Часто при запуске спутника мы можем слышать, что он имеет двойное назначение. Что это означает? Чуть выше я говорил о технологиях, бывших фантастикой. Подавляющее число таких технологий разрабатывается по заданию силовых ведомств, а сами они имеют гриф секретности. Со временем этот гриф могут снять, и разработка начинает работать как в мирных целях, так и в военных. Такие системы называют системами двойного назначения. Сегодняшний наш разговор пойдёт как раз о такой системе.
ГЛОНАСС – Глобальная навигационная спутниковая система, наш аналог американской GPS. На сегодняшний день ГЛОНАСС является одной из двух эффективно действующих навигационных систем в мире, а такие как BeiDou (КНР), Galileo (ЕС), IRNSS (Индия), QZSS (Япония) находятся в стадии развёртывания. И нет ничего удивительного, что вокруг неё появился целый ряд домыслов, а также откровенных вбросов. В сегодняшней статье мы затронем наиболее громкие из них. Но начнём с истории самой системы.
Самая идея спутниковой навигации появилась ещё в 1950-ые годы, после вывода на орбиту первого спутника. Но до претворения идеи в жизнь прошли многие годы. В СССР работы по заданию Министерства обороны проводились с 1970-ых годов, а в 1982 году первый спутник был выведен на орбиту. В 1993 году ГЛОНАСС была принята в эксплуатацию, а в 1995 году была достигнута штатная численность в 24 спутника. Однако финансирование программы прекратилось, и в 2001 году на орбите осталось лишь 6 спутников.
Новая жизнь ГЛОНАСС началась с августа 2001 г после принятия ФЦП «Глобальная навигационная система». С 2004 г на орбиту выводились спутники «ГЛОНАСС-М», а с конца декабря 2008 г группировкой был обеспечен устойчивый сигнал на всей территории России. 2 сентября 2010 г группировка спутников была доведена до 26 и система вновь заработала в полную силу. В 2011 г на орбиту выведен спутник следующего поколения – «ГЛОНАСС-К», проходящий сейчас лётно-конструкторские испытания. По планам к 2025 г они полностью заменят спутники прошлого поколения, а затем их, в свою очередь, заменят на разрабатываемые «ГЛОНАСС-КМ».
Если отойдём от нудных объяснений, то принцип работы ГЛОНАСС выглядит так:
• Приёмник получает сигнал с расположенных на околоземной орбите спутников.
• По разнице между временем отправки и получением сигнала определяется расстояние от объекта слежения до спутника.
• По содержащейся в нём информации определяются координаты местоположения самого приёмника. При этом для получения
максимально точных данных спутниковому приёмнику необходимо получить сигналы сразу с 4-5 спутников (3 из них используются для определения координат размещения, четвёртый сигнал позволяет получить привязку ко времени, а пятый нужен, чтобы проверить качество всей поступившей информации).
На сегодняшний день ГЛОНАСС даёт точность примерно 2.4 м; к 2020 г планируется довести её до 0.6 м. Что касается устройств с использованием ГЛОНАСС, то большую популярность имеют совмещённые ГЛОНАСС/GPS, дающие высокую точность навигации. На данный момент об использовании чипов ГЛОНАСС/GPS в своих устройствах заявили Apple и Samsung.
Теперь пришло время поговорить о тех вбросах, которыми пытаются очернить ГЛОНАСС. Хочу сразу отметить, что рассчитаны они на доверчивого и незнакомого с принципом работы систем позиционирования слушателя. Итак, начнём.
За использование ГЛОНАСС берут деньги.
Миф зародился ещё в то время, когда самого коммерческого использования ГЛОНАСС не было и в помине. Не слишком грамотные потребители рынка навигации верили в то, что за использование GPS-сигнала взимается плата, в точности как за Интернет. Затем этот миф перекочевал и на ГЛОНАСС.
На самом деле приём сигнала со спутника бесплатен. Но не все используют именно навигатор, а не смартфон с навигационными сервисами. Вот как раз таким сервисам требуется постоянное интернет-подключение, за которое и берётся плата. Пример такого сервиса – «Яндекс-Карты».
Для ГЛОНАСС нет карт.
Пример мифа, рассчитанного на технически неграмотного человека. Карта – это набор координат географических объектов, закодированных определённым образом. При этом система кодировки никоим образом не привязаны к системам навигации. Устройство навигации не занимается отображением на карте – это задача прикладного ПО. Это всего лишь способ записи координат. Задача навигационного устройства – выдать текущее местоположение для обработки в прикладном ПО. Для выдачи координат навигационными устройствами обычно используется американский стандарт NMEA0183. Таким образом, программному обеспечению, получающему нужный сигнал по данному протоколу, безразлично, кто эти координаты выдал – ГЛОНАСС или GPS.
Зачем нужна ГЛОНАСС, если есть GPS?
Здесь идёт разговор о национальной безопасности. Дело в том, что современный мир стал сильно зависеть от систем позиционирования. Будь то служба такси или гигантский авиалайнер – их работа уже не представляется без ориентирования. И здесь появляется вопрос – а что будет, если Пентагон «выключит» систему навигации странам, неугодным правительству США? Вот для того, чтобы этого не произошло, ведущие страны мира и создают свои национальные спутниковые системы навигации.
Спутники ГЛОНАСС не могут работать так долго, как американские.
Это утверждение было справедливо для спутников ГЛОНАСС первого поколения. «ГЛОНАСС-М», составляющие спутниковую группировку на данном этапе своей работы, имеют срок активного существования 10 лет. «ГЛОНАСС-К», проходящий лётно-конструкторские испытания, имеет срок службы уже 15 лет. К слову, спутники GPS могут гарантированно проработать не более 10 лет.
ГЛОНАСС дорога и неэффективна.
Один из самых популярных мифов. Дело в том, что ГЛОНАСС не «Макдональдс» - конкретными цифрами её работу не оценить, чем и пользуются различные «эксперты». При этом ни один из них, повторю ещё раз – ни один из них – не смог привести ни одного критерия эффективности и стоимости эксплуатации. С тем же успехом можно порассуждать о дороговизне и неэффективности ядерного щита России, у которого только один критерий оценки – мирное небо над головой.
ГЛОНАСС - калька с GPS.
Тоже очень популярный миф среди людей, незнакомых с принципами работы систем позиционирования. Сам принцип позиционирования известен с 1940-ых, когда применялись радиомаяки. С выходом человека в космос эти маяки переместились на околоземную орбиту. Таким образом, у ГЛОНАСС и GPS схож только принцип работы. Во всём остальном эти системы отличаются друг от друга. Так, наклонение орбиты у спутников ГЛОНАСС составляет 64.8 градуса против 55 градусов у GPS. За счёт этого ГЛОНАСС обеспечивает уверенный сигнал в северных и южных приполярных широтах, в отличие от своего американского аналога. Также спутники имеют разную по высоте орбиту и разное расположение на ней - ГЛОНАСС обращается вокруг Земли в трёх различных плоскостях по восемь спутников в каждой, в то время как GPS - в четырёх плоскостях по шесть спутников.
ГЛОНАСС передаёт личные данные пользователей.
Помните момент, когда мы разбирали принцип работы систем позиционирования? Так вот, никаких других данных спутник не принимает и принять не может – это заложено конструктивно. На разрабатываемых «ГЛОНАСС-КМ» планируют ввести т. н. коммерческий сигнал, но какие функции у него будут – ещё неизвестно. Так что забываем про страшилки в духе «ФСБ за всеми следит» и спокойно пользуемся спутниковой навигацией.