Дружба дружбой, а газок врозь
Обладая крупнейшей сетью магистральных газопроводов, пропускная способность которых лишь в Европу составляет 142,5 млрд. куб. м, Украина не нашла ничего лучшего, как использовать свой транзитный потенциал в качестве инструмента шантажа России и ЕС.
Многим памятны «газовые войны» 2006 и 2009 гг., когда европейское население, став заложником киевских конфликтов с «Газпромом», оставалось без голубого топлива в самые холодные месяцы зимы. Но особую остроту газовое противостояние приобрело после государственного переворота 2014 г. Отказавшись от закупок российского газа и доведя страну до банкротства, киевский режим оказался неспособным гарантировать бесперебойный транзит. Так, в текущем сезоне «Нафтогаз» смог накопить в подземных газовых хранилищах лишь 14,5 млрд. куб. м газа, что совершенно недостаточно для выполнения Украиной взятых на себя международных обязательств по поставкам газа в страны ЕС. И как бы украинское руководство ни уверяло в обратном, в Брюсселе считать умеют, потому ответ не заставил себя долго ждать.
28 октября Европейская комиссия одобрила исключение 50% мощностей газопровода Opal из Третьего энергопакета до 2033 г. Согласно этому решению «Газпром» может использовать 90% мощности газопровода, составляющей в общей сложности 36 млрд. кубометров. Решение явно чрезвычайное, поскольку противоречит многолетней политике ЕС по ограничению влияния российского поставщика на европейском рынке, для чего, собственно, и был утвержден пресловутый Третий энергопакет.
Но политика политикой, а с географией не поспоришь. В Европе просто не существует замены российскому газу. Несмотря на многочисленные декларации об энергетической независимости, в 2015 г. импорт газа из России в Европу вырос на 7% и составил 41% общего импорта голубого топлива в ЕС.
«Зрада» Еврокомиссии стала настоящим шоком для Киева. По словампредседателя правления «Нафтогаза», решение «нанесет значительный вред финансовым позициям не только «Нафтогаза», но и всей страны». Переориентация российского транзита на «Северный поток» может нанести Украине убытки на сумму $290–320 млн. Впрочем, это лишь начало.
Потоки проходят мимо
Новые газопроводы в обход украинских шантажистов не просто строятся, а строятся стремительными темпами. 27 октября (как раз в канун принятия решения о допуске РФ к газопроводу Opal) в Германию были доставлены первые стальные трубы для газопровода «Северный поток-2». Общая пропускная способность второй ветки «Северного потока», запуск которой планируется в 2019 году, составляет 55 млрд.куб. м газа. Вместе с уже действующим газопроводом из России в Германию без посредников будет возможность поставлять 110 млрд. куб. м газа. Сейчас 100% Nord Stream-2 принадлежит голландской «дочке» «Газпрома» Gazprom Gerosgaz HoldingsBV. Проект поддерживают немецкие Uniper и BASF/Wintershall, англо-голландская Royal Dutch Shell, австрийская OMV и французская Engie.
Возникает вопрос, каким образом попавший в Турцию газ поступит в Европу. Существует несколько вариантов решения этой проблемы.
24 февраля 2016 г. «Газпром», итальянская Edison и греческая DEPA подписали в Риме меморандум о поставках российского газа по дну Черного моря через третьи страны в Грецию и далее в Италию. Суть договоренности состоит в использовании результатов работ, проведенных Edison и DEPA в рамках проекта ITGI Poseidon для поставок газа из Турции через Грецию в Италию по дну Ионического моря. Не закрыт окончательно и вопрос прокладки газопровода через Болгарию. О возможности возобновления «Южного потока» заговорили в начале 2016 г. Какотмечает директор Института национальной энергетики С. Правосудов, «точно можно сказать одно: какой-то из южных газопроводов «Газпром» наверняка построит».
Вполне возможно, что и оба, поскольку проведенные Россией работы по строительству «Южного потока» позволяют сделать ответвления и на Турцию, и на Болгарию, а созданная в рамках проекта «Посейдон» инфраструктура может быть вписана и в «Турецкий поток», и в «Южный поток».
Прямые газопроводы из РФ в Европу отлично вписываются и в утвержденную в 2015 г. европейскую Целевую модель газового рынка, которая предполагает формирование 10 зон энергобезопасности на территории ЕС, а также создание мощных интерконнекторов, позволяющих перекачивать необходимые объемы газа между государствами-членами ЕС. Формирование общеевропейской газотранспортной инфраструктуры сведет на нет аргументы Украины и части восточноевропейских государств, выступающих против строительства «Северного потока-2» и прекращения украинского транзита.
Замерзнуть в знак солидарности
Например, прекратить шантаж ЕС и РФ прекращением транзита, прекратить судебную тяжбу в Стокгольмском арбитраже, реструктуризировать долги, восстановить закупки российского газа в достаточных для прохождения отопительного сезона объемах, утвердить решение о создании газотранспортного консорциума с участием европейских компаний и «Газпрома» и убедить порядком уставших от киевского цирка партнеров в своей абсолютной надежности и предсказуемости.
1 ноября 2016 г. глава комитета ВРУ по иностранным делам Анна Гопко внесла в парламент проект постановления «Об обращении Верховной Рады Украины к парламентам и органам исполнительной власти государств-членов ЕС об усилении сотрудничества в сфере энергетической безопасности и потенциальных рисков реализации проектов по строительству транзитных газопроводов в обход Украины».
В документе «великий дипломат» от Сороса требует от Европы проявить солидарность с Украиной и отказаться от строительства газопроводов в обход ее территории. Вместо этого Европе предлагается вложить средства в модернизацию украинской «трубы» с целью «максимальной ее загрузки и общего обеспечения, бесперебойной и надежной транспортировки и поставок природного газа в государства-члены ЕС через территорию Украины».
Прекрасный пример политического аутизма. Впрочем, внешнеполитическая мадам, в отличие от европейских чиновников, может и не знать о том, что во время Петербургского экономического форума глава правления «Газпрома» А.Миллер сообщил, что до 2020 г. будет ликвидировано 4300 км, а к 2030 г. 10 700 км труб и 62 компрессорных цеха газопровода «Ямбург – Суджа». Это единственный газопровод, по которому газ поступает на Украину. После его сокращения через Украину можно будет прокачивать лишь 10–15 млрд. куб. м газа в год. Решение, кстати, по-своему гениальное. Нет трубы – нет проблемы. И у Европы резко поубавится стремление защищать украинский транзит и политизировать газовый вопрос.
Явные нелады у мадам и с географией. Отстаивая тающий украинский транзит, она пытается ввести в заблуждение ЕС, утверждая, что демонтаж газопроводов на Украину нанесет ущерб газопроводу «Ямал-Европа», идущему через Белоруссию в Польшу. Построенный в 2006 г. газопровод мощностью 33 млрд. кубометров в год вообще не имеет отношения к еще советским маршрутам транспортировки газа. Уж лучше бы пани Гопко в ООН флагами размахивала и продолжала продвигать на Украину ГМО от «Каргилл». Может, за умную бы сошла.
Предчувствуя полную потерю транзита, поскольку завершение строительства обходных путей вокруг Украины планируется аккурат к окончанию действующего контракта «Газпрома» с Украиной на поставки газа, лидер фракции «Народный фронт» М.Бурбак, например, уже вопит, что «с 2019 года украинский бюджет может терять порядка двух миллиардов долларов ежегодно от транзита газа». А какое до этого дело Европе, позвольте спросить?
За что боролись
Законы мировой экономической конкуренции крайне жестоки. И государство, не умеющее и не желающее защищать свои интересы, закономерно остается на обочине, а потеря доходов – исключительно его собственная проблема.
Конечно, Европа готова продавать Украине полученный в обход ее территории российский газ. За твердую валюту и с соответствующей наценкой. И даже, сидя в теплых домах, разглагольствовать об энергетической независимости и важности украинского транзита. Пока строятся новые газопроводы.
Достойный финал украинских газовых происков.