Как Facebook ведет борьбу с «фейковыми новостями»

 

Американские соцсети регулярно оказываются в эпицентре различных скандалов, связанных с незаконной слежкой за пользователями, сливом персональных данных, сотрудничеством со спецслужбами и политической цензурой. Однако они не намерены изменять своей политике и теперь еще ведут борьбу с так называемыми «фейковыми новостями».

План действий по борьбе с дезинформацией был принят еще в декабре прошлого года. К этой программе тут же присоединились американские онлайн-платформы. Одна из главных задач этого сотрудничества, по версии пресс-службы Еврокомиссии, — «предлагать информацию и инструменты, помогающие людям принимать обоснованные решения, и облегчить доступ к различным точкам зрения на вопросы, представляющие общественный интерес, при этом выделяя надёжные источники». Важнейшим направлением является проверка новостей – фактчекинг.

На днях пресс-служба Европейской комиссии сообщила, что Facebook, Google и Twitter отчитались перед ЕК о выполнении своих обязательств по борьбе с дезинформацией накануне запланированных на май выборов в Европарламент. Сеть Марка Цукерберга обнаружила восемь «скоординированных сетей недостоверного поведения» с корнями из РФ, Косова и Македонии.

Уделять особое внимание данному вопросу Facebook начал еще несколько лет назад на волне сообщений о вмешательстве России в ход американских выборов. Делом занялась независимая Международная сеть проверки фактов (International Fact-Checking Network — IFCN), сотрудники которой решают, какие сообщения в соцсети являются достоверными, а какие нет.

Контент, помеченный при проверке как фальшивый, перемещается в ленте Facebook вниз, чтобы его увидело как можно меньше пользователей. Если сайт или страница будет уличена в распространении лживых новостей несколько раз, то владельцы потеряют доступ к монетизации, а сами фактчекеры получат от соцсети за это премию.

Большую часть фукций по фактчекингу Facebook отдаёт на аутсорс сторонним организациям. На сегодняшний день насчитывается порядка 60 проектов, которые действуют по всему миру. Для работы они все получают сертификат от Международной сети проверок фактов (Poynter Institute for Media Studies).

Решает же, кто и в какой стране будет определять, какие новости в Facebook считать ложными, Poynter Institute, принадлежащий американскому медиамагнату Нельсону Пойнтера. Данную организацию за последние годы спонсировали Google, MacArthur Foundation, Bill and Melinda Gates Foundation, Carnegie Foundation, Open Society Foundation*, Omidyar Network и т.д.

Так, например, последние две организации только в 2017 году выделили для НКО $1,3 млн.

Как верно отмечают эксперты, существующая в Facebook структура по борьбе с ложными новостями далека от соответствия принципам непредвзятости и объективности. В частности, таким мнением поделился президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. По его словам, это цензура в соцсетях, которая отбирает у пользователей право выбора.

«Мы знаем, как работают подобные вещи. Они не ставят перед собой реальных целей очищения интернет-пространства от всевозможных фейковых новостей, а скорее действуют как карательный инструмент в отношении оппонентов»,- заявил Абзалов.

Вернуться назад