Ранее "прямая или косвенная поставка, продажа или передача Ирану или для использование в Иране боевых танков, боевых бронированных машин, артиллерийских систем большого калибра, боевых самолетов, боевых вертолетов, военных кораблей, ракет или ракетных систем" были возможны только по разрешению Совбеза ООН в каждом конкретном случае. Де-факто же в отношении Ирана действовало полное оружейное эмбарго. Эти ограничения стали частью добровольно принятых Ираном обязательств для скорейшего завершения переговоров по заключению СВПД.
В Тегеране не скрывают, что заинтересованы в поставках вооружений, прежде всего из стран, которые внесли ключевой вклад в сохранение СВПД после выхода из него США в 2018 году. "После снятия эмбарго мы сможем удовлетворять свои потребности при посредничестве стран, с которыми установились стратегические отношения, включая Россию и Китай", - указывал в сентябре глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф.
"Мы будем проводить консультации с Россией по поводу того, что нам необходимо для укрепления нашей обороноспособности. Российское правительство и российский народ были и остаются рядом с нами в трудные минуты. В этом плане для нас Россия - приоритетный партнер", - подтвердил со своей стороны посол Ирана в РФ Казем Джалали.
В августе вице-премьер РФ Юрий Борисов подтверждал, что Иран "имеет очень большие надежды на приобретение российской [военной] техники" после снятия санкций. В Москве "убеждены, что все возможности, которые открываются в связи с истечением срока действия положений резолюции 2231 Совбеза ООН, касающихся военно-технического сотрудничества с Ираном, будут должным образом учтены и соответствующим образом своевременно использованы на взаимовыгодной основе и на благо народов двух стран", отмечала официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
Двойное фиаско США в СБ ООН
Против отмены оружейного эмбарго в отношении Ирана в течение последних нескольких месяцев выступали США. Госсекретарь Майкл Помпео подчеркивал, что "нельзя рисковать тем, чтобы Иран приобретал более передовые вооружения и передавал эти арсеналы безответственным действующим лицам".
Еще в августе в качестве своеобразного пробного шара США внесли в СБ ООН о продлении ограничений до тех пор, "пока Совет не примет обратное решение". При голосовании документ не набрал нужного количества голосов: против него высказались Россия и Китай, за - США и Доминиканская Республика, воздержались Франция, Великобритания, Бельгия, Германия, Вьетнам, Южная Африка, Индонезия, Нигер, Сент-Винсент и Гренадины, Тунис и Эстония.
Определяющей при принятии решения стала позиция европейских стран. Великобритания, Франция и Германия соглашались с опасениями США по поводу открывающейся у Ирана возможности покупать оружие. Но, будучи участниками ядерной сделки, они не могли не понимать, что продление оружейного эмбарго будет означать конец соглашения. Иран предупреждал, что в случае принятия резолюции выйдет из СВПД.
Буквально через несколько дней после голосования США попытались взять реванш. Помпео лично вручил председателю Совбеза ООН письмо с уведомлением об инициировании "снэпбэка" (быстрый возврат к предыдущей стадии чего-либо) - так США называют возвращение санкций ООН в отношении Ирана. Эта процедура предусмотрена СВПД: если участник сделки настаивает на возвращении ограничений, то санкции либо автоматически возвращаются через 30 дней, либо на голосование Совбеза выносится резолюция о продлении режима без санкций.
Однако, учитывая выход США из СВПД, их обращение не было удовлетворено: против него выступили 13 из 15 стран СБ. Даже традиционный союзник США Великобритания в лице заместителя постпреда Джеймс Раской указала, что "запуск "снэпбэка" в данный момент будет несовместим с общими усилиями по сохранению иранской ядерной сделки". В Тегеране расценили произошедшее как "историческое поражение" Вашингтона.
Как заявил постоянный представитель РФ при ООН Василий Небензя, вопрос о возвращении санкций в отношении Ирана больше не будет выноситься на обсуждение Совета Безопасности ООН. Впрочем, США с этим не согласны и, несмотря на двойное поражение, не оставляют надежды добиться своего. Так, месяц назад Помпео пообещал, что США "вернутся в Совбез с целью вновь ввести санкции, чтобы эмбарго на поставки оружия стало постоянным".
Тем не менее, осознав, что шансы их поддержки в Совбезе ООН стремятся к нулю, 21 сентября США ввели санкции за продажу Ирану оружия на национальном уровне. Президент Дональд Трамп подписал указ об ограничительных мерах в отношении тех, кто будет причастен к поставкам Ирану "ядерных технологий, технологий [производства] баллистических ракет и обычных вооружений".
Как пояснили позднее в Белом доме, "новый указ дает полномочия Госдепартаменту и Министерству финансов США вводить финансовые санкции против тех, кто замешан в поставках обычных вооружений в Иран и из него". В этом плане "это более широкая трактовка, нежели чем оружейные ограничения ООН, которые касаются только оружия или оборудования, обозначенного в Реестре обычных вооружений ООН", добавил представитель американской администрации высокого ранга.
Более того, как предупредил спецпредставитель США по Венесуэле и Ирану Эллиотт Абрамс, указ Трампа "велит не ждать физической доставки [Тегерану], скажем, боевых истребителей, танков или скоростных катеров". По его словам, сам факт заключения соглашений "может привести к санкциям в отношении вовлеченных в них лиц".
В России американских санкций не боятся, поскольку привыкли к ним, отреагировал замглавы МИД РФ Сергей Рябков. По его словам, Россия развивает с Ираном многоплановое сотрудничество, "в сфере ВТС сотрудничество пойдет в зависимости от потребности сторон и взаимной готовности к такому сотрудничеству в спокойном ключе".