Новостной обзор

Хроника специальной военной операции на утро: 19 апреля 2024
90
Самые актуальные новости Казахстана на утро: 19 апреля 2024
85
Самые актуальные новости Белоруссии на утро: 19 апреля 2024
93
Николаев: Дайджест за 18.04.2024 от николаевских граждан
107
Новости новых субъектов РФ: 18 апреля 2024
117
Главные события ближнего зарубежья: 18 апреля 2024
108
Молдавия: главные новости к этому часу: 18 апреля 2024
102

Лента новостей

20:44 18-04-2024
В бундестаге призвали позволить Украине нанести удар по Минобороны России
18:21 18-04-2024
Киев запросил экстренные поставки электроэнергии из Румынии, Польши и Словакии
17:50 18-04-2024
Украинское правительство хочет интегрировать западные языки в общество
17:45 18-04-2024
Соратница Трампа предложила каждому конгрессмену, кто поддержит новый пакет помощи Украине, вступить в ВСУ
14:51 18-04-2024
Джонсон назвал Россию, Китай и Иран осью зла и заявил о необходимой помощи Украине
14:21 18-04-2024
160 украинских детей, которых считали вывезенными в РФ, нашлись в Германии
12:10 18-04-2024
Премьер-министр Катара заявил о стремлении пересмотреть посредничество между ХАМАС и Израилем
12:05 18-04-2024
Россия ужесточает миграционную политику
11:26 18-04-2024
ЕС платит за импорт газа в четыре раза больше, чем США и Китай
11:05 18-04-2024
Казахстан хочет отсудить у западных нефтяных гигантов $150 миллиардов
08:29 18-04-2024
Президент Ирана: Наша операция была ограниченной
06:39 18-04-2024
Франция стала главным покупателем российского газа среди европейских стран
21:16 17-04-2024
Новый законопроект Конгресса США предписывает президенту договориться с Киевом о возврате денег
20:36 17-04-2024
На Украине новый способ «списывания» уголовных дел
18:49 17-04-2024
Столтенберг призвал страны НАТО отправить Киеву дополнительные системы ПВО
18:43 17-04-2024
Урсула фон дер Ляйен выразила желание руководить европейским ВПК
Все новости

ВосходИнфо » НОВОСТИ / СОБЫТИЯ » Бывшая УССР » Дыра в украинском бюджете превысит 50 миллиардов

Дыра в украинском бюджете превысит 50 миллиардов

На днях бывший заместитель министра экономики Украины и нынешний руководитель по политическим вопросам Киевской школы экономики Павел Кухта сообщил о том, что только за прошлую неделю непрофинансированные расходы государственного бюджета Украины увеличились на два миллиарда гривен, достигнув 9,4 миллиарда. Причем три миллиарда из этой суммы — это т. н. защищенные статьи расходов.

Защищенными, согласно Бюджетному кодексу Украины, признаются расходы, объем которых не может изменяться при сокращении утвержденных бюджетных назначений. То есть если информация экс-замминистра верна, то налицо нарушение бюджетного законодательства.

Ранее мы писали об изменении Украиной модели финансирования бюджетного дефицита. Если в 2019 году она была основана главным образом на привлечении на рынок облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ) спекулятивных капиталов под высокий процент, то в 2020 году было решено финансировать дефицит преимущественно через тот же рынок, но эмиссионным путем. Но, похоже, в полной мере использовать печатный станок Национального банка Украине не позволил МВФ. А фактический провал в получении кредитов самого фонда, который мы прогнозировали, привел к полной разбалансированности бюджета: предусмотренные законом расходы не будут профинансированы даже при необъявлении второго локдауна. Если же украинские власти решатся на вторую жесткую остановку экономики, масштабы бюджетной дыры почти наверняка превысят 100 миллиардов гривен.

Слухи о том, что Казначейство работает "в режиме картотеки", то есть ручного управления финансированием расходов с постановкой в очередь части из них, ходили уже пару недель. Упомянутый Павел Кухта подтвердил, что так оно и есть:

"Люди из системы (Казначейства.) говорят, что с 9 ноября казна работает в режиме картотеки — до ночи сводят поступления, наутро формируют пул расходов, которые будут профинансированы, все остальное откладывают".

По его словам, такой практики "не было как минимум лет десять". На самом деле — гораздо больше. Подобное еще могло случаться в декабре, в самом конце года, причем в последние три года случалось стабильно. Но включения ручного режима управления расходами в начале ноября в XXI веке точно не было.

Для выхода из сложившейся ситуации бывший заместитель министра экономики, как и положено калиброванному "соросенку" (в прошлое правительство он попал именно по квоте внешних управляющих, а ныне числится в "соросовской" Киевской школе экономики), видит только один путь: срочное возобновление сотрудничества с МВФ путем немедленного выполнения всех требований фонда. Но на самом деле уже даже в офисе президента признали, что в этом году Украине траншей МВФ не видать. Причем сделал это коллега Кухты по "соросятскому" сообществу и бывший шеф по Министерству экономики, а ныне советник главы офиса президента Тимофей Милованов. Так что в перспективе этого года МВФ сбалансировать украинский бюджет точно не поможет.

Крайне показательно не только рано начавшееся в этом году ручное управление расходами со стороны Казначейства, но и накопление им долгов по защищенным статьям расходов. К таковым, согласно украинскому законодательству, относятся расходы на:

— оплату труда бюджетников и начисления на зарплату,
— приобретение медикаментов,
— обеспечение продуктами питания,
— оплату коммунальных услуг и энергоносителей,
— обслуживание государственного долга,
— трансферты населению и местным бюджетам,
— меры, связанные с обороноспособностью,
— выплаты по государственным деривативам и т. п.

Разумеется, все перечисленное — в рамках, предусмотренных законом. Тем не менее защищенные статьи — это 80% всех расходов бюджета.

В текущей информации Казначейства не видно, какие именно статьи защищенных расходов оно перестало финансировать. Зато понятно, что за последнюю неделю ноября, чтобы уложиться в плановые показатели, профинансировать по защищенным статьям нужно более 50 миллиардов гривен. Это невероятно: меньшая сумма была профинансирована за первые 23 дня месяца.

А вот с незащищенными статьями все предельно ясно: их в ноябре из государственного бюджета не финансировали вовсе. То есть предприятиям, например, поставлявшим бюджетникам товары, выполнявшим работы или оказывавшим услуги, в ноябре решили просто не платить. А общая задолженность по финансированию незащищенных статей с начала года составила почти 64 миллиарда гривен.

Судя по сложившейся тенденции, даже без объявления второго локдауна из украинского бюджета к концу года не будут профинансированы расходы более чем на 50 миллиардов гривен (не менее пяти процентов расходов бюджета). В случае локдауна эта сумма должна существенно превысить 100 миллиардов.

Есть вариант поиска нетрадиционных источников финансирования. В 2019-м, например, государство в декабре заблокировало большую часть возмещения НДС экспортерам. Это позволило помочь сбалансировать бюджет прошлого года, но при этом нанесло удар по украинскому бизнесу, а заодно стало элементом разбалансировки бюджета-2020, поскольку в январе НДС пришлось возмещать сразу за два месяца. Но главным нетрадиционным источником в прошлом году стал "Газпром", заплативший "Нафтогазу" по решению Стокгольмского арбитража 2,9 миллиарда долларов. Меньшая часть этой суммы прикрыла дыру в бюджете-2019, а большая на протяжении января — июня балансировала бюджет уже этого года.

В нынешнем году "Газпром" ничего, конечно, не заплатит. Зато в Раде вспомнили, что контролируемая Игорем Коломойским "Укрнафта" имеет налоговый долг в 30,4 миллиарда гривен. Но Коломойского голыми руками не возьмешь. Чтобы обеспечить погашение этого долга, была придумана и утверждена схема, в соответствии с которой сначала из бюджета 32,3 миллиарда гривен перечисляются "Нафтогазу" в виде как бы компенсации за поставки газа населению и теплокоммунэнерго (откуда возникает необходимость в компенсации при завышенных тарифах на газ, конечно, загадка).
 
Шесть миллиардов гривен из этих денег "Нафтогаз" сразу же перечисляет в бюджет в виде налога на прибыль. Одновременно "Нафтогаз" должен погасить свой долг за газ, поставленный ему "Укрнафтой" еще в 2006 году (причем этот долг признан в фантастическом размере — 15 миллиардов гривен). И заплатить еще 24 миллиарда "Укрнафте" авансом за газ будущей добычи.
 
Наконец, "Укрнафта" якобы перечислит 30,4 миллиарда гривен долга и еще 6,2 миллиарда гривен налогов, образовавшихся по этим операциям. Бюджет при этом получит, конечно, не 30,4 миллиарда гривен, а лишь десять миллиардов. И даже Коломойский останется в плюсе более чем на два миллиарда. Но, во-первых, все это сработает, если Игорь Валерьевич не "кинет", к чему он склонен по жизни. И во-вторых, десять миллиардов гривен не спасут "отца русской демократии".

Поэтому более реалистичный вариант — идти на поклон к МВФ. Уже не за траншем, а хотя бы с просьбой разрешить более активно включить печатный станок Национального банка. К 23 ноября Нацбанк выделил на долгосрочное рефинансирование 37,5 миллиарда гривен (все ушли на финансирование дефицита через покупку ОВГЗ) и еще 30 миллиардов — на среднесрочное (большая часть тоже ушла на покупку ОВГЗ). До конца года эту сумму надо как минимум удвоить (чтобы закрыть хотя бы защищенные статьи), а то и утроить. Альтернатива — недофинансирование расходов, что создаст снежный ком проблем, который будет с первых месяцев давить на бюджет-2021.

2-02-2020, 16:07
Украине прочат крах экономики из-за «пирамиды долгов»
2-01-2018, 12:24
Резервный фонд России перестал существовать
7-05-2020, 14:20
Украина объявила о росте своих международных резервов

Добавьте комментарий

  • Смайлы и люди
    Животные и природа
    Еда и напитки
    Активность
    Путешествия и места
    Предметы
    Символы
    Флаги
Войти через
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Наверх