«Только что в Вашингтоне Совет директоров International Monetary Fund принял решение об открытии для Украины новой 14-месячной программы поддержки экономической политики stand-by (SBA)», — сообщается на Facebook-странице Министерства финансов Украины.
Как уточнили в МВФ, решения о дальнейших траншах будет приниматься после изучения выполнения Украиной условий меморандума — в мае и в ноябре 2019 года. Отмечается также, что новая программа кредитования принята взамен той, что действовала с 11 марта 2015 года и предусматривала выделение Украине $ 17,5 млрд.
Всего Украине было выделено в итоге чуть менее 9 миллиардов: 5 млрд. в марте 2015-го, 1,7 млрд. — в августе того же года и по 1 млрд. в 2016-м и 2017 годах. Срок действия программы истекал в марте 2019-го.
Одним из условий утверждения новой программы было принятие бюджета по согласованию с МВФ с дефицитом до 2,3% ВВП, что и было сделано депутатами Верховной Рады в конце ноября. В МВФ заявили, что предварительная оценка документа является удовлетворительной. Кроме того, Национальная комиссия, осуществляющая госрегулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), должна была пересмотреть тарифы на тепловую энергию для теплокоммунэнерго (ТКЭ) после того, как правительство с 1 ноября повысило цены на природный газ для населения и ТКЭ на 23,5%.
Параллельно с новостью о решении МВФ, стало известно, что и Всемирный банк утвердил предоставление кредитных гарантий Украине на сумму в $ 750 млн.
Эти средства, как сообщили в банке, будут направлены «на поддержание важных реформ в банковской сфере, в деле борьбы с коррупцией, управления сельскохозяйственными землями, субсидирования коммунальных услуг, здравоохранения, а также пенсионной реформы».
«Ожидается, что гарантии в размере $ 750 млн. помогут Украине привлечь около $ 1 млрд. на международных рынках для финансирования бюджета страны», — отметили в ВБ.
По словам Порошенко, это не только важный сигнал твердой поддержки украинского государства, но и «четкое признание со стороны авторитетной институции ощутимого прогресса Украины на пути реформ».
Ранее сообщалось, что предполагаемая программа поддержки экономической политики stand-by (SBA) поможет Украине поддерживать макростабильность в период проведения президентских и парламентских выборов в 2019 году, когда стране предстоят также пиковые выплаты по внешнем долгу.
А как же «военное положение»? Несмотря на то, что юридического запрета на кредитование государств с установленным режимом военного положения не существует, это сложившаяся практика — воюющим странам деньги не давать. Правда, стоит также отметить, что фонд не раз нарушал собственные правила.
В прошлом месяце депутат Верховной рады Вадим Рабинович назвал ситуацию катастрофической.
«На конец августа долг нашей страны — внешний долг — составлял 47,5 миллиарда долларов. Совокупный внешний долг наш и внутренний приблизился к 75 миллиардам. В проекте бюджета на следующий год главная статья расходов — это обслуживание внешнего долга. Это значит, что мы с вами, наши дети и внуки заложены вот в эти бюджеты, и мы должны пахать и пахать на эти МВФы, на этих сто человек, у которых, оказывается, растут зарплаты, доходы космическими какими-то темпами…», — заявил он.
— В текущих реалиях 3,9 млрд. долларов, которые собирается выделить МВФ, сумма серьёзная, но не запредельная, — считает украинский экономист Вадим Коваленко.
Эти кредиты пойдут на погашение старых долгов — экономика их не увидит.
— Зачем понадобилась новая программа? Почему не завершили старую, выдав только 8,9 млрд. из запланированных 17,5 млрд?
— К старой программе было много претензий, а под выборы поддержать действующую власть было необходимо. Вот и выделяют на 14 месяцев срочно эти 3,9 млрд.
— Всемирный банк утвердил предоставление кредитных гарантий Украине на сумму в $ 750 млн. Действительно ли это поможет Украине привлечь около $ 1 млрд. на международных рынках для финансирования бюджета страны?
— Это вполне реально, доходность по еврооблигациям у Украины высокая. США, например, на 10 лет дают доходность 2,8% годовых, а украинские бумаги на 9 месяц дают 9,5%. Потому привлечь сравнительно небольшие для мирового финансового рынка под столь аппетитный процент не будет проблемой.
— Как выборы влияют на выплаты по внешнему долгу, и почему пик выплат придется именно на этот период?
— Выборы не влияют, график согласовывался еще по кредитам Яценюка. Тогда брали «здесь и сейчас», не особо думая, что будет через 5 лет. Но теперь обвиняют Азарова (премьер-министр при Януковиче — ред.), хотя это «подарок» действующей власти.
— Сколько именно и кому должна Украина?
— Как они это будут выплачивать? Ведь фактически Украина потеряла реальный сектор экономики, что-то осталось в Донбассе, разрушены производственные цепочки…
— Как я говорил выше, все можно выплатить, ибо никто не заставляет все выплачивать сразу за 1 год. Госдолг 71% ВВП — это значит, что от всего заработка страны за год она может отдать 71%, и долгов не будет вообще. Потерю предприятий Донбасса компенсировали переводами заробитчан. Из-за разницы цен и зарплат между Польшей и Украиной выгодно зарабатывать в Польше, а тратить в Украине. Это мы говорим о позиции обывателя, но вот с точки зрения государства экспорт рабочей силы, как основной источник притока валюты в страну удручает.
— Что дальше? Идти войной на Донецк или каким другим путем затаскивать ЛНР и ДНР обратно на Украину? Продавать чернозем и лес, чего многие на Украине не хотят?
— Второе. Я неоднократно в своих комментариях говорил — конечная цель это распродажа земли. Воевать за Донбасс невыгодно, ибо поражение и победа одинаково не устраивают текущую элиту. В случае победы надо восстанавливать и платить пенсии (а у шахтеров они существенно выше), в случае поражения вообще последствия предсказать сложно. А вот на распиле военного бюджета и контрабанде можно неплохо заработать. Расходы же на Донбасс переложили на Россию — очень удобная позиция.
По мнению политолога и экономиста Александра Дудчака, замена одной программы на другую связана и с частичным исполнением прежних условий, и с попытками саботажа киевской властью выполнения отдельных требований, затрагивающих персональные интересы некоторых представителей киевской власти.
— «Решение фонда является важным подтверждением успеха в проведении реформ», — заявил Порошенко. Подтверждением чего оно на самом деле является?
— Порошенко в очередной раз пытается свой «недуг в подвиг определить». В действительности, реформы не выполняются так, как было задумано их авторами. И это скорее удача для оставшегося в стране населения. А начало новой программы происходит из-за смены задач — все же многое Украина исполнила, но нужно «дожимать». МВФ укорачивает сроки действия программы, уменьшает ее общий объем.
— МВФ рассчитывают на то, что эти деньги помогут Украине поддерживать макростабильность. Помогут?
— Сколько Киеву надо выплатить в следующем году? И сколько Украина в целом набрала кредитов от разных структур?
— В 2019 году нужно будет выплатить 9,1 млрд. долларов — по ОВГЗ, еврооблигациям и кредитам МВФ, из них уже в феврале — 1,7 млрд. долларов — размещенные в экстренном порядке в августе нынешнего года под 9,2% годовых (!) Из них по внешним долгам, с учетом обслуживания долга — 6,47 млрд. долларов. А в 2020 — 6,9 млрд. по внешним долгам. А по ОВГЗ, уже в январе 2020 года необходимо будет погасить долги, взятые в октябре 2018 год под 7,5% - слишком дорого Украине обходятся заимствования. Дальше — больше: Министерство финансов Украины в октябре с.г. разместило пятилетние и десятилетние еврооблигации на 2 млрд. долларов под 9 и 9,75% годовых.
— Насколько на способность к выплатам повлияла потеря шахт ДНР и ЛНР, закупка дорого угля по «серым схемам», потеря ряда крупных производств в Донбассе и разрыв внутренних производственных цепочек?
— Это, конечно, бьет по экономике Украины — снижаются объемы валютной выручки, приходится переплачивать. Это в свою очередь влияет на конкурентоспособность целых отраслей промышленности, их продукции на внешнем и внутреннем рынке.
— И что теперь? Для выплаты долгов попытаются вернуть Донбасс, чтобы запустить экономику или будут расплачиваться землей и лесом?