В современной России многие высказываются против приватизации, но нельзя забывать и о другом процессе: национализация в РФ также имеет место, просто про это СМИ скромно молчат.
Наглядным примером сегодня является Севастопольский морской завод имени Серго Орджоникидзе. Предприятие было основано в 1783 году, всего за свою историю завод построил свыше 500, а также отремонтировал более 5000 кораблей и судов.
Четырежды восстанавливался заново: после Крымской войны, Гражданской и Великой Отечественной, ну и украинского периода.
В связи с последним посмотрим на историю:
1996 год — после уничтожения Советского Союза завод был акционирован: 26% акций было закреплено за Фондом госимущества Украины, а 74% акций отошло коллективу. Однако пропорции распределения в контексте не важны, зато показательно то, что зарегистрировано акционерное общество было лишь в 1997 году, существенно позже распределения его акций. Подобная ситуация наглядно показывает, что приватизация в данном случае просто стала самоцелью.
1997 год — инвестиционный фонд UGF (США) скупает 50,5% акций. Становится очевидной промежуточная цель приватизации.
2014 год — предприятие признано банкротом. Наглядно видна конечная цель приватизации.
Однако в том же году на Украине произошёл государственный переворот, который не был поддержан Севастополем, и 28 февраля 2015 года постановлением правительства города завод национализирован в пользу города.
Уникальность завода заключается не только в его славной истории и технических возможностях, но и в географическом расположении: акватория самой природой защищена от природных стихий, наличествует незамерзающая бухта, приливные колебания, наоборот, практически отсутствуют — оптимальные условия для круглогодичных работ.
В настоящее время сухие доки позволяют производить ремонт кораблей и судов длиной до 165 и 145 метров в зависимости от дока, а достроечные набережные — до 300 м и дедвейтом до 150 тысяч тонн.
Сейчас для полноценного использования предприятия разрабатывается федеральная целевая программа. Президент «Объединенной судостроительной корпорации» Алексей Рахманов делится планами на загрузку завода:
«Гособоронзаказ имеет свою цикличность. Есть очень много гражданских проектов, в которых географическая близость будет играть решающую роль. Правильный баланс военной и гражданской продукции должен находиться в паритете 50 на 50. Тогда верфи смогут работать устойчиво».
По его словам, загрузка судостроительных заводов Крыма составляет 30-60% мощности, что, конечно же, недопустимо:
«Мы должны создать новую конкурентную среду и сформировать такой облик предприятий, который позволял бы им в дальнейшем выживать самостоятельно без дополнительных форм поддержки. …в 2016 году будет потрачено чуть больше, чем полмиллиарда рублей, на формирование проекта развития верфи, выполнение немедленных инфраструктурных работ и первую часть системного проекта по перевооружению предприятия».
Всего же за ближайшую пятилетку планируется инвестировать порядка семи млрд рублей на восстановление порушенной Украиной инфраструктуры, внедрение современных технологий, замену станочного парка и т.д.
Планируется, что ремонт новых подводных лодок 636-го проекта будет осуществляться именно на Севастопольском морском заводе, здесь же будут обслуживаться сторожевые корабли Черноморского флота, а также корветы, которые сейчас строятся на заводе «Янтарь».
Следует отметить и странности: несмотря на явное стратегическое значение завода, уже имеются поползновения на его территорию. Так заместитель директора московского архитектурного бюро «Остоженка» Андрей Гнездилов на градостроительном совете Севастополя предложил создать деловой центр Севастополя прямо на главной площадке завода в Южной бухте.
По его мнению, «это сможет сбалансировать потоки туристов, которые переполняют городское кольцо». Однако сомнительно, что подобная инициатива будет поддержана.
Пример Севастопольского морского завода имени Серго Орджоникидзе — показательный: в России происходит не только приватизация, но и национализация. Конечно, в данном случае есть уникальные обстоятельства, но в целом показательно, что Владимир Путин, поддерживая на словах приватизацию, одновременно предлагает условия, на которых либерально-экономических блок приватизировать особо ничего не желает: требования сохранения контроля государства над сколь-либо значимыми активами их шокирует. Вот, к примеру, возмущённая февральская статья издания «Профиль»:
«Часто говорят о приватизации и почти никогда – о национализации. Между тем приватизация обратима и иногда обратима неожиданно. Именно процессы национализации и усиления госсектора характерны для путинской экономической политики.
А значительная государственная собственность – источник воровства и коррупции».
Со своей точки зрения интересны приведенные в статье примеры, скажем так, нетипичной национализации:
«2014–2015 – национализация в Крыму и Севастополе предприятий, принадлежащих не только украинскому государству, но и частным собственникам. Под национализацию за год попало около 250 объектов.
2015 – разгром «Трансаэро», бизнес отошел к государственному «Аэрофлоту».
2013–2016 – отзыв Банком России лицензий у сотен мелких частных банков, клиенты предпочитают переходить в госбанки».
Особенное сочувствие вызывает переход в госбанки. В связи с этим вспоминается позиция советника Президента Сергея Глазьева.
Спорная, но тем не менее:
«Это спонтанная национализация, вызванная тем, что политика дорогих денег привела к тому, что деньги концентрируются в государственных банках, которые имеют возможность привлекать бюджетные ассигнования и вливания кредитных эмиссий для поддержки своих балансов, при высоких процентных ставках, которые сегодня в четыре раза превышают нормы рентабельности. Практически все предприятия — заложники государственного банковского сектора…» — Глазьев Сергей Юрьевич.
Можно вспомнить и круглый стол в Госдуме по оценке эффективности распродажи госсобственности в марте этого года. Депутат Андрей Свинцов отмечает:
«Все крупнейшие отрасли должны находиться под контролем государства. Формы этого контроля требуют анализа, но мы понимаем, что несмотря на то, что "Газпром" — публичная компания, ее контрольный пакет всегда должен оставаться в руках государства. Для меня такая форма управления компаниями сырьевого сектора и финансового —оптимальный вариант».
Можно спорить об оптимальности конкретной формы владения, но то, что контрольный пакет акций должен быть у государства — неоспоримо. Интересное наблюдение имеется у экономиста Валентина Катасонова. После совещания Владимира Путина с руководящим составом Министерства обороны и представителями оборонно-промышленного комплекс в мае этого года он пишет:
«Ныне впервые из уст Президента прозвучал призыв к мобилизации всей экономики, что противоречит заявлению господина Медведева, который не постеснялся открытым текстом сказать, что мобилизационная модель экономики – не наш путь».
Подобная мобилизация будет возможно только при условии, что управлять экономикой и выбирать стратегию развития будет государство, а не частные собственники. Но при этом недопустимо, чтобы имеющиеся у государства ресурсы простаивали, не используясь, а тем более переходили бы в собственность иностранным компаниям.
Показательна в этом плане не такая уж далекая от России ситуация с Донецким электрометаллургическим заводом, на котором власти ДНР ввели временную администрацию - при том, что завод принадлежит российской компании «Мечел». Главная претензия властей - простой, завод с 2013 года не осуществляет свою деятельность.
При этом руководство ДНР и радо бы вернуть формально российской компании «Мечел» ДЭМЗ, но лишь при условии его запуска, с чем «Мечел» не согласен. В связи с этим наиболее вероятным сценарием является национализация ДЭМЗ.
Так что этой точки зрения умение найти равновесие между приватизацией и национализацией - это тот инь-янь экономики, который позволит ей эффективно развиваться.
Главное - не кидаться в крайности.