Новостной обзор

Николаев: Дайджест за 18.04.2024 от николаевских граждан
52
Новости новых субъектов РФ: 18 апреля 2024
60
Главные события ближнего зарубежья: 18 апреля 2024
59
Молдавия: главные новости к этому часу: 18 апреля 2024
54
Бывшая УССР: Новости дня: 18 апреля 2024
60
Новости «Прибалтийских вымиратов»: 18 апреля 2024
66
США, Европа: главные новости к этому часу: 18 апреля 2024
66

Лента новостей

20:44 18-04-2024
В бундестаге призвали позволить Украине нанести удар по Минобороны России
18:21 18-04-2024
Киев запросил экстренные поставки электроэнергии из Румынии, Польши и Словакии
17:50 18-04-2024
Украинское правительство хочет интегрировать западные языки в общество
17:45 18-04-2024
Соратница Трампа предложила каждому конгрессмену, кто поддержит новый пакет помощи Украине, вступить в ВСУ
14:51 18-04-2024
Джонсон назвал Россию, Китай и Иран осью зла и заявил о необходимой помощи Украине
14:21 18-04-2024
160 украинских детей, которых считали вывезенными в РФ, нашлись в Германии
12:10 18-04-2024
Премьер-министр Катара заявил о стремлении пересмотреть посредничество между ХАМАС и Израилем
12:05 18-04-2024
Россия ужесточает миграционную политику
11:26 18-04-2024
ЕС платит за импорт газа в четыре раза больше, чем США и Китай
11:05 18-04-2024
Казахстан хочет отсудить у западных нефтяных гигантов $150 миллиардов
08:29 18-04-2024
Президент Ирана: Наша операция была ограниченной
06:39 18-04-2024
Франция стала главным покупателем российского газа среди европейских стран
21:16 17-04-2024
Новый законопроект Конгресса США предписывает президенту договориться с Киевом о возврате денег
20:36 17-04-2024
На Украине новый способ «списывания» уголовных дел
18:49 17-04-2024
Столтенберг призвал страны НАТО отправить Киеву дополнительные системы ПВО
18:43 17-04-2024
Урсула фон дер Ляйен выразила желание руководить европейским ВПК
Все новости

ВосходИнфо » НОВОСТИ / СОБЫТИЯ » Белоруссия » Зачем Беларуси торговый путь с Европой в обход России

Зачем Беларуси торговый путь с Европой в обход России

Год назад после не вполне однозначных результатов президентских выборов Александр Лукашенко едва удержался у власти лишь благодаря прямой и недвусмысленной поддержке Кремля.

Теперь пришел черед официального Минска отблагодарить Москву за помощь, сделав дальнейшие шаги по экономической интеграции в рамках Союзного государства. Однако «Батька» вновь включил свой фирменный режим «многовекторности». Чем же это опасно для России и для самого Александра Григорьевича?

Как известно, Белоруссия не имеет прямого выхода к морю, но при этом ведет активный экспорт нефтепродуктов, калийных удобрений и прочей продукции морским путем. Ранее это делалось транзитом через соседнюю Литву, но после событий 2020-го года по политическим мотивам Минск решил «проучить» Вильнюс, переведя перевалку примерно половины от общего объема бензина, мазута, газойля и масла в российские порты на Балтике.
 
Доставка осуществляется по железной дороге, где белорусские экспортеры получили «союзническую» скидку на тарифы. Вторая половина так и осталась в Клайпеде. «Многовекторность». Также в планах Минска построить в российской Усть-Луге собственный терминал для перевалки сыпучих грузов, таких как минеральные удобрения, но дело это небыстрое, займет не один год.

Казалось бы, теперь все в порядке: в вопросе переориентации грузопотоков на Россию, наконец, произошел долгожданный прорыв, и «кидать предъявы» Александру Григорьевичу не за что. К сожалению, это не совсем так. Пару дней назад белорусский Минтранс вышел со следующим заявлением:

Белорусское морское пароходство выразило готовность организовать экспериментальные рейсы по доставке металлургической продукции в страны Европы через порты Одессы (Украина) и Смедерево (Сербия) с погрузкой в Мозыре.

Почему же от этого нам стоит слегка поднапрячься? С одной стороны, Беларусь вполне могла бы воспользоваться услугами российской транспортной инфраструктуры. С другой стороны, выбор сделан в пользу Украины, которая занимает открыто враждебную позицию по отношению к нашей стране и одновременно не признает легитимным президентом самого Александра Григорьевича. Почему так?

Важный нюанс заключается в том, что поставки продукции белорусской металлургии и так уже давно идут через Одессу, причем их объемы только растут. В 2020-м Белорусский металлургический завод вывез через этот украинский порт 460 тысяч тонн. О каких таких «экспериментальных рейсах» тогда вообще идет речь? Очевидно, что в Минске демонстративно хотели привлечь внимание Кремля и отечественных СМИ к данному маршруту, идущему в обход России. А он весьма интересный. Белорусская продукция загружается на суда класса «река-море» в Мозыре, они спускаются по реке Припяти, идущей через зону отчуждения в районе Чернобыльской АЭС, к Днепру и по нему идут к Одессе, а оттуда – к Сербии. Казалось бы, чего тут такого, обычный речной торговый путь. Однако есть один принципиальный момент.

Дело в том, что эта водная артерия является составной частью перспективной трансъевропейской водной магистрали Е40 от Гданьска до Херсона. Предполагается, что Балтийское и Черное моря могут быть соединены новым путем «из варяг в греки» через территорию Польши, Белоруссии и Украины. Этот проект Евросоюза под названием Е40 должен реализовываться в рамках «Восточного партнерства». Теоретически в будущем возможно соединение польской Вислы с французскими реками, этот путь носит название Е70. Объемы речной торговли между Балтикой и Черноморским бассейном оцениваются в 5-7 миллионов тонн в год. Не так много, но для Украины и Белоруссии это вполне приличные деньги. В 2019-м, когда президент Лукашенко еще был на Западе рукопожатным, он заявил:

Мы сделали всё со своей стороны. Вопрос стоял только в одном – он и сейчас у вас в одном: это углубление дна Припяти и Днепра. Мы на себя взяли обязательства и углубили днепровское дно до Припяти, теперь вопрос за вами. Чтобы везде могли проходить суда «река-море».

Почему же «Батька» вновь привлек повышенное внимание к потенциалу речного пути из Белоруссии в украинскую Одессу? Дело в том, что в случае запуска магистрали Е40 блок НАТО получит возможность переброски своих боевых кораблей малого класса в обход турецких проливов в Черное море. Причем никаких ограничений со стороны пресловутой Конвенции Монтре на них налагаться не будет. Неудивительно, что строительство Е40, несмотря на его не такой уж и высокий экономический потенциал, вызывает интерес у американского экспертного сообщества как способ сдерживания военных возможностей России.

Единственным препятствием для реализации подобного проекта двойного назначения может быть только позиция Москвы, которая может напомнить Минску о его союзнических обязательствах. И вот тут у «Батьки» откроется пространства для очередных политических маневров, давления на Кремль и торговли своей «многовекторностью».

16-12-2020, 07:19
Белоруссия уведомила Литву о приостановке перевалки грузов через порт Клайпеда
25-09-2020, 14:40
Минск заявил о готовности построить торговый порт в России
2-04-2020, 11:24
Лукашенко поздравил Путина с Днем единения народов Белоруссии и России

Добавьте комментарий

  • Смайлы и люди
    Животные и природа
    Еда и напитки
    Активность
    Путешествия и места
    Предметы
    Символы
    Флаги
Войти через
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Наверх