Так, во всяком случае, пишет о предстоящем визите украинского президента местная пресса.
Агентство QNA, в частности, отмечает, что на повестке дня несколько тем, в том числе, культурные отношения, диаспорное сотрудничество, дипломатия и безопасность.
Поговорят лидеры двух стран о продолжении сотрудничества в оборонной сфере. Кроме того, Зеленский собирается привлечь турецких специалистов для строительства дорог на Украине.
Он намерен обсудить с президентом Турции «положение украинских политзаключенных в аннексированном Крыму, и в России». Хотя, по собственному признанию, перспектив в этом вопросе не видит.
Между тем, некоторые эксперты считают, что визит этот имеет еще одну цель, которая в официальном перечне не указана.
А именно, Зеленский, по мнению украинского политолога Алексея Якубина, может попробовать повторить тактику своего предшественника, который пытался использовать Эрдогана в качестве посредника в контактах с президентом России Владимиром Путиным.
У Порошенко, правда, не получилось…
— Вряд ли Эрдогана можно использовать со стороны Украины для коммуникации между российским и украинским президентами. Потому что, мне кажется, потенциальных посредников и так достаточно.
Тут надо понимать, что для Турции, вопрос Крыма, он тоже деликатный, поскольку значительное количество жителей там считают полуостров своей «исторической родиной». Поэтому каждый раз, когда какие-либо контакты между украинскими и турецкими лидерами (или министрами) происходят, всегда, в общем-то, пристальное внимание к тому, что скажут по поводу Крыма. Кто как отреагирует…
И это сложный сюжет. Там не просто вопрос признания (Анкара, как известно, отказывается признавать суверенитет России над Крымским полуостровом).
Это и вопрос паромного сообщения. Помните, была такая история о паромах, которые вопреки санкционной политики будет курсировать между Стамбулом и крымскими портами. Является ли это признанием-непризнанием?
Вопрос, опять-таки, ведения бизнеса. Ведь турецкие компании очень активны в целом на постсоветском пространстве.
Поэтому, я думаю, что здесь, наверное, Эрдогану не очень-то выгодно, поскольку вопрос взаимоотношений между Россией и Украиной, он не лежит в плоскости того же самого Ближнего Востока или Черного моря. Это в первую очередь вопрос Донбасса. А здесь Турция, мне кажется, предпочтет все-таки оставаться в стороне.
— В чем тогда может выражаться заинтересованность со стороны Анкары и лично Эрдогана? Для Турции Украина сегодня, это что — туристы, рынок сбыта, стратегический партнер?
— Для Турции, я думаю, интересен, прежде всего, бизнес. Экономически Турция активно взаимодействует с Украиной и в последние годы достаточно плотно.
Кстати говоря, сегодня появилась информация об очередном военном транспортнике Ил-76, уничтоженном в Ливии — как и два предыдущих подбитых там самолета он, как выясняется, через какие-то хитрые фрахтования тоже связан с Украиной. И перевозил он как раз оружие из Турции с Триполи.
Так что здесь, наверное, в целом можно говорить о различных связях…
Однако я не думаю, что этот визит имеет какое-то специальное значение. В конце концов, Зеленский стал президентом недавно, и он просто в силу своей должности будет потихонечку объезжать разные страны.
В любом случае, турецко-украинские отношения, они важны для обеих стран. И, в первую очередь, здесь играет роль экономический аспект. Потому что Украина достаточно большое восточно-европейское государство. И Турция не может его игнорировать в угоду опять-таки каким-то другим отношениям.
Поэтому в контексте той многовекторности турецкой политики можно, в принципе, считать Украину, в каком-то смысле, и соседом Турции, если мы говорим о широком геополитическом формате.
Но говорить о том, что этот визит Зеленского имеет какое-то стратегическое значение в контексте конкретных процессов, я думаю, нет никаких оснований.
— О тонкостях восточной дипломатии, как известно, ходят легенды… Но не будут ли наши интересы здесь ущемлены?
— Она всем свойственна, эта тонкая дипломатия. Мы тоже называли Эрдогана врагом после того, как турки сбили наш самолет. А теперь он — друг, как бы.
Это сложная такая история. Поэтому я думаю, что здесь есть вполне конкретный практический интерес.
То есть не имеет смысла говорить о дружбе, которой не бывает, или о союзнических отношениях, которые имеют сложный характер, есть только сила и интерес — два главных фактора во внешней политике государств. И мы здесь имеем дело с хитросплетением различных интересов, в разных регионах. И в Черноморском, и в целом на Ближнем Востоке… и т. д., где у России, Турции и Украины, в том числе, свои интересы.
Где-то они пересекаются, где-то противоречат друг другу, где-то, наоборот, идут в одном фарватере.
Даже СМИ, в общем, по-разному реагируют… Одни в своих статьях гневно обрушиваются на турецкие курорты. И тут же другие хвалят Анкару за приобретение С-400, и мечтают о выходе Турции из НАТО.
В это же самое время турецкие газеты подвергают критике что-нибудь в России… и т. д.
Это очень сложный процесс. И, наверное, не стоит здесь испытывать каких-то иллюзий. Исходить следует из того, что у каждой амбиционной страны, которая претендует на лидерство региональное, есть определенные козыри и определенные интересы, которые, опять-таки, как я уже сказал, или соприкасаются, или пересекаются.
Это такая тонкая дипломатия, шахматная игра, в которой каждый преследует свои интересы. Потому не стоит ждать от кого-то какой-то последовательности.
В конце концов, я точно знаю, что у Турции, и лично у Эрдогана своя игра — региональная, в том числе. До Восточной Европы им чуть подальше, но, тем не менее, они тоже стараются играть на этом поле. И извлекать свою выгоду — политическую и экономическую.
Опять-таки, повторю: не стоит ожидать чего-то слишком значительного, в том числе, и в турецко-украинском сотрудничестве. Если Россия продала Турции С-400, например, а Турция — член НАТО, мне кажется, это куда более важный момент, чем украинско-турецкие отношения.
— Но турки ведь поставила Украине партию ударных беспилотников Bayraktar TB2…
— Да, поставили. Все друг другу поставляют беспилотники — это сейчас ходовой товар. И еще, пожалуй, бронемашины. Потому что в локальных конфликтах, которые мы сейчас наблюдаем, используют, в общем-то, максимально простые переносные легкие системы.
И достигают большого успеха в партизанской войне. И, в принципе, это, наверное, проще, чем покупать танки и самолеты сейчас.
Поэтому такие страны, которые еще недавно сами закупались активно, они имеют хорошие перспективы вот эти рынки каким-то образом наполнять.