Новостной обзор

Николаев: Дайджест за 28.03.2024 от николаевских граждан
42
Новости новых субъектов РФ: 28 марта 2024
49
Главные события ближнего зарубежья: 28 марта 2024
58
Молдавия: главные новости к этому часу: 28 марта 2024
43
Денацификация Украины события дня: 28 марта 2024
47
Новости «Прибалтийских вымиратов»: 28 марта 2024
49
Россия: главные новости к этому часу: 28 марта 2024
50

Лента новостей

21:13 28-03-2024
Посольство Казахстана на Украине обратилось с призывом к согражданам «рассмотреть возможность» покинуть Харьковскую и Одесскую области
20:41 28-03-2024
Румынские наемники заявили о праве на подчинение части юго-западной Украины Бухаресту
18:33 28-03-2024
Крупнейшие ТЭС на Западной Украине надолго выведены из строя в результате ракетных ударов ВС РФ
17:08 28-03-2024
Глава киевского режима назначил нового руководителя Службы внешней разведки Украины
15:21 28-03-2024
Россия шпионит за Европой через трубопроводы
14:42 28-03-2024
В СВР подтвердили визит Сергея Нарышкина в Пхеньян
14:21 28-03-2024
Граждане Польши массово скупают жилье в Испании, опасаясь войны с РФ
12:40 28-03-2024
Задача для ФБР: коррупция с грязным топливом стала причиной крушения моста в США
12:25 28-03-2024
Зеленский спрогнозировал беби-бум на Украине после окончания войны
12:05 28-03-2024
В США отказались издавать большую книгу о Байдене из-за отсутствия интереса читателей
08:29 28-03-2024
Подоляк заявил о стагнации ВСУ по всей линии фронта
07:33 28-03-2024
США предложили выкупить для ВСУ весь флот вертолетов Ми-17 у Колумбии «за круглую сумму»
07:27 28-03-2024
Президент в разговоре с лётчиками цифрами объяснил, что Россия не собирается нападать на НАТО
20:55 27-03-2024
В кулуарах Белого дома все чаще говорят о грядущей нелегитимности Зеленского
18:20 27-03-2024
Экс-глава сербской разведки рассказал о сути угрозы Белграду со стороны Запада
18:04 27-03-2024
Макрон разгневал американцев заявлениями о введении войск на Украину
Все новости

ВосходИнфо » Аналитика / Прогнозы » Наука / Технологии » Проект Айсберг: Первая подводная АЭС создается в России

Проект Айсберг: Первая подводная АЭС создается в России


В ЦКБ МТ «Рубин» решили вернуться к уникальным нереализованным проектам 1980-х годов по созданию подводных систем разведки полезных ископаемых, их добычи и доставки. Обеспечить энергией подобный производственный комплекс под водой должна новая атомная электростанция.

Интересно, что речь идет о проекте двойного назначения «Айсберг». Разработчики не скрывают возможности создания подводной военной базы на технологической платформе проекта с «использованием автономных средств самообороны». Подводная АЭС будет иметь мощность 24 МВт и работать полностью в автономном режиме до 1 года (без технического обслуживания) с общим ресурсом до 30 лет. Вместе с ней в гражданском варианте ведется создание подводного автономного бурового комплекса, подводного судна сейсморазведки, подводного транспортно-монтажного и сервисного комплекса.
 
По своему уровню проект и технологии, в нем реализуемые, приближается к космической отрасли и в случае успешной реализации создаст новый важный технологический задел для российской промышленности и конструкторов.

Сейчас уже выполнено 3D-моделирование будущих объектов подводного комплекса. В его создании участвуют структуры Росатома, Минобороны России, Газпрома, Объединенной судостроительной корпорации и уже упомянутое ЦКБ МТ «Рубин». Работы ведутся с 2015 года.
 
 
 
Российские плавучие АЭС будут снабжать электроэнергией отдаленные арктические регионы
 
Хотя Россия является одним из мировых лидеров по добыче нефти и газа, она приступает к реализации амбициозной и в некоторой степени фантастической программы по строительству плавучих атомных электростанций. Это составная часть общего плана России по вложению инвестиций в атомную энергетику. Строительство многих реакторов начнется уже в ближайшие годы, и кроме того, Москва экспортирует свои технологии в Китай, Индию, Бангладеш, Вьетнам, Иорданию и Турцию.

Эти реакторы, устанавливаемые на огромных баржах размером 140 на 30 метров, строятся на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. После завершения строительства баржи отправятся в плавание через Норвежское и Баренцево моря к местам своего назначения в Заполярье, где они будут вырабатывать тепло и электроэнергию.

Первая такая плавучая атомная электростанция (ПАТЭС) «Академик Ломоносов» уже построена, и теперь на нее устанавливают два реактора КЛТ-40С по 35 мегаватт каждый. «Академик Ломоносов» должен отправиться в камчатский Вилючинск, что на Дальнем Востоке России. Эта плавучая АЭС должна быть готова к буксировке на место эксплуатации к 2016 году, и в том же году планируется начать ее эксплуатацию. Всего в такие же отдаленные и малозаселенные районы планируется отправить до десяти аналогичных АЭС.

Энергию туда, где она нужна

Россия создает эти реакторы для того, чтобы добывать самые большие свои ценности: сибирскую нефть и газ. Такая работа требует огромного количества энергии и тепла для операторов, живущих и работающих при минусовой температуре. Довольно компактные и самодостаточные энергоблоки ПАТЭС дают возможность обеспечивать энергией эти неприветливые и изолированные районы в Арктике, находящиеся вдалеке от сетей электроснабжения. Атомные электростанции считаются довольно надежными и простыми в эксплуатации.

Такая концепция не нова. США в 1966 году смонтировали силовую установку атомной подводной лодки на судне класса Liberty под названием Sturgis, чтобы подавать электроэнергию в зону Панамского канала, и это судно выполняло данную задачу с 1968 по 1975 год.

В российской конструкции воплощен аналогичный замысел. На ПАТЭС «Академик Ломоносов» используются два маленьких военных реактора, предназначенные для атомных ледоколов. Вместо того чтобы крутить ходовой винт корабля, реактор приводит в действие электрогенераторы, а также имеет мощности для выработки тепла. Есть планы по созданию более крупных плавучих реакторов — до 600 мегаватт, и они по своей мощности будут такими же, как гражданские атомные, газовые или угольные электростанции, находящиеся на суше.

Дешевле в эксплуатации?

Такие атомные электростанции идеальны для удаленных районов, а реакторы являются непосредственным воплощением военных разработок. Но насколько эти маленькие энергетические реакторы экономичны и безопасны?

Реактор КЛТ-40С использует в качестве топлива уран со степенью обогащение 30-40%, что находится уже за пределами разрешенного гражданского применения (из-за обеспокоенности по поводу распространения ядерного оружия степень обогащения в гражданской сфере ограничивается очень низким уровнем). Реакторы строятся на заводах, а монтируются на судоверфях, где производительность намного выше, а стандарты качества легче отслеживать, чем на стройплощадке.
 
Однако военные реакторы проектируются без особого учета показателей затрат и экономичности. А поскольку энергетическая производительность у них невелика, вполне возможно, что затраты на выработку электроэнергии за весь срок их эксплуатации окажутся в несколько раз больше, чем у крупных стационарных реакторов, включенных в сеть электропередачи, и во много раз больше, чем у электростанций на газе.

Неоднозначные показатели безопасности

Современная практика обеспечения безопасности в атомной энергетике зиждется на трех китах: управление реакцией, охлаждение стержней и предотвращение распространения радиоактивности. Каждый элемент безопасности должен быть абсолютно эффективен и надежен, в связи с чем проектировщики используют многочисленные системы дублирования с резервными средствами и многоуровневую защиту.

Насколько безопасны российские военные реакторы? Ответ на этот вопрос скрывается за завесой секретности. Мы просто не знаем, насколько безопасны КЛТ-40С. Россия на протяжении полувека вполне успешно эксплуатирует девять атомных ледоколов. С другой стороны, мы знаем о семи затонувших российских подводных лодках, на части из которых были проблемы с реакторами, а на остальных произошли взрывы оружия или боеприпасов. Еще на десяти лодках были аварии на реакторах. Так что родословная этого реактора далеко не безупречна.

Системы охлаждения гражданских реакторов сегодня невероятно сложны, и это основная причина повышения стоимости их строительства. На военном корабле трудно установить системы охлаждения в таком количестве, разделив их так, чтобы обеспечивалось дублирование в случае отказа одной из систем. Здесь нужны новые идеи, скажем, охлаждение с естественной циркуляцией, которое используется в некоторых конструкциях малых реакторов в США. Они обеспечивают охлаждение в основном через пассивные системы, обладающие более простой конструкцией, что существенно удешевляет их.

Предотвратить распространение радиоактивности на маленьком реакторе сложно. Обычно здесь используется следующий подход: вокруг реактора строится огромный, размером с кафедральный собор защитный короб, чтобы даже в самом неблагоприятном случае радиация оставалась внутри. Результат неудовлетворительной конструкции системы по предотвращению распространения радиоактивности можно увидеть на примере аварии на АЭС в Фукусиме в 2011 году, где радиоактивные вещества пришлось выбрасывать в атмосферу, дабы из-за повышения внутреннего давления не взорвалась вся конструкция.

Мы также не знаем, является ли несущая конструкция защитной оболочки российских реакторов эффективной. Русские весьма изобретательны при проектировании плавучих реакторов на баржах, и творчески решают конкретные проблемы, связанные с их географией и потребностями. Однако из-за отсутствия гласности трудно понять, насколько применимы их технологии на Западе.

У Британии тоже имеется ядерное оружие и атомный флот, однако они ближе к гражданским стандартам безопасности. Однако в отличие от России и США, Британия не пытается проектировать и создавать такие маленькие реакторы заводского изготовления, чтобы снизить колоссальные затраты на строительство гражданских реакторов — скажем, на планируемой к возведению атомной электростанции Хинкли Пойнт в графстве Сомерсет, где стоимость строительства может составить многие миллиарды фунтов стерлингов.
 
Все по теме: Россия
20-03-2016, 18:08
Минобороны полностью отКалибрует подводный флот
19-03-2016, 22:37
Покорители глубин: чем сильна подводная армада России
12-05-2016, 16:02
В России началось создание элементов «ракетного поезда»

Добавьте комментарий

  • Смайлы и люди
    Животные и природа
    Еда и напитки
    Активность
    Путешествия и места
    Предметы
    Символы
    Флаги
Войти через
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Наверх