Новостной обзор

#Событиядня 27.03.2017
67
Роботы против американцев и традиционный прыжковый ритуал
88
#Событиядня 24.03.2017
132
#Событиядня 22-23.03.2017
81
#Событиядня 21.03.2017
129

Лента новостей

19:35 28-03-2017
Пассивисты из «С14» масках Путина и Ельцина ворвались в киевский ТРЦ «Район»
19:07 28-03-2017
Путин одобрил закон о запрете нежелательным зарубежным НКО создавать юрлица
19:00 28-03-2017
Суд выдворил из России раввина Сочинской городской еврейской общины
18:56 28-03-2017
Путин подписал закон об использовании интернета для переписи населения
17:43 28-03-2017
Новая политика ЕС и желание сотрудничать с Россией. Ну, наконец-то!
17:24 28-03-2017
Сергей Лавров: русские своих в беде не бросают
14:39 28-03-2017
Для граждан Грузии начал действовать безвизовый режим с Евросоюзом
14:24 28-03-2017
Спикер Рады предрек вторжение России на Украину через территорию Белоруссии
13:31 28-03-2017
Общественная палата РФ запускает горячую линию по мониторингу цен на лекарства
13:26 28-03-2017
Песни и пляски: Савченко предлагает провести «Евровидение» на Донбассе
16:55 27-03-2017
Украина остается без ядерного топлива
14:59 27-03-2017
В Киеве раскрыли причину переноса встречи Трампа и Порошенко
14:58 27-03-2017
ФСБ разоблачила крупную группу торговцев оружием
14:24 27-03-2017
Москва запросила спецбрифинг в СБ ООН из-за ударов США по Мосулу
17:53 26-03-2017
Иран ввел санкции против 15 американских компаний
Все новости

Архив публикаций

«    Март 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 


» » Промышленность Донбасса: восстановление и развитие – всем смертям назло

Промышленность Донбасса: восстановление и развитие – всем смертям назло


Донбасс ещё в советское время стал одним из ведущих научно-промышленных регионов. Правда, два десятилетия самостийности новоявленные украинские олигархи провели под девизом «Максимум прибыли здесь и сейчас – минимум вложений в будущее».
 
Однако серьёзный потенциал для успешного самообеспечения и экспортной деятельности к началу майданного переворота ещё сохранялся.

По официальным данным Государственной службы статистики Украины, в 2013 г. (последнем мирном) Донецкая и Луганская области занимали соответственно 2-е и 5-е места по объёму реализованной промышленной продукции на душу населения. Динамика же прироста валового регионального продукта в течение 2011-2013 гг. не опускалась ниже 15%.

А как обстоят дела сейчас, после разрушительных военных действий и двухгодичной блокады со стороны Украины? Способен ли Донбасс выйти на уровень устойчивого развития самостоятельно? Каковы основные факторы этого развития?

Объективный материал для ответа на вопросы даёт вышедшая в свет в июле 2016 г. книга «Республика индустриальная», подготовленная Министерством промышленности ЛНР.

Прежде всего, следует учесть, что около 80% предприятий республики вследствие военной агрессии со стороны Украины в мае-августе 2014 г. получили повреждения различной тяжести. Тем не менее уже в 2015 г. было запущено, по официальной статистике, 275 производств из 514, которые зарегистрированы в ЛНР.

Несколько легче ситуация в соседней республике. Об этом в недавнем интервью для РИА «Новости» сообщил министр промышленности ДНР Алексей Грановский: «Среди предприятий машиностроения порядка 50% было повреждено обстрелами со стороны ВСУ, в химической и фармацевтической отрасли порядка 10-15%, в металлургической порядка 20-25%».

При этом надо чётко понимать, что в большинстве случаев речь идёт лишь о частичном возобновлении работы. Ведь проблема не только в разрушениях, которые постепенно ликвидируются силами трудовых коллективов и при содействии республиканских властей, которые, в свою очередь, опираются на весомую материальную помощь от России. Почти весь 2015 г., пока не было налажено энергоснабжение из РФ, производственные мощности предприятий ЛНР существенно сдерживались лимитами на получение электричества от главного энергопоставщика Луганщины – Счастьенской ТЭС.

Ещё по первому минскому договору её должны были вернуть Луганской народной республике. Однако оккупировавший её летом 2014 г. карательный батальон «Айдар» не только отказался выполнить взятые на себя Киевом обязательства, но и заминировал станцию, угрожая взорвать её, «если что не так». Сейчас её контролируют ВСУ, но рубильником они распоряжаются по своему усмотрению.
Подобные трудности испытывает и ДНР. В вышеупомянутом интервью министр промышленности ДНР Алексей Грановский привёл следующие данные: «На сегодняшний день промышленные предприятия используют от 1 до 40% своих производственных мощностей, и это дает возможность предприятиям с трудом оставаться на плаву». По его словам, это связано также с продолжающимися боями, блокадой со стороны Киева, уменьшением рынков сбыта и проблемами с поставками сырья.

Ещё один сдерживающий развитие промышленности фактор – неопределённость политико-юридического статуса республик. Большая часть экспортной продукции предприятий Донбасса является высокотехнологичной, подлежащей сертификации и таможенному оформлению. Примечание 1 к Комплексу мер по выполнению минских соглашений от 12 февраля 2015 года предусматривает, что «государство оказывает поддержку социально-экономическому развитию отдельных районов Донецкой и Луганской областей». Украинские представители подписались под этим, но уже 1,5 года Киев в ущерб собственному бюджету категорически отказывается выдавать сертификаты и экспортные разрешения фирмам, работающим в ЛНР и ДНР.

Типичным примером является печальная судьба Луганского тепловозостроительного завода. Это было крупнейшее предприятие СССР по выпуску магистральных тепловозов и электровозов. С трудовым коллективом более 40 тыс. человек. Несмотря на все вывихи самостийного безвременья, завод сохранял ведущие технологические позиции и в начале ХХI века.

Второе дыхание «Лугансктепловоз» получил в 2007 г. после покупки контрольного пакета его акций российской компанией «Трансмашхолдинг». Однако сейчас кислород снова перекрыт. Дело в том, что «Трансмашхолдинг», в свою очередь, принадлежит компании The Breakers Investments B.V, зарегистрированной в Амстердаме. Соответственно, и кредитуются они в западных банках. Поэтому никакие официальные связи и экспортно-импортные операции с непризнанными государственными образованиями для них недопустимы.

В результате от 6-тысячного (по состоянию на начало 2014 г.) высококвалифицированного коллектива «Лугансктепловоза» на сегодняшний день осталось около 2 тыс. А завод, который мог бы делать лучшие (по соотношению цена-качество) на постсоветском пространстве тепловозы, выживает за счёт ремонта подвижного состава ЛНР и ДНР, а также производства запчастей.

Следующий минус-фактор – это бегство от войны топ-менеджмента и оставление своих компаний владельцами. Характерным примером служат злоключения трудового коллектива ООО «Праймтранс компани», которое базируется в Стаханове и специализируется на региональных грузоперевозках и ремонте транспортных средств.

Когда начались боевые действия, хозяева сбежали, прихватив оргтехнику, документацию, печати, двухмесячную зарплату и оформив на предприятие многомиллионные кредиты. Вследствие их невыплаты компания досталась новому владельцу, зарегистрированному в офшорах на Виргинских островах. Возможно, реальный собственник остался прежним, а вся махинация была затеяна для присвоения кредитных средств и их вывода за рубеж.

Однако это выяснится позже, а всё время войны и блокады трудовой коллектив (более 300 человек!), самоорганизовавшись, терпеливо сохранял имущество и транспортный парк своей компании. Сегодня «Праймтранс компани» готова к работе, её услуги очень нужны обеим республикам, но неопределённость принадлежности предприятия не даёт этого сделать. Номинальный собственник то заявит о своих правах и планах возобновить деятельность, то исчезнет, как утренний туман.

Очевидно, в таких условиях единственным разумным выходом является введение временной республиканской администрации. Именно с этой просьбой трудовой коллектив и обратился к руководству ЛНР. Сейчас вопрос решается. Этот путь уже успешно прошёл Стахановский завод ферросплавов, де-факто, но не де-юре брошенный пресловутым Коломойским ещё в 2014 г. Сейчас все его производства полностью готовы к работе. Однако временная администрация не обладает некоторыми правами юридического лица – поэтому не может официально поставлять продукцию даже в Россию.

В рыночной (капиталистической) экономике вопросы собственности очень чувствительные, и скорые революционные решения при всей тактической пользе могут оказаться стратегически проигрышными.

В ДНР пошли на более радикальные шаги. 24 июня 2016 г. Народный совет (республиканский парламент) принял закон о национализации. Собственностью республики объявлены все предприятия и железная дорога.
 
Однако этот закон пока носит декларативный характер. Видимо, он задуман как Дамоклов меч над головами олигархов, побуждающий собственников скорее определиться с судьбой принадлежащих им производств, которые находятся на территории республики.
 
В пользу этого предположения говорит тот факт, что данный закон до сих пор не размещён на сайте Народного совета ДНР.
 
Все по теме: Новороссия

АКТУАЛЬНО

Добавьте комментарий

  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Войти через
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Наверх