом подтолкнет лидеров США и Великобритании надавить на Путина в данном вопросе», — заявил радикал в эфире одного из украинских телеканалов.
После развала СССР Украина получила «в наследство» третий по мощности ядерный арсенал. На ее территории базировалось 220 единиц стратегических носителей: 176 межконтинентальных баллистических ракет, 44 тяжелых бомбардировщика, оснащенных более чем тысячей ядерных крылатых ракет большой дальности, а также 1240 боеголовок.
Против сохранения мощнейшего ядерного арсенала на территории молодого государства выступали главные мировые игроки — США и Россия. В ответ на принятие безъядерного статуса Украине обещали предоставить надлежащие международные гарантии безопасности. В противном случае стране угрожала полная международная изоляция. В Декларации о государственном суверенитете Украины и в Заявлении Верховной Рады Украины «О безъядерном статусе Украины» были подтверждены намерения украинского государства придерживаться трех неядерных принципов: не иметь, не производить и не использовать ядерное оружие.
С выходом постановления Верховной Рады Украины «О дополнительных мерах по обеспечению обретения Украиной безъядерного статуса» от 9 апреля 1992 года разработано и 11 апреля 1992 года подписано президентами Украины и Российской Федерации Соглашение «О порядке перемещения ядерных боеприпасов с территории Украины на центральные предзаводские базы Российской Федерации с целью их разукомплектования и уничтожения».
В мае 1992 года процесс вывоза тактических ядерных боеприпасов с территории Украины завершили.
Чтобы ускорить вступление в силу Договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (Договора о СНО) и присоединение Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) 14 января 1994 года подписали Трехстороннее заявление президентов Украины, США и России. Согласно этому документу, с марта 1994 года начался и 1 июня 1996 года завершился процесс вывоза с территории Украины в РФ всех стратегических ядерных боеприпасов.
5 декабря 1994 года был подписан Будапештский меморандум, согласно которому Украина получала международные гарантии независимости, сохранение суверенитета и утвержденных государственных границ. Его гарантами выступили Россия, США, Великобритания, к которым присоединились Франция и Китай. Они обязывались воздерживаться от любых проявлений агрессии в отношении Украины — в том числе и от экономического давления.
Как вспоминал первый президент Украины Леонид Кравчук, именно США поставили перед Киевом жесткие условия.
«Они сказали: "Если вы не выполните задание вывезти боеголовки из Украины, начнется не просто давление, а блокада Украины". Европа их поддержала в этом плане. Поэтому возник вопрос — новое молодое государство, только встало на ноги, у него нет ресурсов, запаса валюты и т.д., и оно вдруг заявило, что мы возьмем чужие боеголовки и будем вам угрожать, что мы хотим стать членом ядерного клуба. Мы могли [не подписывать]. Но мы были бы изолированы. Санкции, блокада — это было прямо сказано. Выхода не было», — пояснил экс-президент.
Кроме того, существовала и другая серьезная проблема: у большинства ракет истекали гарантийные сроки. Если украинские специалисты-ракетчики смогли бы поддерживать в рабочем состоянии носители боеголовок, то ситуация с ядерными зарядами была сложнее.
Договор о нераспространении
16 ноября 1994 года Украина присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) как безъядерное государство, таким образом взяв на себя огромную ответственность. ДНЯО — краеугольный камень в международных усилиях по предотвращению распространения ядерного оружия и в конечном итоге его ликвидации и содействию мирному использованию атомной энергии. К Договору присоединились 190 стран, и поэтому можно сказать, что в ДНЯО участвует почти весь мир.
185 государств, не обладающих ядерным оружием, обязались воздерживаться от приобретения ядерного оружия. Пять признанных ядерных держав — Китай, Франция, Россия, Соединенное Королевство и США — в свою очередь обещали не помогать безъядерным государствам в получении ядерного оружия и стремиться к общей цели ядерного разоружения. Только три страны решили с самого начала не вступать в ДНЯО: Индия, которая провела в 1974 году «мирное» ядерное испытание; Пакистан, который провел ядерные испытания сразу же после Индии в 1998 году; и Израиль, который никогда не подтверждал и не отрицал факт обладания ядерным оружием.
Украина, присоединившись к ДНЯО, обязалась не получать ядерное оружие от любых поставщиков, не вырабатывать и не покупать его. Постепенно Украина стала участницей всех пяти режимов контроля. И даже пошла дальше.
В 2010 году в Вашингтоне на ядерном саммите Украина заявила о готовности избавиться от всего высокообогащенного урана, который использовался для различного рода исследований, в том числе медицинских, в обмен на технологии, которых в стране не было, но которые, например, были в США и позволяли проводить те же исследования, но с использованием низкообогащенного урана.
Этот шаг был очень правильно воспринят, поскольку для мирового сообщества очевидно: кто ищет обогащенный уран, тот ищет путь к ядерному оружию. Тот же, кто отказывается от этого, демонстрирует, что можно обойтись и без высокообогащенного урана для тех или иных технических или производственных, промышленных и медицинских целей. И к 2012 году весь обогащенный уран с Украины был вывезен. Его приняла Российская Федерация, американская сторона предоставила технологии, и в украинских лабораториях с 2012 года используется низкообогащенный уран.
Радикалу Билецкому и другим горячим головам в украинском политикуме стоит напомнить, что тем странам-участницам ДНЯО, которых поймали на нечистоплотности и которые отказались прекратить свои тайные программы, пришлось заплатить значительную цену за несоблюдение условий.
Северная Корея, объявившая в 2003 году о своем выходе из Договора и вскоре после этого приобретшая ядерное оружие, сделала это, несмотря на обширные международные санкции и политическую изоляцию. Существуют запреты Совбеза ООН на импорт нефтепродуктов, работу граждан Северной Кореи за рубежом, закупку текстиля, угля, железа, свинца и морепродуктов в КНДР, создание совместных предприятий с северокорейскими юридическими лицами.
Соответствующие резолюции Совбеза были введены после ряда ракетных испытаний КНДР и испытаний водородной бомбы в сентябре 2017 года. США, Япония, Южная Корея также в разное время ввели односторонние санкции на сотрудничество с Пхеньяном. В результате покупать продукты за рубежом стало не на что, а развивать свое сельское хозяйство из-за санкций непросто, поэтому Северной Корее грозит продовольственный кризис.
Санкции, наложенные на Иран за его тайную деятельность в ядерной сфере, были ослаблены лишь в 2015 году с принятием Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) и с подтверждением Ираном его приверженности выполнению обязательств, предусмотренных Договором. Но в прошлый понедельник официально состоялось введение новых американских санкций против Ирана.
Под них попали не только экспортные поставки иранской нефти, но и более 700 банков, компаний и физических лиц, причем не только из Ирана.
Санкции США направлены против операторов портов, судоходных и судостроительных компаний, финансового сектора (прежде всего против компаний, страхующих танкеры), а также ограничивают операции с Центральным и коммерческими банками Ирана. Всем, кто торгует с Ираном нефтью и работает с его банковской системой, грозят колоссальные штрафы.
Как считает экономический аналитик Александр Рябоконь, всплывающие время от времени в СМИ заявления неких украинских политических деятелей о возможности возобновления ядерного статуса страны имеют не только комический характер, но и могут нести серьезную опасность в будущем.
«Украина никогда не имела статуса правообладателя ядерного оружия — на ее территории в начале 90-х годов временно находились ядерные боезаряды, места дислокации и средства доставки советских РВСН.
Именно потому эти новые страны и подписали Лиссабонский протокол (1992), сделавший их сторонами в американо-советском Договоре об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), а затем присоединились к Договору о нераспространении ядерного оружия. Что и было единственно возможным решением возникшей проблемы», — рассказал Александр Рябоконь.
Он подчеркнул, что за почти 30 лет ситуация для этих стран существенно в этом смысле не поменялась.
«И любые заявления об ином можно квалифицировать как некие маргинальные рефлексии и политические апелляции. Однако, если в стране существует в том или ином виде, атомная энергетика — теоретически существует возможность утечки и распространения ядерных и радиоактивных материалов. Но для недопущения этого и существует многоуровневая система отраслевых, национальных и международных надзорных органов за корректной работой предприятий атомки, хранением и обращением с радиоактивными материалами.
Пока данная система работает, утечка радиоактивных материалов и технологий в страны с сомнительными режимами и намерениями или также способствование ядерному терроризму невозможны», — считает Александр Рябоконь.
Таким образом, Украина в принципе не может создать ядерное оружие — у нее нет ключевых технологий. Конечно, теоретически существует возможность доставать «из реактора» некое количество плутония в течение некоторого времени или радиоактивные отходы из хранилищ. Но на этот случай существует МАГАТЭ и не только.