Новостной обзор

Итоги недели Украины. Пока «агентурные войны»...
25
Ночная сводка, 11 декабря
153
Ночная сводка, 10 декабря
159
Хроники «школьного перемирия» 09.12. 2017
66
Ночная сводка, 9 декабря
248

Лента новостей

17:06 11-12-2017
Взрыв на автовокзале в Нью-Йорке
14:47 11-12-2017
Дед-Морозо-фобия
13:23 11-12-2017
Путин приказал начать вывод российской группировки из Сирии
13:15 11-12-2017
Лидер SERB потребовал наказать организаторов показа фильма о Донбассе
12:43 11-12-2017
Польша прокомментировала подрыв автобуса с туристами на Украине
12:29 11-12-2017
Непомнящий победил Карлсена на шахматном турнире в Лондоне
12:25 11-12-2017
ЕС и Украина инвестируют в Крым
12:21 11-12-2017
Саакашвили доставили в суд в Киеве для избрания меры пресечения
08:21 11-12-2017
Кадыров: Украинцы еще попросятся вернуться в Великую Россию
08:07 11-12-2017
Во Львовской области возле отеля «трошки» взорвали автобус с польскими номерами
17:46 10-12-2017
В Киеве проходит многотысячный «марш за импичмент»
13:15 10-12-2017
Украину признали самой бедной страной Европы
12:35 10-12-2017
Ракета из сектора Газа попала в израильский детский сад
12:24 10-12-2017
В МОК заявили возможность проведения Олимпиад без флагов
08:57 10-12-2017
92% зрителей украинского телеканала проголосовали за возвращение Януковича
Все новости

Курорт Гудаури готов встречать любителей зимнего отдыха

Французский посол впечатлена поездкой по Тертерскому району

Московские актеры представят юным бакинцам теплый зимний мюзикл

Таможня ЕАЭС не помешает завозить в Армению машины из любой страны — Мирумян

Стали известны сроки зимних школьных каникул в Армении

Архив публикаций

«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031



» » » Проект Айсберг: Первая подводная АЭС создается в России

Проект Айсберг: Первая подводная АЭС создается в России


В ЦКБ МТ «Рубин» решили вернуться к уникальным нереализованным проектам 1980-х годов по созданию подводных систем разведки полезных ископаемых, их добычи и доставки. Обеспечить энергией подобный производственный комплекс под водой должна новая атомная электростанция.

Интересно, что речь идет о проекте двойного назначения «Айсберг». Разработчики не скрывают возможности создания подводной военной базы на технологической платформе проекта с «использованием автономных средств самообороны». Подводная АЭС будет иметь мощность 24 МВт и работать полностью в автономном режиме до 1 года (без технического обслуживания) с общим ресурсом до 30 лет. Вместе с ней в гражданском варианте ведется создание подводного автономного бурового комплекса, подводного судна сейсморазведки, подводного транспортно-монтажного и сервисного комплекса.
 
По своему уровню проект и технологии, в нем реализуемые, приближается к космической отрасли и в случае успешной реализации создаст новый важный технологический задел для российской промышленности и конструкторов.

Сейчас уже выполнено 3D-моделирование будущих объектов подводного комплекса. В его создании участвуют структуры Росатома, Минобороны России, Газпрома, Объединенной судостроительной корпорации и уже упомянутое ЦКБ МТ «Рубин». Работы ведутся с 2015 года.
 
 
 
Российские плавучие АЭС будут снабжать электроэнергией отдаленные арктические регионы
 
Хотя Россия является одним из мировых лидеров по добыче нефти и газа, она приступает к реализации амбициозной и в некоторой степени фантастической программы по строительству плавучих атомных электростанций. Это составная часть общего плана России по вложению инвестиций в атомную энергетику. Строительство многих реакторов начнется уже в ближайшие годы, и кроме того, Москва экспортирует свои технологии в Китай, Индию, Бангладеш, Вьетнам, Иорданию и Турцию.

Эти реакторы, устанавливаемые на огромных баржах размером 140 на 30 метров, строятся на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. После завершения строительства баржи отправятся в плавание через Норвежское и Баренцево моря к местам своего назначения в Заполярье, где они будут вырабатывать тепло и электроэнергию.

Первая такая плавучая атомная электростанция (ПАТЭС) «Академик Ломоносов» уже построена, и теперь на нее устанавливают два реактора КЛТ-40С по 35 мегаватт каждый. «Академик Ломоносов» должен отправиться в камчатский Вилючинск, что на Дальнем Востоке России. Эта плавучая АЭС должна быть готова к буксировке на место эксплуатации к 2016 году, и в том же году планируется начать ее эксплуатацию. Всего в такие же отдаленные и малозаселенные районы планируется отправить до десяти аналогичных АЭС.

Энергию туда, где она нужна

Россия создает эти реакторы для того, чтобы добывать самые большие свои ценности: сибирскую нефть и газ. Такая работа требует огромного количества энергии и тепла для операторов, живущих и работающих при минусовой температуре. Довольно компактные и самодостаточные энергоблоки ПАТЭС дают возможность обеспечивать энергией эти неприветливые и изолированные районы в Арктике, находящиеся вдалеке от сетей электроснабжения. Атомные электростанции считаются довольно надежными и простыми в эксплуатации.

Такая концепция не нова. США в 1966 году смонтировали силовую установку атомной подводной лодки на судне класса Liberty под названием Sturgis, чтобы подавать электроэнергию в зону Панамского канала, и это судно выполняло данную задачу с 1968 по 1975 год.

В российской конструкции воплощен аналогичный замысел. На ПАТЭС «Академик Ломоносов» используются два маленьких военных реактора, предназначенные для атомных ледоколов. Вместо того чтобы крутить ходовой винт корабля, реактор приводит в действие электрогенераторы, а также имеет мощности для выработки тепла. Есть планы по созданию более крупных плавучих реакторов — до 600 мегаватт, и они по своей мощности будут такими же, как гражданские атомные, газовые или угольные электростанции, находящиеся на суше.

Дешевле в эксплуатации?

Такие атомные электростанции идеальны для удаленных районов, а реакторы являются непосредственным воплощением военных разработок. Но насколько эти маленькие энергетические реакторы экономичны и безопасны?

Реактор КЛТ-40С использует в качестве топлива уран со степенью обогащение 30-40%, что находится уже за пределами разрешенного гражданского применения (из-за обеспокоенности по поводу распространения ядерного оружия степень обогащения в гражданской сфере ограничивается очень низким уровнем). Реакторы строятся на заводах, а монтируются на судоверфях, где производительность намного выше, а стандарты качества легче отслеживать, чем на стройплощадке.
 
Однако военные реакторы проектируются без особого учета показателей затрат и экономичности. А поскольку энергетическая производительность у них невелика, вполне возможно, что затраты на выработку электроэнергии за весь срок их эксплуатации окажутся в несколько раз больше, чем у крупных стационарных реакторов, включенных в сеть электропередачи, и во много раз больше, чем у электростанций на газе.

Неоднозначные показатели безопасности

Современная практика обеспечения безопасности в атомной энергетике зиждется на трех китах: управление реакцией, охлаждение стержней и предотвращение распространения радиоактивности. Каждый элемент безопасности должен быть абсолютно эффективен и надежен, в связи с чем проектировщики используют многочисленные системы дублирования с резервными средствами и многоуровневую защиту.

Насколько безопасны российские военные реакторы? Ответ на этот вопрос скрывается за завесой секретности. Мы просто не знаем, насколько безопасны КЛТ-40С. Россия на протяжении полувека вполне успешно эксплуатирует девять атомных ледоколов. С другой стороны, мы знаем о семи затонувших российских подводных лодках, на части из которых были проблемы с реакторами, а на остальных произошли взрывы оружия или боеприпасов. Еще на десяти лодках были аварии на реакторах. Так что родословная этого реактора далеко не безупречна.

Системы охлаждения гражданских реакторов сегодня невероятно сложны, и это основная причина повышения стоимости их строительства. На военном корабле трудно установить системы охлаждения в таком количестве, разделив их так, чтобы обеспечивалось дублирование в случае отказа одной из систем. Здесь нужны новые идеи, скажем, охлаждение с естественной циркуляцией, которое используется в некоторых конструкциях малых реакторов в США. Они обеспечивают охлаждение в основном через пассивные системы, обладающие более простой конструкцией, что существенно удешевляет их.

Предотвратить распространение радиоактивности на маленьком реакторе сложно. Обычно здесь используется следующий подход: вокруг реактора строится огромный, размером с кафедральный собор защитный короб, чтобы даже в самом неблагоприятном случае радиация оставалась внутри. Результат неудовлетворительной конструкции системы по предотвращению распространения радиоактивности можно увидеть на примере аварии на АЭС в Фукусиме в 2011 году, где радиоактивные вещества пришлось выбрасывать в атмосферу, дабы из-за повышения внутреннего давления не взорвалась вся конструкция.

Мы также не знаем, является ли несущая конструкция защитной оболочки российских реакторов эффективной. Русские весьма изобретательны при проектировании плавучих реакторов на баржах, и творчески решают конкретные проблемы, связанные с их географией и потребностями. Однако из-за отсутствия гласности трудно понять, насколько применимы их технологии на Западе.

У Британии тоже имеется ядерное оружие и атомный флот, однако они ближе к гражданским стандартам безопасности. Однако в отличие от России и США, Британия не пытается проектировать и создавать такие маленькие реакторы заводского изготовления, чтобы снизить колоссальные затраты на строительство гражданских реакторов — скажем, на планируемой к возведению атомной электростанции Хинкли Пойнт в графстве Сомерсет, где стоимость строительства может составить многие миллиарды фунтов стерлингов.
 
Все по теме: Россия

АКТУАЛЬНО

Добавьте комментарий

  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Войти через
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Наверх