Бомбы для ПАК ФА. Надежное оружие для нового истребителя


Видеозапись испытания авиационной пушки для перспективного российского истребителя пятого поколения Т-50 всколыхнули интернет. Пушка 9-А1-4071К стала следующим шагом в развитии одноствольной авиационной пушки ГШ-301, ставшей классикой российского авиационного вооружения. Орудие под маркой Грязева и Шипунова устанавливается на истребители МиГ-29, Су-27, Су-30, Су-33, Су-35, а его более совершенный вариант теперь появится на вооружении Т-50.

Но не только пушки составляют ударную мощь российского истребителя нового поколения. На днях генеральный директор концерна «Техмаш» Сергей Русаков сообщил, что в номенклатуру вооружения будущего флагмана российской фронтовой авиации войдут осколочно-фугасные и объемно-детонирующие бомбы.

«Для применения с ПАК ФА рассматриваются осколочно-фугасная зажигательная авиационная бомба ОФЗАБ-500 и объемно-детонирующая авиационная бомба ОДАБ-500ПМВ».

Как и орудие ГШ-301, эти бомбы уже состоят на вооружении российской армии и могут устанавливаться на самолеты МиГ-29, Су-24, Су-25, Су-27 и Ту-95. Также они входят в номенклатуру более старых Ту-16, МиГ-21, МиГ-27, Су-17 и Су-22. Таким образом, методика применения этих боеприпасов уже изучена, и специального обучения летчиков для использования ОФЗАБ-500 и ОДАБ-500ПМВ не понадобится.

Дополнительным плюсом будет уже имеющееся производство этих авиабомб и накопленный на складах запас. Это с одной стороны не потребует затрат на организацию производства, а с другой стороны позволит при первой необходимости организовать тренировки пилотов Т-50 с использованием штатных боеприпасов.

Осколочно-фугасная зажигательная бомба ОФЗАБ-500 предназначена для поражения живой силы и легкоуязвимых полевых сооружений, складов и топливных хранилищ. Может применяться с высот от 300 до 20 000 метров при скоростях от 100 до 1200 км/ч. Новейшие прицельные комплексы позволяют аккуратно ронять такую бомбу точно в цель, делая ее практически высокоточной по результативности, причем без повышения цены за единицу.

Объемно-детонирующая бомба ОДАБ-500ПМВ более требовательна к режимам полета, чем фугасная. Она может применяться в диапазоне высот от 200 до 1000 метров и при скоростях от 500 до 1100 км/ч. Эта бомба является более дорогим боеприпасом, однако по эффективности использования против живой силы и легкоуязвимых полевых сооружений превосходит ОФЗАБ-500. Кроме того, в случае экстренной необходимости ОДАБ-500ПМВ может использоваться для разминирования противопехотных и противотанковых минных полей.

Обе бомбы позволяют самолету-носителю маневрировать с большими перегрузками, что, видимо, стало важным аргументом при выборе бомб для вооружения перспективного российского истребителя. Одной из основных черт истребителей пятого поколения является сверхманевренность, а значит, перегрузки могут достигать больших значений и иметь совершенно непредсказуемое направление.

По всей видимости, во внутрифюзеляжные отсеки эти бомбы не влезут. ОФЗАБ-500 при массе в 500 кг (из которых 250 кг — это зажигательная смесь) отличается длиной в два с половиной метра и диаметром в 450 мм. ОДАБ-500ПМВ при той же массе хоть и короче на 220 миллиметров, зато толще на 50 мм. Для случаев, когда необходимо использование авиационных бомб, Т-50 имеет узлы внешней подвески. Правда, подвешенные бомбы будут сильно повышать радиолокационную заметность истребителя, зато возможности нанесения ударов по наземным объектам сильно вырастет. Таким образом, в зависимости от поставленной задачи, Т-50 сможет выполнять функции и скрытного истребителя для завоевания господства в воздухе, и малозаметного штурмовика, способного сразу после удара оперативно скрыться.

Принятие Т-50 на вооружение уже не за горами, и к этому событию самолет должен быть готов выполнять все поставленные командованием задачи. Для этого в начальной номенклатуре вооружения должны присутствовать проверенные временем и практикой образцы. Однако нет никаких сомнений, что ПАК ФА задержится в наших ВКС надолго и увидит еще авиационные бомбы нового поколения. Эти боеприпасы будут разработаны уже с учетом опыта полетов на Т-50 и, несомненно, еще больше усилят грозный российский истребитель.
 

Автор: Григорий Романович Ажданин

Вернуться назад