Пока на Украине полным ходом готовятся к автокефалии, где основу для новой Церкви составит неканонический Киевский патриархат, стоит вспомнить о структурах последнего на территории России
По данным на начало 2014 года, когда Крым еще не входил в состав России, в России действовало 10 официально зарегистрированных религиозных организаций Киевского патриархата, в том числе одна руководящая. Цифры — Министерства юстиции. При этом еще одна организация, как мы увидим, к тому моменту просто убрала упоминание о принадлежности к филаретовцам из своих документов (но позже — снова «вспомнила»).
Да, в России есть целые епархии Киевского патриархата, объединенные в структуры более высокого уровня. Заглянем, например, в журналы заседания Священного Синода Киевского патриархата от 13 мая 2017 года: «Постановили: Образовать на территории Российской Федерации (в пределах международно признанных границ) Русский экзархат Украинской православной церкви Киевского патриархата. Включить в состав Русского экзархата Украинской православной церкви Киевского патриархата Белгородскую и Богородскую епархии УПЦ Киевского патриархата в Российской Федерации. Назначить экзархом Всероссийским, управляющим Русского зкзархата Украинской православной церкви Киевского патриархата Преосвященного Иоасафа, митрополита Белгородского и Обоянского».
Первый приход Киевского патриархата в России образовался в ходе такого же раскола, который сейчас производит на Украине Константинопольский патриархат путем создания «параллельной» канонической юрисдикции в стране. В апреле 1990 года настоятель Цареконстантиновского прихода Русской православной церкви в Суздале архимандрит Валентин (Русанцов) заявил о переходе с общиной в Русскую православную церковь заграницей (РПЦЗ), в которой уже в январе 1991 года он был посвящен в Брюсселе в епископа Суздальского и Владимирского и стал затем экзархом РПЦЗ в России. Предполагалось, что после появления легальной юрисдикции «зарубежников» в России под названием Российской православной свободной церкви (РПСЦ) в нее начнут необратимо массово переходить духовенство и верующие. Однако этого не произошло.
Между тем, раскольнический дух быстро дал о себе знать и в июне 1993 года Русанцов заявил уже о непризнании решений священноначалия РПЦЗ, официально отделившись от этой Церкви только в октябре 1995 года. Русанцов образовал собственную неканоническую юрисдикцию под прежним названием (в 2001 году перерегистрирована как Российская православная автономная церковь). Однако еще до этого, 18 января 1993 года, Русанцов принял в состав РПСЦ общину Богоявленского собора в подмосковном Ногинске во главе с архимандритом Адрианом (Стариной).
Газета «Радонеж» писала: «Почти одновременно с созданием церковного учебного заведения стали появляться и жалобы на деятельность нового настоятеля. Жаловались алтарники Богоявленского собора, жаловались родители учившихся в гимназии детей, жаловались прихожане храма. О. Адриана обвиняли ни много ни мало — в противоестественном пороке». Как утверждало 9 сентября 2015 года интернет-издание «Русская планета», ссылаясь на протоколы Архиерейского собора РПЦЗ 1993 года, в 1991 году против Адриана было возбуждено уголовное дело о домогательствах к двум подросткам-алтарникам, один из которых затем от моральных травм повесился.
Ряд данных, приведенных «Русской планетой», выглядит особенно скандально: Адриан опаивал своих алтарников прямо в храме в дни крупных церковных праздников и там же устраивал оргии.
«Летом 1992 года, — продолжает «Радонеж», — началось судебное разбирательство по фактам домогательств со стороны Адриана к алтарникам и другим подчиненным ему юношам, трудившимся на приходе. Однако ни к чему оно не привело: у архимандрита действительно сложились крепкие связи с сильными мира сего. Скандальное дело удалось замять. Однако в Ногинском благочинии терпеть запятнавшего себя столь отвратительными проступками клирика уже не желали».
14 сентября 1992 года клир Ногинского благочиния практически единогласно (24 из 27 голосов) поддержал обращение к правящему архиерею об устранении Старины, которое 1 октября 1992 года было рассмотрено епархиальным советом Московской области, после чего митрополит Крутицкий Ювеналий (Поярков) издал указ о снятии скандального архимандрита с поста настоятеля собора и переводе за штат «за недостойное поведение, выразившееся в различных действиях, порочащих высокое звание пастыря и христианина».
Старина указ не признал, с поста настоятеля не ушел, забаррикадировавшись в соборе с группой фанатично преданных (либо финансово заинтересованных, так как через его руки к тому времени проходили огромные суммы денег) сторонников. После того, как 10 января 1993 года патриарх Алексий II своим указом перевел Старину в Ульяновскую епархию, архимандрит поспешил найти себе легитимное пристанище у «зарубежников».
Впрочем, информация о его специфических наклонностях быстро стала известна и там. 18 марта 1993 года церковный суд Московской епархии РПЦЗ под руководством епископа Каннского Варнавы (Прокофьева) поставил вопрос о том, что «свидетельства о его тяжких нравственных преступлениях делают невозможным его служение в ограде церковной».
11 мая 1993 года Архиерейский собор РПЦЗ отменил решение о принятии Старины в юрисдикцию этой Церкви, отметив: «Архимандрит Адриан пользовался плохой славой еще на своем старом приходе, а в Ногинске против него возбуждено было уголовное дело за растление малолетних церковных прислужников. Все происходящее безобразие пошатнуло веру многих… Когда патриархия намеревалась его перевести на другой приход, архимандрит Адриан перешел в юрисдикцию Российской свободной церкви в Суздальскую епархию. Происходит, таким образом, дискредитация нашей Церкви».
27 декабря 1993 года этот деятель был радостно принят в Киевском патриархате. Честолюбивый Старина, давно мечтавший о епископском посохе, добился того, что 6 февраля 1994 года в Киеве его хиротонисали в правящего епископа Днепропетровско-Запорожской епархии (родился он как раз в Днепропетровске). Вслед за этим 8 февраля 1994 года на базе общины Богоявленского собора и действующих при нем Свято-Тихвинского женского монастыря и Ногинской духовной семинарии была создана Богородская епархия (Богородск — дореволюционное название Ногинска) Киевского патриархата, которую Старина также возглавил с титулом «Московского и Богородского», совместив таким образом управление одновременно двумя епархиями в двух странах.
В 1995 году Старина вошел в состав Священного Синода Киевского патриархата. Впрочем, даже там через время поняли, кого пригрели у себя на груди. На прошедшем 17-18 марта 2011 года заседании Священного Синода Киевского патриархата Филарет выступил с отдельным докладом «О ситуации в Днепропетровской епархии».
В журналах Синода Киевского патриархата сообщалось: «По просьбе Преосвященного митрополита Адриана (Старины) Днепропетровская епархия (ранее в 1999 году Днепропетровско-Запорожская была разделена на Днепропетровскую и Запорожскую, первую из которых возглавил Старина, получивший в 2002 году сан митрополита. — Прим. Ред.) была разделена на Днепропетровскую и Криворожскую. Преосвященный митрополит Адриан (Старина) был назначен управляющим Криворожской епархией. В состав этой епархии не был включен город Днепропетровск, который входит в состав Днепропетровской епархии. По настоятельной просьбе Преосвященного митрополита Криворожского и Никопольского Адриана в его управлении в качестве исключения были оставлены храмы.
ап. Петра и Павла и св. пророка Божия Илии в г. Днепропетровске (Журнал № 22 заседания Священного Синода от 21 октября 2009 г.)».
А дальше Старина проявил свой интриганский нрав: «Вопреки духу и букве решения Священного Синода митрополит Криворожский и Никопольский Адриан на базе оставленных в его управлении в качестве исключения храмов в городе Днепропетровске образовал в составе вверенной ему епархии «Днепропетровское благочиния», чем вмешался в юрисдикцию Днепропетровской епархии. От имени этого благочиния он действует как епархиальный архиерей в городе Днепропетровске, чем также нарушает юрисдикцию Днепропетровской епархии и вызывает недоразумение в церковной жизни». Филаретовский Синод послал ему недвусмысленный сигнал перестать вмешиваться в чужие дела и начать выполнять указания руководства.
В том же году скандальный митрополит исчез из числа членов Священного Синода Киевского патриархата. Очевидно, в связи с этим Старина решил теперь «кинуть» и принявшего его в тяжелый час Филарета, проведя 14 ноября 2011 года перерегистрацию Богородской епархии и убрав при этом из ее названия упоминание о принадлежности к Киевскому патриархату (она стала просто некоей «Украинской православной церкви»).
В итоге, поскольку публично о письме Старина особо не распространялся, он решил «тихой сапой» вернуться в ряды филаретовцев и даже прибыв со своими приверженцами для участия в проходившем 26-28 июля 2013 года в Киеве Поместном соборе Украинской православной церкви.