Если заявления оппозиционных к майданной власти политиков и общественных деятелей о восстановлении связей с РФ воспринимаются как должное, то подобные призывы лояльных к киевскому режиму политиков и экспертов, славящихся умением держать нос по ветру, не могут остаться без внимания. Таковые в последнее время посыпались, словно из рога изобилия.
С началом новой сессии Верховной Рады целый ряд депутатов высказались о необходимости восстановления экономических связей с РФ. Среди них – Яков Безбах (внефракционный), Владимир Литвин ("Воля народа"), Олег Недава ("БПП"), Антон Киссе ("Возрождение"), Николай Скорик ("Оппозиционный блок").
Особенно красноречивым получилось заявление депутата Андрея Артеменко, представляющего "Радикальную партию Олега Ляшко": "Нас никуда не принимают. Мы говорим — давайте мы вступим в ЕС и НАТО. Чего вдруг? Нас что, звали? На нас как на сумасшедших смотрят западные дипломаты… Все страны, которые входили в Советский Союз, должны быть нашими ближайшими торговыми партнерами. Там ничего не нужно выдумывать, там велосипед уже изобретен, они точно знают нашу продукцию, они точно понимают, что с ней нужно делать".
Подключилась к данному процессу и общественность. Делегаты прошедшего в Киеве Международного экономического форума во главе с экс-министром транспорта Евгением Червоненко приняли резолюцию о восстановлении экономического сотрудничества с РФ. По мнению участников форума, восстановление кооперации поможет вывести страну из нынешнего экономического тупика и стать основой стабильности и будущего роста.
Ушатом холодной воды для "патриотически настроенной общественности" стало заявление в эфире "Шустер LIVE" журналиста из Ровно Виталия Голубева: "Я хочу сказать, что не будет уважения и патриотизма к государству, если каждый день тысячи, десятки тысяч украинцев автобусами, поездами отправляются на заработки в ту самую Россию, которую вы сейчас обсуждаете.
Для этих украинцев Россия – это не государство-агрессор, государство-кормилица. А государство-агрессор для них – это та, которая вытолкнула их на заработки за границу, которая уничтожила заводы и фабрики, которая сделала им грабительские коммунальные тарифы. И сегодня тысячи украинцев привозят из России абсолютно реальные деньги, для того, чтобы, извините, не умереть здесь с голоду, в Украине".
Небезынтересно, что в сентябре Киев отменил часть санкций против Москвы, разрешив закупку российских железнодорожных вагонов и тепловозов для перевозки угля в рамках подготовки к отопительному сезону. Кроме того, показательно, что импорт из стран СНГ в Украину за первое полугодие 2016 вырос на 33%.
Впрочем, это еще не говорит о начале восстановления полноценной торгово-экономической и производственной кооперации. Не стоит забывать, что одной из стратегических задач режима Турчинова-Яценюка-Порошенко-Гройсмана, которой сегодня подчинены политическая, идеологическая, экономическая и военная государственная система, остается максимальное расширение конфликтного поля между Украиной и Российской Федерацией.
Если обратиться к статистическим данным, то показатель внешнеторгового оборота между странами демонстрирует крайне отрицательную динамику. С 2013 по 2015 данный показатель сократился втрое – с $49,5 млрд до $16,2 млрд. По итогам 2016 падение продолжится – ориентировочно до $10 млрд.Говоря о долгосрочной перспективе, то не просматриваются объективные экономические факторы, способные переломить тренд на сокращение экономических связей между государствами.
Во-первых, существенно упростилась структура экспорта в РФ. Наибольшие объемы экспорта в 2016 году сформированы за счет торговли продукцией неорганической химии (17%), машиностроения (17%), черными металлами (15%), а также бумагой и картоном (8%). В принципе, в данном перечне нет товарных позиций, которые не могли бы быть заменены Москвой в рамках собственного производства (импортозамещение).
Вместе с тем, за два с половиной года украинские высокотехнологические предприятия ("Южмаш", "Антонов", Харьковский авиационный завод, Запорожский автомобилестроительный завод, "Зоря-Машпроект", "Лугансктепловоз", "Мотор Сич", "Турбоатом", предприятия ВПК), ориентированные на страны СНГ, стали жертвами неумолимой деиндустриализации, утратив производственные мощности, технологии и квалифицированные кадры. Потому Украине фактически нечего предложить российскому рынку, кроме продукции низкого передела, дефицита которой совершенно не испытывает Москва.
Если говорить о сферах, где есть хорошие шансы на восстановление отношений (поскольку нет никаких препятствий, кроме политических) – транспортная – снятие взаимных ограничений на авиационные, автомобильные и железнодорожные перевозки, а также газовая – возобновление закупок российского газа напрямую у "Газпрома", не переплачивая европейским трейдерам по $20-30 за тысячу кубометров за тот же российский газ.
Имеются скромные надежды на восстановление контрактов с российскими авиапроизводителями (на сегодня запчасти для отечественных самолетов завозятся контрабандными путями, что попадает в поле зрения силовых структур), однако есть опасения, что украинские авиационные заводы в скором времени будут окончательно "декоммунизированы".
Для полноценного восстановления отношений с РФ необходимы два главных условия – новая власть, независимая от внешних центров силы в лице государств Евроатлантики, и программа новой индустриализации Украины. Но и это далеко не гарантия возобновления кооперации – наверняка Москва, наученная опытом сотрудничества с украинским политическим классом, в обмен на экономические преференции потребует значительных политических уступок, включая вопросы Крыма, Донбасса и внеблокового статуса Украины.