Американцы большие любители толстых бюджетов.
Крейсер CG
Начнем с американского флота — витрины вооруженных сил страны. Состав военно-морских сил СШАочень не похож на наш — он у них очень лаконичен, унифицирован и прост. Во главе всего стоят авианосцы — старые добрые «Нимицы», разработанные еще в 70-х годах. Им на смену должна была прийти серия «Джеральд Р. Форд», но ее головной корабль, спущенный на воду еще в 2013 году, до сих пор не может пройти испытания ввиду поломок. Поэтому мы его пока не считаем.
За авианосцами идут ракетные крейсеры типа «Тикондерог», разработанные в самом начал 80-х годов. Затем ракетные эсминцы «Арли Бёрк» — самые массовые корабли американского флота, строящиеся с конца 80-х и до сих пор.
Очевидно, что пора потихоньку заводить корабли новых проектов, с применением новых технологий. Все-таки на дворе 2016 год и с 80-х прошло немало времени. В противном случае можно потерять технологическое преимущество на море.
И американцы попытались, создав «программу по созданию крейсера следующего поколения» в 90-е годы. Сначала они разрабатывали два направления — новый эсминец под кодовым названием DD-21 и новый крейсер CG-21 на замену «Тикондерогам». Но в 2001 году подумали и «зарезали» программу CG-21, решив заняться «Программой по созданию надводного боевого корабля будущего». Задачи у нее были скромнее, а название - амбициознее.
В результате на свет появился проект DD(X), в рамках которого «реинкарнировался» и крейсер CG-21. Вроде бы флот США должен был в итоге обогатиться целым семейством кораблей с обликом будущего, но военные подумали и решили, что задачи нового крейсера с успехом могут выполнять эсминцы «Арли Бёрк» и «порезали» программу еще раз.
Ну а не воплотившийся в жизнь крейсер CG-21 стоил стране 200 млн долларов.
XM2001 «Крестоносец»
Есть на вооружении США такая САУ класса гаубиц, как 155-мм M109. Разработана она еще в 50-х годах и с тех пор неоднократно модернизировалась. В результате последнего обновления в 90-е годы на свет появился M109A6 «Паладин», которому с тех пор только срок службы продлевают.
Американцы не дураки и в конце 90-х решили, что пора создавать новую САУ — XM2001 «Крестоносец». Потратили на это 2 млрд. долларов, разработали новую самоходку и транспортно-заряжающую машину, собрали все это в готовом виде, провели испытания и закрыли программу.
Говорят, что генералы подумали и решили, что их «Паладин» не так уж и плох, особенно если вспомнить, какого он года. Ну а еще «Крестоносец» оказался дорогим даже для американцев.
Плавающий бронетранспортёр EFV
Когда начинаешь говорить об американской бронетехнике, то в первую очередь нужно понять, что она слишком отличается от нашей.
Например, для нас очевидно, что любая бронетехника должна плавать, и желательно - в море, за исключением тяжелой. У американцев все иначе: БМП «Бредли» вроде бы плавает, но только по озерной глади и очень не спеша. Древний бронетранспортер M113 уже после модификации «А2» 1978 года почти потерял эту способность, и только тонкостенный бронетранспортер LAV-2, стоящий на вооружении корпуса морской пехоты, умеет сносно держаться на воде. А вот все эти «Кугары», RG-33, семейство Stryker и прочие, тонут как кусок лома.
Об их замене на что-то новое думали еще с 80-х годов и в итоге додумались до разработки плавающего бронетранспортера EFV. Принять его на вооружение хотели еще в 2011 году, но что-то не заладилось. Потратили на эту машинку 3,3 млрд. долларов, а морские пехотинцы так и остались с консервными банками AAV-7.
Вертолет RAH66 «Команч»
В начале 90-х американцы начали амбициозную программу по разработке целого семейства многоцелевых, разведывательно-ударных вертолетов, которые должны были заменить AH-1«Кобра», UH-1 «Ирокез», OH-58 «Кайова» и OH-6 «Кайюс».
Это должна была быть самая масштабная подобная программа и на нее выделили 2,8 млрд. долларов. Ну а построить планировалось 4–6 тыс. вертолетов во всех вариантах, на сумму в 24–36 млрд. долларов.
Ну а потом случилась война в Ираке и военные решили, что беспилотники круче, да и вертолет вышел так себе и от проекта отказались. Потратили на это дело почти 9 млрд. долларов, а на выходе получили экземпляр прототипа, что стоит в авиационном музее Армии США.
Боевые системы будущего
Это моя любимая американская разработка.
Вначале, как оно обычно бывает, еще в 80-х, были идеи маршала Советского Союза Н. Огаркова. Затем американские адмиралы написали статью «Сетецентричная война, её происхождение и будущее».
И так эти мысли понравились господам из Пентагона, что те приняли военную доктрину под названием "Сетецентрическая война" и в начале 2003 года начали всячески перевооружать и перестраивать свою армию.
Главным образом смысл преобразований заключался в получении технологического и информационного превосходства над противником на поле боя. Американцы хотели разработать новые наземные и воздушные беспилотники, новые боевые машины различного предназначения - от танка до командирской машины. Все это должно было управляться уникальной операционной платформой.
А знаете, где теория »Сетецентрической войны» нашла максимальное воплощение в реальности? В российской «единой системе управления тактического звена», которая теперь как раз и обеспечивает техническое и информационное превосходство нашей армии, в том числе и над армией США, на поле боя.