Об этом документе, подготовленном по поручению комитетов Палаты представителей и Сената по делам вооруженных сил, то есть практически официальными лоббистами Пентагона и военно-промышленного комплекса, довольно подробно сообщает американское аналитическое издание The National Interest.
Доклад упоминает целый ряд тенденций, которые, по мнению его составителей, привели США к кризису национальной безопасности и ослабили их международные позиции. С тем, что Америка перестает быть абсолютным гегемоном, не поспоришь. Как и с тем, что в случае дальнейшего их развития роль США в мире будет становиться все более скромной.
На основе проведенного анализа выводится, что США могут не выстоять в войне с Китаем или Россией, которые в последнее время достигли опасного для Америки уровня могущества. Определенную угрозу представляют для союзников Вашингтона, за безопасность которых он несет ответственность, и региональные державы вроде КНДР, особенно если они действуют не самостоятельно, а в соответствии с задачами противников Америки из числа великих держав.
В докладе совершенно справедливо указывается, что вопрос не только в количестве выделяемых средств, но и в способности их целевого и эффективного расходования. С этим не поспоришь. Ведь Китай и Россия, обгоняющие Америку в военном строительстве, тратят на оборону несравненно меньше денег (военный бюджет России меньше американского более чем в десять раз), чем США.
Впрочем, авторы доклада не ставят вопрос об аудите военных расходов. Вместо этого предлагается план долгосрочного инвестирования с целью модернизации устаревающего ядерного арсенала США, чтобы он как минимум не отставал, а по возможности и обгонял по темпам российские и китайские инновации.
Особое внимание в документе его разработчиками уделяется вопросам «гибридной войны» в «серой зоне», в которых китайцы и русские, по их мнению, значительно обошли американцев и обладают более серьезным инновационным потенциалом, который включает все, «начиная с кибервойн, дипломатии выкручивания рук и экономического принуждения и кончая манипуляциями в СМИ, кибератаками и применением военизированных марионеточных формирований».
То есть авторы приписывают Пекину и Москве именно те методы, которые сами широко используют, в том числе и против них. Какие, например, военизированные марионеточные формирования применяет Китай или как осуществляет «дипломатию выкручивания рук»?
Очевидно, что эти голословные обвинения наших стран в собственных грехах включены в доклад для того, чтобы в дальнейшем легализовать подобные действия в качестве «ответных» в новой редакции военной доктрины страны, которая может быть принята на основе этих и подобных документов. Кроме того, они упоминаются и для придания особого драматизма документу.
Строго говоря, доклад не несет ничего принципиально нового: он подготовлен людьми, напрямую связанными с лоббистскими структурами, и его цель – увеличение и так раздутого до «космических» величин военного бюджета.
И ведь никто не понес за это ответственности. И лоббистам, и разработчикам в такой ситуации просто выгодно не доводить программу до конца, чтобы никто не спросил за ее не слишком впечатляющие результаты. Кроме того, даже те модели, что доходят до конца и даже принимаются на вооружение, максимально, сверх всякой меры перегружаются дорогостоящими инновационными и часто недостаточно опробованными элементами и блоками. Это позволяет увеличить стоимость работ и заработать гораздо больше, но, как правило, не лучшим образом сказывается на эксплуатационной надежности и эффективности нового оружия.
Но ломать или радикально менять эту систему никто не станет: зачем резать курочку, приносящую золотые яйца? Авторы доклада этого не требуют. Напротив, они стараются добавить максимально драматизма и тревоги, чтобы выбить как можно больше денег для инвестиций в «оборонку».
Напомним, что и от той, и от другой страны Соединенные Штаты отделены океаном, и чтобы напасть на них, нужно как минимум обладать мощнейшим океанским флотом, которого нет ни у РФ, ни у КНР. Все усилия Китая, которые он предпринимает в последнее время для развития ВМС, направлены исключительно на защиту своих акваторий и «демонстрации флага». Российский же ВМФ является классическим инструментом сдерживания, но никак не экспансии.
Ни Китай, ни Россия, ни тем более КНДР не просто не собираются нападать на США, но просто физически не в состоянии это сделать. И это прекрасно известно как в Пентагоне, так и в Конгрессе. Впрочем, Вашингтон волнует то, что и они сегодня не могут напасть на Китай, на Россию или даже, как мы видим, на КНДР. Поскольку такое нападение, в силу имеющихся у этих стран ракетно-ядерного щита будет означать самоубийство, или, как в случае с Северной Кореей, неприемлемые потери. То есть США рассматривают как страшную угрозу своей национальной безопасности невозможность безнаказанно нанести удар по тем, кого они считают своим противником.
Иными словами, документ предполагает одновременную атаку силами США России и Китая, даже если они и не заключили альянса и не координируют свои действия против Америки, то есть в тот момент, когда они даже не ожидают такого нападения. Более того, одновременный удар по обоим противникам он считает обязательным, поскольку война с одним из них разрушит или ослабит американский потенциал сдерживания. И тогда у других враждебных держав «появится мощный стимул воспользоваться слабостью США и начать против них если не обычную, то гибридную войну».
Не так давно Джим Рикардс, говоря о внешней политике администрации Дональда Трампа, указывал, что, когда идет международная игра с тремя основными участниками, главная задача геополитического искусства состоит в создании союза двух против третьего. Или, по крайней мере, помешать двоим противникам объединиться против себя. Впрочем, известны случаи, когда один из игроков прямо идет против двоих, подталкивая их тем самым к объединению. И это называется стратегией «проклятого дурака».
Напомним, что история знает несколько примеров «проклятых дураков», среди которых можно упомянуть Наполеона, Вильгельма Второго и Адольфа Гитлера. Все они закончили не слишком удачно.
Автор: Борис Джерелиевский