Новостной обзор

Хроника специальной военной операции на утро: 19 апреля 2024
52
Самые актуальные новости Казахстана на утро: 19 апреля 2024
52
Самые актуальные новости Белоруссии на утро: 19 апреля 2024
52
Николаев: Дайджест за 18.04.2024 от николаевских граждан
78
Новости новых субъектов РФ: 18 апреля 2024
87
Главные события ближнего зарубежья: 18 апреля 2024
83
Молдавия: главные новости к этому часу: 18 апреля 2024
78

Лента новостей

20:44 18-04-2024
В бундестаге призвали позволить Украине нанести удар по Минобороны России
18:21 18-04-2024
Киев запросил экстренные поставки электроэнергии из Румынии, Польши и Словакии
17:50 18-04-2024
Украинское правительство хочет интегрировать западные языки в общество
17:45 18-04-2024
Соратница Трампа предложила каждому конгрессмену, кто поддержит новый пакет помощи Украине, вступить в ВСУ
14:51 18-04-2024
Джонсон назвал Россию, Китай и Иран осью зла и заявил о необходимой помощи Украине
14:21 18-04-2024
160 украинских детей, которых считали вывезенными в РФ, нашлись в Германии
12:10 18-04-2024
Премьер-министр Катара заявил о стремлении пересмотреть посредничество между ХАМАС и Израилем
12:05 18-04-2024
Россия ужесточает миграционную политику
11:26 18-04-2024
ЕС платит за импорт газа в четыре раза больше, чем США и Китай
11:05 18-04-2024
Казахстан хочет отсудить у западных нефтяных гигантов $150 миллиардов
08:29 18-04-2024
Президент Ирана: Наша операция была ограниченной
06:39 18-04-2024
Франция стала главным покупателем российского газа среди европейских стран
21:16 17-04-2024
Новый законопроект Конгресса США предписывает президенту договориться с Киевом о возврате денег
20:36 17-04-2024
На Украине новый способ «списывания» уголовных дел
18:49 17-04-2024
Столтенберг призвал страны НАТО отправить Киеву дополнительные системы ПВО
18:43 17-04-2024
Урсула фон дер Ляйен выразила желание руководить европейским ВПК
Все новости

ВосходИнфо » Аналитика / Прогнозы » Политика и Геополитика » Китайская железная дорога обходит Россию

Китайская железная дорога обходит Россию

Пекин продолжает наращивать свое влияние на постсоветском пространстве. Спустя два десятилетия согласований и проволочек активизировался проект строительства железнодорожной магистрали «Китай – Киргизия – Узбекистан».

Данная инициатива Поднебесной вызывает к себе весьма неоднозначное отношение.

В целом, проект вписывается в общую концепцию «Один пояс – один путь». Китайское руководство совершенно справедливо опасается, что в случае осложнения отношений с Вашингтоном его морская торговля будет блокирована, поэтому выстраивает альтернативные сухопутные маршруты к основным рынкам сбыта. Кратчайший железнодорожный путь в Европу из КНР лежит через территорию Казахстана и России. Основной проблемой является относительно невысокая пропускная способность БАМа и скорость передвижения грузов.

Решить ее, по идее, должна альтернативная магистраль через Киргизию и Узбекистан дальше в Туркмению, Иран, Афганистан и Турцию с выходом на Европу. Путь неблизкий, и есть проблемы с некоторыми транзитерами. Например, власти Киргизии были против перехода на более узкую железнодорожную колею от советского стандарта. Взамен китайские лоббисты обещали Бишкеку гарантированный доход от перевалки грузов в размере 200 миллионов долларов в год. Однако общая экономическая целесообразность данного маршрута в обход Казахстана и России вызывает сомнения. Так, эксперт по вопросам инфраструктуры Центральной Азии Кубат Рахимов поясняет:

Ни о каком трансконтинентальном железнодорожном транзите из Китая в Европу через Кыргызстан речи быть не может. Вдумайтесь, на маршруте будет восемь госграниц, две процедуры смены колесных пар: сначала на кыргызско-китайской границе, а затем на туркменско-иранской, и еще две паромные переправы в Турции через озеро Ван и через Босфорский пролив.

Действительно, получается очень длинное логистическое плечо и масса накладных расходов, которые сделают перевозимые товары если не «золотыми», то «серебряными». При этом, как отмечает эксперт, соседний Казахстан в состоянии вставить палки в колеса конкурирующему проекту, просто снизив тарифы на транзит по собственной железнодорожной сети. Так просто Нур-Султан свои позиции сдавать не будет. На первый взгляд, вместо «Нового Шелкового Пути» получается нечто невразумительное. Но есть и иные объяснения данной инициативе.

Во-первых, железная дорога – это «проекция экономической экспансии», как в свое время было при освоении просторов Америки и русской Сибири. Строить магистраль будет китайская компания. Озвучивалась идея, что взамен в Киргизии Пекину будут предоставлены территория и ресурсы страны для их разработки на ближайшие 50 лет. Данная информация уже вызвала возмущение среди местного населения и ряда независимых экспертов. Если железная дорога будет использоваться не столько для транзита в ЕС, сколько для вывоза сырья из стран, через которые она пройдет, это может многое объяснить.

Во-вторых, сложно не увидеть ее военного назначения. На фоне обострения отношений с США, Пекин явно не против «прорубить окно» в Иран. И КНР, и Исламская Республика могут быть легко заблокированы с моря американским военным флотом, поэтому возможность обзавестись сухопутной надежной связью межу ними дорогого стоит. В прошлом году сообщалось, что Пекин инвестировал в иранский нефтегазовый сектор 280 миллиардов долларов, а еще 120 миллиардов намерен вложить в его транспортную инфраструктуру.

Помешать Китаю в его проектах Россия не может. Нашей стране остается наблюдать, как китайцы наращивают экспансию на постсоветском пространстве. Более того, в прошлом году Москва сама выделила 200 миллионов рублей на технико-экономическое обоснование маршрута магистрали, который должен был учесть интересы и Пекина, и Бишкека. Такая вот геополитика.
1-09-2016, 13:02
Банк БРИКС задумался о финансировании железнодорожной магистрали Москва — Казань
14-04-2020, 12:31
Россию и Норвегию свяжет первая железная дорога
19-06-2019, 07:40
В Китае развернулась борьба за доставку грузов «Стальным путем»

Добавьте комментарий

  • Смайлы и люди
    Животные и природа
    Еда и напитки
    Активность
    Путешествия и места
    Предметы
    Символы
    Флаги
Войти через
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Наверх