1. Человек. Личность. Гражданин.
1. Человек-индивид – биологическая единица. Социально
и культурно несформированный человек-индивид не может быть встроен в сложные
социальные взаимоотношения в обществе, поэтому не может быть полноценной частью
общества. С целью формирования
человека-личности из человека-индивида, и общество, и государство должны
выполнять социально-культурные функции по: здравоохранению, образованию,
воспитанию, культурно-традиционной и социальной адаптации.
2. Человек-личность начинается: с любопытства – желания познания окружающего мира и себя, с возникновения искреннего интереса
к самой жизни и окружающим людям, терпимости к их недостаткам. Формирование личности это: понимание
морально-нравственных норм и культурных традиций, желание читать,
анализировать, учиться, постигать и самосовершенствоваться, желание реализовать
свои возможности и знания, стремление к созиданию и творчеству. По причине
своей несовершенной природы: непредсказуемости, нестабильности и
противоречивости желаний, человек-личность не может быть полноценной
составляющей для сложной социально-политической архитектуры государства. Для
организации и управления обществом, минимизации разрушительной составляющей
природы человека, государству необходимо приведение личности в статус гражданина
– функция института гражданства.
3. Человек-гражданин. Настоящим гражданином своего
государства человека делает его добровольное принятие и взаимосвязь с
интересами гражданского общества и государства. Формирование гражданина начинается: c понимания своей гражданской
роли, прав и обязанностей, ответственности перед обществом и государством; с
понимания элементарных политических, экономических, юридических основ
государственного устройства; с понимания закономерностей, причин и следствий
основных процессов, происходящих в государстве. С осознания своей гражданской
ответственности за свой личный выбор, решения и поступки; с понимания смысла и
приоритета категорий: «общее-частное», «свобода-ответственность», «государство-закон»,
«право-обязанность»; с формирования своей гражданской позиции. Формирование адекватной личной гражданской
позиции требует: душевного и эмоционального равновесия, понимания
реалистичной и прагматичной картины мира, исключения логических конфликтов и
противоречий в своей голове, оценки реальности и объективности Ваших желаний.
Необходимо умение грамотно формировать и формулировать для себя основные
вопросы – чего, лично Вы, хотите от общества и государства, и что Вы можете
предложить обществу и государству?
2. Политика (функция) образования и гражданского воспитания.
1. Образование – есть долгосрочное вложение государства в своих
сограждан, а значит, и в само себя, свое будущее. Основные параметры образования: качество, доступность и характер
предоставления – культура учебного процесса. Для определения параметров образования,
предоставляемого своим гражданам, государство должно решить, с какой целью оно
это делает – потребность, область применения, направления деятельности будущих
кадров, а значит, иметь долгосрочный план собственного государственного
развития. Культура учебного процесса:
это последовательность, системность и методичность учебного процесса, это
уважение государства к воспитателю, учителю, преподавателю, это понимание их
важной социальной роли в будущем для всего государства. Нищие, неуважаемые учителя самые опасные люди на Земле, их месть доходит
до нас через десятилетия.
2. Образование и формирование личности. Тестовая
система, с заранее подготовленными вариантами ответов, плодит людей-функции, не
имеющих широкой картины понимания мира. Отказ от тестовой системы позволяет:
научить детей самостоятельно и творчески анализировать и воспринимать вопросы и
задачи, через призму своей личности; видеть в вопросах и задачах свои
приоритеты и способы их решений; подходить к решению и поиску ответа творчески
и нестандартно; научить детей самостоятельно выстраивать следственно-логические
конструкции своих ответов – давать развернутые ответы; научить детей опираться
на факты и доказательства – отстаивать свое мнение, правильно и корректно
дискутировать и спорить. Защита своего ответа – защита своего мнения и позиции
– путь к формированию сильной личности, а значит, сильного гражданина.
3. Гражданское воспитание реализуется
государством через систему гражданского образования, которая создается
государством при активном содействии институтов гражданского общества – фондов,
общественных и политических организаций, церкви. Гражданское образование
обеспечивает постепенное вовлечение индивида в социум, его становление в
качестве самостоятельного субъекта социальных и политических отношений. Оно
помогает человеку адаптироваться в данной политической системе, учит его
строить свои отношения с властью и обществом на правовой основе. Чтобы стать
гражданином, необходимо знать, как устроено и функционирует демократическое
государство, приобрести навыки политического участия, научиться цивилизованно
обсуждать и решать общественные проблемы. Способствуя усвоению гражданами норм
и правил общественной жизни, гражданское образование обеспечивает
преемственность господствующей системы ценностей, формирует доверительное отношение
к социальному окружению, уважение к существующим политическим институтам и
общественному порядку. Если собственное
государство не заинтересовано в обучении и гражданском воспитании своих
сограждан – этим будут заниматься другие государства, но уже в своих интересах.
Государство, заинтересованное в сильных
и интеллектуальных гражданах, никогда не может быть неправовым или тоталитарным
– умными и грамотными людьми тяжело манипулировать, их тяжело сбить с толку,
запутать или обмануть. Чтобы управлять такими гражданами, им надо
соответствовать – только настоящие граждане-патриоты могут формировать сильную
патриотическую власть – власть государственников.
3. Политика (функция) культуры.
1. Культура – человеческая деятельность в её самых разных проявлениях,
включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания,
накопление человеком и обществом в целом навыков и умений. Источники возникновения культуры: человеческая деятельность,
познание и творчество. Культура – совокупность устойчивых форм человеческой
деятельности, без которых эта деятельность не может воспроизводиться, а значит
– существовать.
2. Национальные культуры – есть комплекс исторически
сложившихся традиций, привычек, социального уклада, родственных связей, языков,
религий и мировоззрений культурно-национальных групп и общин, проживающих на
территории государства и являющихся его гражданами.
3. Социальная роль культуры выражается: в умении
гармоничного и цивилизованного сосуществования всех граждан в одном
государстве, в общей созидательной деятельности на благо всего общества и
государства, в понимании взаимовыгод такого сосуществования и сотрудничества.
4. Оценочная роль культуры выражается: в умении
давать объективную морально-нравственную оценку своим и чужим поступкам, в
определении степени профессионализма – умений, навыков, знаний, в оценке характера тех или иных процессов в
различных сферах человеческой деятельности (управленческая, производственная,
творческая, экономическая, политическая культура).
5. Культурно-национальный потенциал государства – комплекс органично взаимодополняющих национальных культур, в тесной
взаимосвязи и равновесии с производственной, научной, политической, экономической,
социальной, гражданско-правовой культурами. Например, падение производственной
культуры приводит к падению экономической культуры, а затем, и к падению
политической культуры, так как культура политики определяется уровнем культуры
экономики.
6. Культура языка (языков) – основана на
взаимном сочетании и дополнении всех национальных культур, как основных
исторически сложившихся, предоставлении права и возможности развития языков и
диалектов всем культурно-национальным группам, которые проживают на территории
государства и являются её гражданами. Развитие
государственного языка (языков) возможно только совместно с развитием всего
комплекса культурно-национального потенциала. Язык, как средство коммуникации,
становится бессмысленным и деградирует, если нет полезной к передаче информации
– творческих и научных открытий, производственных, экономических и политических
достижений.