Величайшая трагедия русского народа состоит в том, что за последние сто лет он пережил два исторических потрясения. Сначала в 1917 году то, что одни называют Великой Октябрьской социалистической революцией, а другие – большевистским переворотом, а затем в конце прошлого века еще один крутой вираж, который для любой другой страны мог бы стать фатальным.
Причем оба раза новые власти начинали с полного разрушения всего того, что было создано предыдущими поколениями, уничтожения того, во что они верили. Иными словами, нам как нации за столетие дважды полностью обрубали те корни, которые ее питают.
А сделать это можно было только с помощью образования. И уже 19 июня 1920 года Совнарком РСФСРобразовал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности, а к 1930 году в стране повсеместно де-факто было обеспечено всеобщее начальное образование. Чего царизм за всю свою историю так и не смог добиться.
Все 20-е годы прошлого века в нищей, еще не преодолевшей разруху, вызванную Первой мировой войной, революцией и последовавшей за этим гражданской войной, стране расходы на образование стабильно росли – на эти цели выделялось около 12% государственного бюджета, а в начале 30-х годов уже более 13%. В 50-ые годы в СССР, несмотря даже на разрушительные последствия Великой Отечественной войны, 10% национального дохода шло на образование, а в тех же США - лишь 4%.
В конечном итоге к середине века в СССР была создана самая лучшая в мире система образования. Это – общепризнанный факт. Отто фон Бисмарк в свое время сказал: «Войны выигрывают не генералы, а школьные учителя». Позднее, скажем так, последний из приличных президентов США прошлого века Джон Кеннеди, слегка переиначив его слова, констатировал: «СССР выиграл космическую гонку за школьной партой». И в США, кстати сказать, сумели сделать правильные выводы, и к 1988 году на образование они уже выделяли 12% бюджета, а в СССР к моменту его самоубийства – лишь 7%.
Помните совершенно непонятно как прорвавшийся сквозь советскую цензуру удивительный фильм «Доживем до понедельника», где главный герой - учитель, которого потрясающе сыграл Вячеслав Тихонов, говорит такие слова: «То и дело слышу: «Жорес не учёл, Герцен не сумел, Толстой недопонял...». Словно в истории орудовала компания двоечников!» Так оно и было, но все же народ снова обрел свои корни, а выводы каждый вполне мог делать самостоятельно. Слава Богу, информации нам давали предостаточно.
Поняли большевики и другое, что жизнь без веры невозможна, будь то вера в Бога или «национальную идею». Религия была отвергнута как «опиум для народа» (в кадилах был реально опиум, который дурманом входил в сознание людей во время служб и молитв), а вместо нее предложили иную – в возможность создания «земного рая» при жизни, а не после смерти. Иными словами, построения своего рода «общества всеобщего процветания» – сначала социализма, а затем и коммунизма.
Я прекрасно помню плакаты в нашей школе – «Коммунизм на горизонте!», «Вашему поколению жить при коммунизме!» Идеологов даже совсем не смущал тот факт, что достичь горизонта невозможно. Он потому так и называется горизонтом, что все-время отодвигается. Но люди склонны верить в сказки!
И кто бы что сейчас ни говорил, но люди не под дулами пистолетов и автоматов, а совершенно добровольно ехали поднимать целину и в Сибирь на «великие стройки» пятилеток. Они готовы были терпеть лишения ради этого светлого будущего, пусть не для себя, а ради детей.
Спустя 70 лет все повторилось только с еще большей степени жестокости и цинизма. В результате политической импотенции одного лидера – Михаила Горбачева, который, будто обкуренный от лживых комплиментов западных «партнеров», сдал все, что только мог, и пьяных амбиций другого – Бориса Ельцина, под пьяную дудку вместе с белорусским Кебичем и украинским Кравчуком подписавшихся под смертным приговором СССР, мы не только потеряли великую страну, занимавшую шестую часть земной суши, но и вновь, подобно старухе из сказки Пушкина, оказались у разбитого корыта.
Дорвавшиеся до власти прозападные либералы, как и большевики в свое время, начали с того, что разрушили все, что создавалось в стране десятилетиями поистине героическим трудом наших предков. Они не только порвали все экономические связи внутри страны, ограбили народ, растащив как крысы по норкам то, что раньше называлось нашим национальным достоянием и принадлежало всему народу, но и, что самое страшное, вновь перерубили корни нации, объявив все предыдущие семь десятилетий «большой ошибкой» и потребовав вычеркнуть их из истории.
Главной жертвой неучей у власти стало образование. По отношению к объему ВВП доля расходов раздела «Образование» составила в 2017-2018 годах 0,7%, а в 2019-2020 годах и того меньше – всего лишь 0,6%. Это означает, что расходы на образование в федеральном бюджете в 2018-2020 годах составляют всего лишь 4%. Напомню, что сто лет назад в разоренной советской России на эти цели тратилось в три раза больше.
Это не просто позор для страны, а подлинная трагедия. Создается такое впечатление, что Россия уже достигла всех высот научно-технического прогресса, и поэтому ей уже не нужны образованные кадры.
Возник законный вопрос: а зачем нужно было разрушать то, что считалось лучшим в мире, а вместо этого вводить систему своего рода игры в «крестики-нолики», будто специально разработанную для того, чтобы выращивать поколения умственно отсталых? И тут я наткнулся на две цитаты тех, по вине которых, собственно говоря, страна и оказалась ввергнутой в нынешнюю историческую и словесную безграмотность.
Андрей Фурсенко, министр образования России в 2004-2012 годах, сделал такое чистосердечное признание, расписавшись тем самым в собственном идиотизме: «Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других». Чтобы постичь весь глубинный смысл этого бреда, советую прочитать цитату не меньше двух раз и очень медленно.
Для особо одаренных расшифровываю смысл сказанного: советская система была плохой, потому что воспитывала человека, способного творить и создавать, а теперь России нужны только потребители, то есть те, кто умеет только жрать и хорошо шарится в шмотках, а «на крайняк» может еще по инструкции, не отступая ни на шаг, собирать «кубик Рубика»!
Его преемник во всех смыслах, и в том числе по уровню полного отсутствия интеллекта, министр образования России в 2012-16 годах Дмитрий Ливанов окончательно расставил все точки над i: «Готовить надо не разработчиков технологий, а специалистов, которые могут адаптировать заимствованные технологии».
Вдумайтесь в эти слова – в переводе с русского на русский получается, что России нужны лишь тупые исполнители, которые как роботы будут стоять у конвейеров, которыми, надо понимать, нам с барского плеча одарят из-за рубежа. Как говаривала моя бабушка в таких случаях, иногда лучше промолчать – за умного сойдешь. Уж лучше эти господа помолчали, а иначе получается какой-то сеанс саморазоблачения в духе унтер-офицерской вдовы, которая сама себя высекла.
И стоит ли после этого удивляться, что вот уже три десятилетия из года в год в жизнь выходят молодые ребята, которых очень образно назвали «поколением инопланетян». Они плохо знают родной русский язык, с трудом умеют читать и писать, а история собственной страны у них в лучшем случае начинается с момента появления Интернета и игр с кровавыми «стреляками».
Но самое ужасное даже не в этом – в конце концов русские люди привыкли на генном уровне преодолевать трудности. Самое страшное в том, что Россия до сих пор как нация не обрела мира внутри себя. И мы сейчас действительно оказались на грани того, чтобы не просто потерять свой народ, но и лишиться самоидентификации как нации.
Как это очень точно сформулировал великий Шекспир устами Гамлета, «порвалась связь времен».